Начиная с 1 января 1999 года налоговые органы России ведут учет юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранных организаций и физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В связи с множеством оснований постановок на учет для организаций введен Код причины постановки на учет (КПП), который позволяет однозначно определить по какому основанию и в каком налоговом органе организация состоит на учете.
С 1 января 2004 года действует новый порядок постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговых органах.
Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внес в законодательство целый ряд существенных изменений, связанных с реализацией принципа "одного окна". Налоговыми органами обеспечивается одновременность выдачи налогоплательщику документов по учету и государственной регистрации.
Основание для постановки на учет — сведения единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также сведения, сообщаемые органами в соответствии со статьей 85 Кодекса.
Заявительный порядок постановки на учет и, соответственно, применение штрафных санкций за нарушение срока постановки на учет, установленного Кодексом, сохранены только в отношении постановки на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений.
Исключены из понятия "индивидуальные предприниматели" частные охранники и частные детективы.
К индивидуальным предпринимателям для целей Кодекса, наряду с частными нотариусами, приравнены и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
Определен налоговый орган, в который организация или индивидуальный предприниматель представляет сообщения в соответствии со статьей 23 Кодекса, — по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.
Внесены изменения в редакцию пункта 1 статьи 32 Кодекса — налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц, а не налогоплательщиков.
Расширен перечень органов, обязанных сообщать согласно статье 85 Кодекса в налоговые органы соответствующие сведения о физических лицах:
— советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации не позднее 30-го числа каждого месяца;
— органы, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации — о фактах замены в течение пяти дней со дня выдачи нового документа; о фактах подачи гражданином заявления об утрате документа в течение трех дней со дня его подачи;
— органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прямо поименованы в пункте 4 статьи 85 Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждены в новой редакции Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Установлен срок выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Уточнен порядок предоставления сведений из ЕГРН как на бесплатной, так и на платной основе
В связи с переходом от заявительного принципа постановки на учет организаций (индивидуальных предпринимателей) к постановке на учет на основании сведений ЕГРЮЛ, ЕГРИП и сведений, сообщаемых органами в соответствии со статьей 85 Кодекса, существенно изменился порядок работы собственно налоговых органов, который регламентирован приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178.
В соответствии с нормами статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 утверждено "Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций".
Приказом МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 "Об учете
иностранных организаций в налоговых органах" установлено, что налоговые органы с 01.10.2003 осуществляют постановку на учет/учет иностранных организаций с применением справочника "Коды иностранных организаций" (Справочник КИО).
Ведение Справочника КИО осуществляется на федеральном уровне межрегиональной инспекцией МНС России по централизованной обработке данных (МРИ ЦОД МНС России).
При постановке на учет/учете филиалов иностранной организации присваивается единый уникальный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) вместе с кодом причины постановки на учет (КПП)
Налоговые органы обязаны организовать и провести мероприятия по замене документов иностранным организациям до 1 января 2005 года. По состоянию на 1 июля 2004 года 30% иностранных организаций, осуществляющих деятельность через отделения, заменены документы по учету.
С 1 января 2005 года признаются недействительными идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код иностранной организации (КИО), присвоенные до 1 октября 2003 года.
Идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), признанные недействительными, размещаются на Web-сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.
В Москве и Санкт-Петербурге созданы Единые регистрационные центры. Документы по учету выдаются налогоплательщику одновременно с документами, подтверждающими факт внесения записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
С 1 января 2006 года вступит в силу Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" — налоговые органы будут вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию.
Ведение учета налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию позволит оптимально сократить количество случаев постановки на учет по таким основаниям, как — по месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование и другим.
Введение в действие нормы, позволяющей вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию, обеспечит однократную постановку на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений в соответствующем налоговом органе конкретного муниципального образования.
О создании нового обособленного подразделения на территории одного и того же муниципального образования организации будет достаточно уведомить налоговый орган.
Вместе с тем необходимо отметить, что реализация указанных новаций нуждается в закреплении на законодательном уровне, то есть требует внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков наряду с ЕГРЮЛ, ЕГРИП позволяет обеспечить оперативное обновление информации об организациях и индивидуальных предпринимателях, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, на основании сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведений, сообщаемых органами, поименованными в статье 85 Кодекса, а также путем взаимодействия между налоговыми органами электронными документами.
В период с 1 января по 1 сентября 2004 года осуществлена постановка на учет по принципу "одного окна" свыше 167 тыс. юридических лиц, 336,8 тыс. индивидуальных предпринимателей и 5,8 тыс. глав Крестьянских (фермерских) хозяйств.
В заключение необходимо отметить, что в Едином государственном реестре налогоплательщиков содержится вся информация о налогоплательщике, необходимая для проведения эффективной контрольной работы. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков на федеральном уровне позволяет обеспечить информацией о налогоплательщике любой налоговый орган на территории Российской Федерации.
Единый государственный реестр налогоплательщиков
Налоговыми органами осуществляется ведение с 1 января 1999 года Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).
Принципиальное отличие Единого государственного реестра налогоплательщиков от ЕГРЮЛ, ЕГРИП заключается в его содержательной части.
В Едином государственном реестре налогоплательщиков содержатся сведения:
а) о постановке на учет организации в налоговом органе:
╥ по месту ее нахождения;
╥ по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения;
╥ по месту нахождения недвижимого имущества, с 1 января 2004 года принадлежащего организации не только на праве собственности, но и на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
╥ по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств;
╥ по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Все иные основания установлены второй частью Кодекса. Например, - по месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование;
б) о постановке на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе:
╥ по месту жительства;
╥ по иным основаниям, предусмотренным Кодексом;
в) о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства иных категорий налогоплательщиков, отнесенных для целей Кодекса к индивидуальным предпринимателям:
╥ частных нотариусов;
╥ адвокатов, учредивших адвокатский кабинет;
г) о постановке на учет адвокатов, осуществляющих деятельность в иных формах адвокатских образований (в налоговом органе по месту жительства);
д) о постановке на учет физических лиц — владельцев недвижимого имущества в налоговом органе:
╥ по месту жительства;
╥ по месту нахождения недвижимого имущества;
е) о постановке на учет физических лиц — владельцев транспортных средств в налоговом органе:
╥ по месту жительства;
╥ по месту нахождения транспортных средств;
ж) о постановке на учет физических лиц, у которых возникла необходимость указания ИНН в декларациях и иных документах, подаваемых в налоговые или иные органы, а также сообщения ИНН источнику выплаты дохода, банку и др. (в налоговом органе по месту жительства);
з) об учете физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, сведения о которых поступают из органов, указанных в пунктах 3 и 5 статьи 85 Кодекса.
При этом сведения обо всех случаях постановки на учет организации или отдельных категорий физических лиц в обязательном порядке поступают в налоговый орган, в котором организация (физическое лицо) состоит на учете по месту нахождения (месту жительства), а оттуда в федеральную базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков.
<< | Сентябрь, 2004 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
- Госдума России приняла закон о повышении НДПИ на золото
- Правительство РФ утвердило постановление о создании ФГИС состояния окружающей среды
- Правительство РФ утвердило обновлённое стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 г.
- Правительство РФ утвердило программу мер по борьбе с картелями
- Правительство РФ направит 1 млрд руб. на программу социальной газификации
- ФАС России оштрафовала топливные компании на 110 млн руб.
- "Русхимальянс" подал в суд новый иск на 105,5 млрд руб. к германской Linde
- Финская Fortum инициировала разбирательство против России
- Территориальные органы ФАС России возбудили дела в отношении структур "ЛУКОЙЛа" по признакам нарушения антимонопольного законодательства
- Верховный Суд встал на сторону ЗАО "Косьвинский камень" в споре с ФНС по размеру НДПИ
- П. Сниккарс: Задача Минэнерго — обеспечить надёжное и качественное энергоснабжение потребителей Дальнего Востока, не делая акцент на определённом виде генерации
- А. Козлов: Прирост запасов дефицитного сырья и обеспечение суверенитета страны
- Россия и Индия намерены развивать сотрудничество по вопросам геологии и охраны окружающей среды
- АЛРОСА и Альфа-Банк запустили первый финансовый инструмент "Цифровые караты"
- "РН-Уватнефтегаз" запустил в промышленную эксплуатацию Северо-Немчиновское месторождение
- Омар Бахрам назначен новым членом Совета директоров Polymetal International
- Сергей Дрегваль назначен генеральным директором ПАО "Интер РАО"
- Алексей Овечкин возглавил ООО "Газпром недра"
- Александр Колбин — новый заместитель генерального директора ПАО "Т Плюс"
- Ответственный за российский регион управленец Wintershall Dea уйдет с поста
- Открыт сбор предложений по темам для Петербургского международного юридического форума — 2024
- Конференция РАА "Актуальные проблемы трансграничного банкротства"
- Компания PravoTech разработает единый стандарт отчетности по оценке эффективности судебной функции
- Уголовная и субсидиарная ответственность менеджмента и собственников-2024
- 2 апреля в Москве состоялся форум "Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки"