Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

О состоянии природоресурсного и природоохранного законодательства Российской Федерации и об основных направлениях по его совершенствованию

Ю. Шуваев, заместитель министра природных ресурсов Российской Федерации

1. Экономическое благополучие России определяется прежде всего состоянием природоресурсного потенциала, который, в свою очередь, в значительной мере определяет содержание внутренней и внешней политики государства. Особенность природоресурсного потенциала России — его крупномасштабность и комплексность.
Доля России в мировых запасах нефти составляет 12—13%, газа — 32%. По разведанным запасам большинства видов минерального сырья (железо, калийные соли, свинец, цинк, никель, уголь) страна занимает первое—пятое место в мире. Россия обладает 20% мировых запасов воды, 25% мировых запасов леса. Около 7,5% территории России имеют статус особо охраняемых природных территорий.
В целом запасы природных ресурсов Российской Федерации приведены в известность.
Вместе с тем эффективное государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды возможно только на основе системы законодательных актов, регулирующих указанные отношения, что обеспечивает предсказуемость и стабильность природоресурсной и природоохранной политики государства.
2. В основном завершено формирование законодательной и иной нормативно-правовой базы в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
В целом в Российской Федерации в настоящий момент действуют более 200 федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (недра, водные объекты, леса, объекты животного и растительного мира), ведения лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а также около 1 тыс. нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих деятельность в указанных сферах.
Федеральное законодательство о недрах представлено законами: "О недрах", "О соглашениях о разделе продукции", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и исключительной зоне Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1, а также принятыми в их развитие подзаконными актами.
Основой лесного законодательства является Лесной кодекс Российской Федерации, принятый в 1997 г.
В развитие положений Кодекса Правительством РФ принято более 20 нормативных правовых актов, установивших основные требования по вопросам государственного управления лесным хозяйством, сертификации лесных ресурсов, лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Утверждено более 30 ведомственных актов, регулирующих лесные отношения.
Отношения в области использования и охраны водных объектов урегулированы Водным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О внутренних морских водах, территориальном море и исключительной зоне Российской Федерации", "О плате за пользование водными объектами", а также принятыми в развитие Водного кодекса подзаконными актами общим числом более 15. Кроме того, утверждено свыше 300 методических указаний.
Отношения в области охраны окружающей среды регулируются федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления", "О животном мире" и др.
Кроме того, отношения, возникающие при использовании, охране и воспроизводстве природных ресурсов, урегулированы нормами гражданского, земельного, финансового, налогового, административного, уголовного законодательства Российской Федерации.
В целом природоресурсное и природоохранное законодательство Российской Федерации позволяет в границах правового поля осуществлять природопользование и обеспечивать охрану окружающей среды.
3. Вместе с тем в последние годы природные ресурсы в Российской Федерации осваиваются недостаточно полно, в том числе и по причине неразвитой конкурентной среды, отсутствия благоприятных механизмов инвестиционного и предпринимательского климата, неурегулированности действий органов государственной власти.
Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности государства является дальнейшее совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей природной среды в целях создания гармоничного правого поля в этой области, обеспечивающего сочетание принципов рационального пользования природными ресурсами при минимальном воздействии на окружающую природную среду.
К таким направлениям относятся:
∙ разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по государственному управлению в области природопользования и охраны окружающей природной среды;
∙ формирование единой системы экономических и административных механизмов регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды;
∙ нормативно-правовое обеспечение формирования единой системы государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей природной среды;
∙ формирование системы нормирования в области природопользования и охраны окружающей природной среды;
∙ совершенствование системы стандартов природопользования и окружающей среды.
Сегодня наш стратегический приоритет — это установление правовых механизмов рационального, справедливого взимания платежей за пользование природными ресурсами — основного богатства России, введение при этом рентных принципов, обеспечивающих повышение экономической эффективности природопользования и сохранение благоприятной окружающей среды.
4. В целях обеспечения консолидированной и эффективной государственной власти для решения неотложных социально-экономических проблем первейшая задача — это определение конкретных, четких полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в рамках их совместной компетенции. На решение этих проблем направляет действия органов государственной власти всех уровней Президент РФ.
Как отмечал Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию еще в 2001 г, это разграничение должно осуществляться в рамках Конституции РФ и только федеральными законами.
Четкое разграничение полномочий между федеральным центром и региональным уровнем управления позволит минимизировать это потенциально конфликтное поле, исключить споры, мешающие проводимому сейчас курсу на укрепление Федерации.
Так, четкое разграничение полномочий и функций федерального, регионального и местного уровней предусмотрено в подготовленных нами законопроектах (новые редакции Лесного кодекса, Водного кодекса, проект Федерального закона "О недрах".
В них предусматривается совершенствование процедуры предоставления разрешений на осуществление хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, введение норм, способствующих формированию доходной части федерального бюджета за счет платежей за пользование природными ресурсами и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Законопроекты, подготавливаемые МПР России, направлены прежде всего на развитие и внедрение гражданско-правовых отношений между органами государственной власти и природопользователями.
5. Законопроектная и нормативная деятельность на федеральном уровне неразрывно связана с законодательством на региональном уровне, поскольку вместе они создают единое правовое поле.
В соответствии с Конституцией РФ водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
В настоящее время основное условие эффективного государственного управления в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности состоит в правильном определении федеральными, региональными и местными органами власти наличия или отсутствия правового поля в пределах определенных норм федерального законодательства.
Функции министерства, его территориальных органов и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части правового регулирования отношений в области природопользования и охраны окружающей природной среды определены базовым Законам "О недрах", Лесным и Водным кодексами, Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Так, непосредственно за МПР России закреплено осуществление более чем 250 функций, из них в области недропользования — 60, водопользования — 70, лесопользования — 35, охраны окружающей среды — 86. За территориальными органами министерства закреплено более 170 функций, из них в области недропользования- 40, водопользования — 50, лесопользования — 66 (в том числе за лесхозами — более 50), охраны окружающей среды — 32 (в том числе за заповедниками и национальными парками — около 20). За органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплено осуществление около 100 функций, из них в области недропользования — 25, водопользования — 30, лесопользования — 20, охраны окружающей среды — 20.
В целом действующим законодательством нам предоставлены обширные полномочия, и мы должны их эффективно использовать.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации отношения в области охраны окружающей природной среды регулируют около 8 тыс. актов; в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов — более 5,3 тыс.; в области использования и охраны водных объектов — более 1,6 тыс.; в области геологического изучения, использования и охраны недр ≈ более 3 тыс.
Вместе с тем не урегулированными нормами права остаются вопросы, отнесенные к компетенции субъектов Федерации. В ряде субъектов Федерации органы государственной власти принимают нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации.
Существующие противоречия между положениями нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального законодательства в области природопользования и охраны окружающей природной среды приводят к случаям нарушений законодательства Российской Федерации в отношении установленного порядка природопользования в части лицензирования, платежей за пользование природными ресурсами, целевого использования бюджетных средств.
В настоящее время работа федеральных органов исполнительной власти строится исключительно на требовании Президента РФ обеспечить соблюдение Конституции РФ и привести законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством.
Одной из причин выхода регионов за пределы собственной компетенции является недостаточный учет особенностей природоресурсного и природоохранного законодательства как комплексной отрасли. При обосновании любого регионального нормативного акта о природопользовании или охране окружающей природной среды следует соотнести его не только с одноименным или иным отраслевым федеральным законом (подзаконным актом), но и со всем тем массивом федерального законодательства, сферу регулирования которого так или иначе затрагивает разрабатываемый региональный акт. А таковыми сферами могут быть гражданское, бюджетное и иное законодательство.
Поэтому как никогда необходимо четкое взаимодействие на федеральном и региональном уровне по подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, особенно при их рассмотрении и принятии. В пределах компетенции соответствующих органов, эта работа должна быть организована в плановом режиме и во взаимодействии с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, органами прокуратуры, Минюста России. При этом следует четко придерживаться принципов исключения параллелизма в работе, наличия инициативы, обеспечения сопровождения проектов документов от стадии разработки до принятия.
При этом следует учитывать, что нормы федеральных законов обеспечивают единство, а не единообразие правового регулирования в природоресурсной и природоохранной сфере. Региональные нормативные правовые акты не должны копировать федеральное законодательство, так как в этом случае теряется смысл их принятия.
Кроме того, отдельные вопросы, не нашедшие достаточного развития в федеральных законах, могут находить решение в соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей природной среды в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поправки в который были внесены в июле текущего года.

 

в начало

 

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА