media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Принципы и методы формирования реестра фонда буровых скважин как объектов недвижимого имущества. Разработка моделей управления

Г. Овечкина, заместитель руководителя Департамента государственного имущества и работы с подведомственными МПР России унитарными предприятиями, учреждениями и организациями

В работе, проводимой Министерством природных ресурсов Российской Федерации, одним из основных принципов формирования реестра фонда буровых скважин является принцип территориальности. Крайне необходимо создание на территории каждого субъекта Российской Федерации территориального реестра буровых скважин, охватывающего информацию по всем объектам, работающим на его территории. Исходя из указанного принципа, разработано распоряжение МПР России от 30 апреля 2003 г. № 210-р, в соответствии с которым эта работа возложена на территориальные органы МПР России, а именно на главные управления (управления) природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России, которые на основании проведенной территориальными фондами работы по инвентаризации фонда буровых скважин формируют данные территориальные реестры буровых скважин.
Создание таких реестров (баз данных) позволит решить основные стоящие перед Департаментом государственного имущества задачи: как данное имущество содержать, как им управлять?
Уже сейчас, когда работа находится на начальном этапе и мы еще не имеем достаточной информации, становится ясно, что перед Департаментом государственного имущества стоят значительные задачи, в которых основными можно считать определение формы собственности скважин и их имущественного статуса.
Сложившиеся экономические и административные условия в сфере природопользования, а также опыт уже проделанной МПР России работы в части формирования реестра скважин показывают необходимость создания имущественной классификации скважин и разделения данного имущества на несколько групп.
Первая группа ≈ "бесхозные" скважины. Например, на территории Ямало-Ненецкого округа более 30% находящихся в федеральной собственности скважин являются "бесхозными". Такие скважины расположены как на нераспределенном, так и на распределенном фонде недр.
"Бесхозные" скважины, не имеющие балансодержателя и находящиеся на территории распределенного фонда недр, активно используются, добыча углеводородного сырья на них осуществляется получившими лицензию на данный участок недропользователями, но при этом скважина не зарегистрирована и расходов в виде налогов на нее недропользователь не несет.
Проблема "бесхозных" скважин, расположенных на территории нераспределенного фонда, связана с отсутствием как их балансодержателя, так и пользователя, что влечет к экологическим бедствиям из-за непроведения мероприятий по содержанию скважин.
Другая, не менее важная категория скважин — скважины, находящиеся в федеральной собственности, т.е. внесенные в установленном порядке в реестр федеральной собственности и закрепленные на балансе организации недропользователя. Такие нередко находятся на балансе организаций, которые не осуществляют их эксплуатацию, так как не имеют соответствующей лицензии. В качестве примера хотелось бы привести ситуацию с РМНТК "Нефтеотдача", имеющей лицензию на добычу на территории Ружевского месторождения (Ульяновская область), но вынужденной арендовать пробуренные там скважины ОАО "Ульяновскнефть".
Похожая ситуация сложилась и в Ямало-Ненецком автономном округе. 90% скважин, закрепленных за открытым акционерным обществом "Пурнефтегазгеология", находятся в федеральной собственности и расположены на нераспределенных участках недр автономного округа и на участках недр, владельцами лицензий на право пользования недрами которых являются другие недропользователи.
Следовательно, будет правильным внести и некий учебный аспект в наше заседание — хотелось бы подчеркнуть наиболее часто встречающуюся ошибку в рассмотрении вопросов имущественной принадлежности скважин. Следует различать балансодержателя данного имущественного объекта и его собственника. Это совсем не одно и то же. Поэтому в каждом конкретном случае при проведении работы по формированию реестра необходимо выяснить, является ли балансодержатель скважины ее собственником либо собственник не определен вообще.
Возвращаясь к принципам формирования реестра, хочу подчеркнуть, что с учетом вышеизложенного необходимо отметить важность создания отдельных баз данных по каждой из категорий скважин. На данном этапе работы решение этих задач является одной из основных целей, стоящих перед Департаментом государственного имущества.
Создание реестра позволит приступить к следующему этапу работы, а именно созданию экономически эффективного механизма управления скважинами, определить источники финансирования работ. На наш взгляд, было бы верным рассмотреть идею создания фонда по обслуживанию скважин глубокого бурения, предусмотреть возможность пополнения этого фонда за счет отчислений от доходов балансодержателя за пользование скважинами, а также направлять полученные средства на их содержание, консервацию, ликвидацию и восстановление (в зависимости от принятого решения).
Кроме того, МПР России предлагает и такой вариант управления скважинами, как создание ряда казенных предприятий ≈ балансодержателей скважин отдельно по каждому региону для последующей передачи указанного имущества в пользование и аренду с условием обязательных отчислений в бюджеты всех уровней.
Крайне важно проработать единый экономический механизм, не допустить "распыления" управленческих вопросов между государством и коммерческими организациями-недропользователями, учитывая, что огромная масса пробуренных за счет федеральных средств скважин является национальным достоянием.
 

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА