Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Доклад В.Б. Христенко на 6-м Общем собрании Круглого стола промышленников России и Европейского Союза
10 ноября 2004г., г. Гаага, Нидерланды

Время, прошедшее с предыдущего Круглого стола, было отмечено качественными изменениями в стратегических партнерских отношениях России и ЕС. Прежде всего, состоялось расширение Евросоюза. В этой связи 27 апреля 2004г. Россия и ЕС подписали два крайне важных документа - Протокол о распространении Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве на присоединившиеся страны, закон, о ратификации которого уже подписан Президентом России, и Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС. В результате мы смогли избежать ненужных осложнений и создать предсказуемые условия для дальнейшего наращивания наших экономических связей с расширившимся ЕС. При этом Россия рассматривает расширение ЕС не как формальное увеличение числа его членов, а как качественно новый этап в развитии торгово-экономических связей с ЕС-25 и рассчитывает, что накопленный потенциал традиционного торгово-экономического сотрудничества с присоединившимися к ЕС странами привнесет новое качество в наши отношения со странами ЕС-15.

Сегодня успех качественного развития любого государства предопределяется его способностью задействовать не только внутренние, но и внешние источники роста. В современной глобальной экономике интернационализация бизнеса и развитие интеграционных процессов являются важным условием укрепления и сохранения конкурентоспособности, как отдельных экономических субъектов, так и национальной экономики в целом. Это особенно верно для России и ЕС в силу естественной взаимодополняемости их ресурсных потенциалов и экономических структур.

Идея общеевропейской экономической интеграции начала приобретать конкретные очертания после принятия на Римском саммите Россия — ЕС (ноябрь 2003г.) Концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП), подготовленной совместной Группой высокого уровня. В Концепции очерчены стратегические цели, принципы и инструменты экономической интеграции. В качестве долгосрочной, перспективной цели ОЕЭП определено создание интегрированного рынка Россия — ЕС, в рамках которого реализуются четыре "свободы": торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы.

Работа по реализации концепции ОЕЭП открывает возможность содержательного и систематического обмена мнениями по всем аспектам двусторонних отношений.

Создание Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) имеет для России исключительно важное значение. И дело не только в том, что ЕС - наш основной торговый партнер и наиболее значимый источник инвестиций и технологий. Сегодня, когда на первом месте стоит задача коренной реконструкции российской экономики, значение "европейской интеграции" определяется, прежде всего, ее системным воздействием на темпы внутренних структурных и институциональных реформ, на масштабы и уровень модернизации отечественной промышленности, и в конечном счете на укрепление положения России в международном разделении труда.

В целом, как показывают проведенные нами исследования, экономические механизмы России и ЕС вполне совместимы на уровне законодательства и мер регулирования. При этом необходимо отметить, что реальная экономическая интеграция России и ЕС с нашей точке зрения будет развиваться, прежде всего, на базе инвестиционных процессов и промышленной кооперации. Только крупные инфраструктурные и промышленные инвестиции могут создать основу для устойчивого увеличения взаимной торговли и прогрессивных изменений в структуре экономики и внешнеторговых связей, необходимых для обеспечения устойчивого повышения международной конкурентоспособности России и ЕС. Работа по формированию общего экономического пространства, при этом, должна вестись одновременно по двум взаимосвязанным направлениям:

(1) гармонизация правовых систем и режима экономического регулирования и
(2) развитие углубленного сотрудничества в конкретных сферах и секторах экономики.

Вместе с тем, в условиях значительных различий в уровне экономического развития и характере экономической политики в России и ЕС полная гармонизация экономических и правовых систем представляется делом отдаленного будущего. Поэтому в наших ближайших планах по созданию ОЕЭП нужно перенести центр тяжести на углубление сотрудничества и интеграции в отдельных, реально готовых для этого секторах. Это не исключает гармонизацию наиболее фундаментальных правовых норм экономической деятельности (Права собственности, исполнение контрактов, свобода конкуренции, отсутствие дискриминации, стабильность налоговой системы, транспарентность регулирования и т.п.), однако во всех других отношениях конвергенция регулирования будет происходить постепенно под влиянием практических потребностей интеграционных процессов.

В соответствии с решением майского 2004г. саммита стороны приступили к разработке Совместного плана действий (СПД) т.н. "дорожной карты" первого этапа создания ОЕЭП, рассчитанного на период до вступления России в ВТО.

Разработанный экспертами двух сторон СПД состоит из 16 разделов, и, хотя некоторые их них требуют дополнительного согласования, мы полагаем, что степень готовности документа, исходя из количества согласованных положений, можно оценить в 90-95%. В числе отраслей, которые предусмотрены в дорожной карте — энергетика, транспорт, автомобилестроение, топливный и металлургический комплексы, химия, финансовые услуги, сельское хозяйство, телекоммуникации. Впервые серьезные и масштабные меры предусмотрены в такой важной для обеих сторон сфере как исследование космоса. Намечено расширение сотрудничества в области экологии, стандартизации, защиты прав интеллектуальной собственности, совершенствования антимонопольного законодательства, таможенного регулирования и т.д. Все эти мероприятия, оказывают существенное влияние на климат сотрудничества и взаимных инвестиций.

В то же время, как известно, часть вопросов осталась нерешенной, в связи с чем работа по согласованию текста дорожной карты на данный момент не завершена. Некоторые из этих вопросов носят для России принципиальный характер. Суть состоит в том, что, по нашему мнению, совместный план не должен предусматривать те действия или обязательства, которые на настоящий момент не согласованы или по ним ведутся переговоры в другом формате. Мы считаем, что результаты таких переговоров могут в дальнейшем дать основание для определения дополнительных областей и мер сотрудничества, которые будет иметь смысл включать в планы создания общего экономического пространства.

Вместе с тем, предложенные в совместном плане действий подходы пока носят довольно общий и схематичный характер. Задачи их конкретизации могут быть решены только при условии активного участия бизнеса в процессе формирования ОЕЭП и его довольно глубокой вовлеченности в содержательное обсуждение возникающих в связи с этим проблем.

При этом важнейшей политической задачей становится создание постоянного механизма диалога заинтересованных представителей деловых кругов с обеих сторон по вопросам формирования ОЕЭП. Важная роль в этом процессе может принадлежать круглому столу промышленников России и ЕС. Задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы превратить постоянные Рабочие группы круглого стола по отдельным секторам и отраслям экономики в реальные механизмы консультаций заинтересованных компаний по углублению корпоративного сотрудничества и развитию интеграционных процессов в этих отраслях и секторах. Речь идет прежде всего о таких секторах как энергетика, транспорт, связь, финансы формирующих общую инфраструктуру сотрудничества, но аналогичные инструменты нужны и для конкретных отраслей промышленности, в которых объединение сравнительных преимуществ может дать общий экономический эффект.

Параллельно с работой по реализации ОЕЭП идет активное развитие энергодиалога. Мы видим его как одно из ведущих и наиболее продвинутых направлений становления Общего европейского экономического пространства, определяющих взаимную дополняемость наших экономик. Убеждён, что энергодиалог должен и впредь активно развиваться самостоятельно, а его результаты должны включаться в общий контекст работ по ОЕЭП. Кстати совместная российско-европейская руководящая группа по энергетике, созданная на предыдущем заседании вашего круглого стола по инициативе координаторов энергодиалога и представителей делового сообщества и работающая в тесной увязке с Группой высокого уровня по энергодиалогу Россия-ЕС могла бы стать прообразом эффективного механизма взаимодействия бизнеса и официальных структур по конкретным направлениям.

Но вернусь к дорожной карте по ОЕЭП. Да, разногласия по тексту пока остаются. Тем не менее, возможности для завершения работы по дорожной карте в ближайшее время имеются. В связи с этим нецелесообразно увязывать её с договоренностью по другим дорожным картам в других общих пространствах, (науки и культуры, внутренней и внешней безопасности) как это ставится со стороны Европейского Союза. С моей точки зрения, от такой увязки веет каким-то холодком. Мне повезло, я уже шестой год нахожусь в этой проблематике. И если взглянуть ретроспективно на эти годы, то можно увидеть следующее.

В начале появился энергодиалог. Его развитие стало выводить не только на крупнейшие инфраструктурные проекты (синхронизация работы электроэнергетических систем, североевропейский газопровод и т.д.), но и на понимание необходимости как гармонизации законодательств сторон, так и выработки общих правовых инструментов регулирования вплоть до выхода на единое энергетическое пространство.

Затем удалось выйти на уровень ОЕЭП. Утвердить концепцию и начать движение по разработке дорожной карты. И одна из первых "прорывных" (в кавычках) мыслей, которые возникли в этот момент — растворить энергодиалог в ОЕЭП. Считал и считаю эту идею деструктивной. Но и работа над дорожной картой по ОЕЭП наткнулась на организационно-политическое препятствие: мандат для переговоров представителям ЕС в Группе высокого уровня не продлён.

Уверен, что работа над таким сложным проектом как формирование ОЕЭП требует специального режима управления.

Затем, весной прошлого года, на саммите в г.Санкт-Петербурге было принято решение о запуске работы ёще по трем пространствам (науке и культуре, внутренней и внешней безопасности). Казалось бы достижение прогресса в отдельных областях логично стимулирует интеграционные процессы в других. Но завершилось это тем, что сегодня, по мнению ЕС, движение вперед по любому из направлений связано друг с другом и даже принятие дорожных карт может быть исключительно в пакете.

Это как минимум означает, что объективно разные скорости и объемы наработок будут подстрижены под замыкающего. С другой стороны, возвращаясь к экономической составляющей, это означает повышение рисков неопределенности перспектив и увязку процессов экономической интеграции с политическими составляющими пространств внутренней и внешней безопасности. Именно отсюда холодком и повеяло.

Сейчас Россия проводит многовекторную интеграционную политику. На востоке мы создаем Единое экономическое пространство "четырех" (России, Украины, Казахстана и Белоруссии). На западе — Общеевропейское экономическое пространство (ОЕЭП). И одновременная работа в этих направлениях с нашей точки зрения не только не содержит никакого внутреннего конфликта, а наоборот является логичной, взаимосвязанной и взаимнодополняющей. Если расширение рынка на страны СНГ фактически решает задачу восстановления традиционного рынка и традиционных связей бывшего СССР, если при этом меняются — хотя и очень заметно — количественные показатели экономической деятельности, то взаимодействие с Европой обеспечивает другой процесс, важнейший для сегодняшней России: качественное развитие.

ЦОС Минпромэнерго России

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА