Время, прошедшее с предыдущего Круглого стола, было отмечено качественными изменениями в стратегических партнерских отношениях России и ЕС. Прежде всего, состоялось расширение Евросоюза. В этой связи 27 апреля 2004г. Россия и ЕС подписали два крайне важных документа - Протокол о распространении Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве на присоединившиеся страны, закон, о ратификации которого уже подписан Президентом России, и Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС. В результате мы смогли избежать ненужных осложнений и создать предсказуемые условия для дальнейшего наращивания наших экономических связей с расширившимся ЕС. При этом Россия рассматривает расширение ЕС не как формальное увеличение числа его членов, а как качественно новый этап в развитии торгово-экономических связей с ЕС-25 и рассчитывает, что накопленный потенциал традиционного торгово-экономического сотрудничества с присоединившимися к ЕС странами привнесет новое качество в наши отношения со странами ЕС-15.
Сегодня успех качественного развития любого государства предопределяется его способностью задействовать не только внутренние, но и внешние источники роста. В современной глобальной экономике интернационализация бизнеса и развитие интеграционных процессов являются важным условием укрепления и сохранения конкурентоспособности, как отдельных экономических субъектов, так и национальной экономики в целом. Это особенно верно для России и ЕС в силу естественной взаимодополняемости их ресурсных потенциалов и экономических структур.
Идея общеевропейской экономической интеграции начала приобретать конкретные очертания после принятия на Римском саммите Россия — ЕС (ноябрь 2003г.) Концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП), подготовленной совместной Группой высокого уровня. В Концепции очерчены стратегические цели, принципы и инструменты экономической интеграции. В качестве долгосрочной, перспективной цели ОЕЭП определено создание интегрированного рынка Россия — ЕС, в рамках которого реализуются четыре "свободы": торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы.
Работа по реализации концепции ОЕЭП открывает возможность содержательного и систематического обмена мнениями по всем аспектам двусторонних отношений.
Создание Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) имеет для России исключительно важное значение. И дело не только в том, что ЕС - наш основной торговый партнер и наиболее значимый источник инвестиций и технологий. Сегодня, когда на первом месте стоит задача коренной реконструкции российской экономики, значение "европейской интеграции" определяется, прежде всего, ее системным воздействием на темпы внутренних структурных и институциональных реформ, на масштабы и уровень модернизации отечественной промышленности, и в конечном счете на укрепление положения России в международном разделении труда.
В целом, как показывают проведенные нами исследования, экономические механизмы России и ЕС вполне совместимы на уровне законодательства и мер регулирования. При этом необходимо отметить, что реальная экономическая интеграция России и ЕС с нашей точке зрения будет развиваться, прежде всего, на базе инвестиционных процессов и промышленной кооперации. Только крупные инфраструктурные и промышленные инвестиции могут создать основу для устойчивого увеличения взаимной торговли и прогрессивных изменений в структуре экономики и внешнеторговых связей, необходимых для обеспечения устойчивого повышения международной конкурентоспособности России и ЕС. Работа по формированию общего экономического пространства, при этом, должна вестись одновременно по двум взаимосвязанным направлениям:
(1) гармонизация правовых систем и режима экономического регулирования и
(2) развитие углубленного сотрудничества в конкретных сферах и секторах экономики.
Вместе с тем, в условиях значительных различий в уровне экономического развития и характере экономической политики в России и ЕС полная гармонизация экономических и правовых систем представляется делом отдаленного будущего. Поэтому в наших ближайших планах по созданию ОЕЭП нужно перенести центр тяжести на углубление сотрудничества и интеграции в отдельных, реально готовых для этого секторах. Это не исключает гармонизацию наиболее фундаментальных правовых норм экономической деятельности (Права собственности, исполнение контрактов, свобода конкуренции, отсутствие дискриминации, стабильность налоговой системы, транспарентность регулирования и т.п.), однако во всех других отношениях конвергенция регулирования будет происходить постепенно под влиянием практических потребностей интеграционных процессов.
В соответствии с решением майского 2004г. саммита стороны приступили к разработке Совместного плана действий (СПД) т.н. "дорожной карты" первого этапа создания ОЕЭП, рассчитанного на период до вступления России в ВТО.
Разработанный экспертами двух сторон СПД состоит из 16 разделов, и, хотя некоторые их них требуют дополнительного согласования, мы полагаем, что степень готовности документа, исходя из количества согласованных положений, можно оценить в 90-95%. В числе отраслей, которые предусмотрены в дорожной карте — энергетика, транспорт, автомобилестроение, топливный и металлургический комплексы, химия, финансовые услуги, сельское хозяйство, телекоммуникации. Впервые серьезные и масштабные меры предусмотрены в такой важной для обеих сторон сфере как исследование космоса. Намечено расширение сотрудничества в области экологии, стандартизации, защиты прав интеллектуальной собственности, совершенствования антимонопольного законодательства, таможенного регулирования и т.д. Все эти мероприятия, оказывают существенное влияние на климат сотрудничества и взаимных инвестиций.
В то же время, как известно, часть вопросов осталась нерешенной, в связи с чем работа по согласованию текста дорожной карты на данный момент не завершена. Некоторые из этих вопросов носят для России принципиальный характер. Суть состоит в том, что, по нашему мнению, совместный план не должен предусматривать те действия или обязательства, которые на настоящий момент не согласованы или по ним ведутся переговоры в другом формате. Мы считаем, что результаты таких переговоров могут в дальнейшем дать основание для определения дополнительных областей и мер сотрудничества, которые будет иметь смысл включать в планы создания общего экономического пространства.
Вместе с тем, предложенные в совместном плане действий подходы пока носят довольно общий и схематичный характер. Задачи их конкретизации могут быть решены только при условии активного участия бизнеса в процессе формирования ОЕЭП и его довольно глубокой вовлеченности в содержательное обсуждение возникающих в связи с этим проблем.
При этом важнейшей политической задачей становится создание постоянного механизма диалога заинтересованных представителей деловых кругов с обеих сторон по вопросам формирования ОЕЭП. Важная роль в этом процессе может принадлежать круглому столу промышленников России и ЕС. Задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы превратить постоянные Рабочие группы круглого стола по отдельным секторам и отраслям экономики в реальные механизмы консультаций заинтересованных компаний по углублению корпоративного сотрудничества и развитию интеграционных процессов в этих отраслях и секторах. Речь идет прежде всего о таких секторах как энергетика, транспорт, связь, финансы формирующих общую инфраструктуру сотрудничества, но аналогичные инструменты нужны и для конкретных отраслей промышленности, в которых объединение сравнительных преимуществ может дать общий экономический эффект.
Параллельно с работой по реализации ОЕЭП идет активное развитие энергодиалога. Мы видим его как одно из ведущих и наиболее продвинутых направлений становления Общего европейского экономического пространства, определяющих взаимную дополняемость наших экономик. Убеждён, что энергодиалог должен и впредь активно развиваться самостоятельно, а его результаты должны включаться в общий контекст работ по ОЕЭП. Кстати совместная российско-европейская руководящая группа по энергетике, созданная на предыдущем заседании вашего круглого стола по инициативе координаторов энергодиалога и представителей делового сообщества и работающая в тесной увязке с Группой высокого уровня по энергодиалогу Россия-ЕС могла бы стать прообразом эффективного механизма взаимодействия бизнеса и официальных структур по конкретным направлениям.
Но вернусь к дорожной карте по ОЕЭП. Да, разногласия по тексту пока остаются. Тем не менее, возможности для завершения работы по дорожной карте в ближайшее время имеются. В связи с этим нецелесообразно увязывать её с договоренностью по другим дорожным картам в других общих пространствах, (науки и культуры, внутренней и внешней безопасности) как это ставится со стороны Европейского Союза. С моей точки зрения, от такой увязки веет каким-то холодком. Мне повезло, я уже шестой год нахожусь в этой проблематике. И если взглянуть ретроспективно на эти годы, то можно увидеть следующее.
В начале появился энергодиалог. Его развитие стало выводить не только на крупнейшие инфраструктурные проекты (синхронизация работы электроэнергетических систем, североевропейский газопровод и т.д.), но и на понимание необходимости как гармонизации законодательств сторон, так и выработки общих правовых инструментов регулирования вплоть до выхода на единое энергетическое пространство.
Затем удалось выйти на уровень ОЕЭП. Утвердить концепцию и начать движение по разработке дорожной карты. И одна из первых "прорывных" (в кавычках) мыслей, которые возникли в этот момент — растворить энергодиалог в ОЕЭП. Считал и считаю эту идею деструктивной. Но и работа над дорожной картой по ОЕЭП наткнулась на организационно-политическое препятствие: мандат для переговоров представителям ЕС в Группе высокого уровня не продлён.
Уверен, что работа над таким сложным проектом как формирование ОЕЭП требует специального режима управления.
Затем, весной прошлого года, на саммите в г.Санкт-Петербурге было принято решение о запуске работы ёще по трем пространствам (науке и культуре, внутренней и внешней безопасности). Казалось бы достижение прогресса в отдельных областях логично стимулирует интеграционные процессы в других. Но завершилось это тем, что сегодня, по мнению ЕС, движение вперед по любому из направлений связано друг с другом и даже принятие дорожных карт может быть исключительно в пакете.
Это как минимум означает, что объективно разные скорости и объемы наработок будут подстрижены под замыкающего. С другой стороны, возвращаясь к экономической составляющей, это означает повышение рисков неопределенности перспектив и увязку процессов экономической интеграции с политическими составляющими пространств внутренней и внешней безопасности. Именно отсюда холодком и повеяло.
Сейчас Россия проводит многовекторную интеграционную политику. На востоке мы создаем Единое экономическое пространство "четырех" (России, Украины, Казахстана и Белоруссии). На западе — Общеевропейское экономическое пространство (ОЕЭП). И одновременная работа в этих направлениях с нашей точки зрения не только не содержит никакого внутреннего конфликта, а наоборот является логичной, взаимосвязанной и взаимнодополняющей. Если расширение рынка на страны СНГ фактически решает задачу восстановления традиционного рынка и традиционных связей бывшего СССР, если при этом меняются — хотя и очень заметно — количественные показатели экономической деятельности, то взаимодействие с Европой обеспечивает другой процесс, важнейший для сегодняшней России: качественное развитие.
ЦОС Минпромэнерго России