Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Цель Генеральной схемы - надежное обеспечение экономики и населения страны электроэнергией
Интервью Директора Департамента структурной и тарифной политики в естественных монополиях Минпромэнерго России Вячеслава Кравченко "Еженедельнику промышленного роста"

≈ Вячеслав Михайлович, на что ориентирует Генеральная схема непосредственно энергетиков, а также науку и промышленность и какие аспекты документа представляются Вам наиболее значительными?

≈ Цель Генеральной схемы ≈ надежное обеспечение экономики и населения страны электроэнергией. Для этого предлагается сформировать научно обоснованный перечень площадок для размещения объектов электроэнергетики федерального значения. Для разработки этого стратегического документа Минпромэнерго была создана рабочая группа, куда вошли представители Минэкономразвития, Федеральной службы по тарифам, Росатома, Ростехнадзора, РАО "ЕЭС России", "Газпрома" и "Росэнергоатома". Специалисты определили энергодефицитные зоны страны, выработали оптимальную структуру генерирующих мощностей и электросетевых объектов. В соответствии с принятыми Правительством 30 ноября решениями прогнозируемый объем производства электроэнергии к 2015 г. установлен на уровне 1426 млрд кВт/ч. Мы предусмотриваем также максимальный вариант увеличения выработки электроэнергии в указанный период до 1600 млрд кВт/ч.

≈ Насколько хватит этого количества электроэнергии растущей промышленности и не может ли повториться крупный сбой в подаче электричества подобные тому, который случился два года назад в Москве и Московской области?

≈ Попробую объяснить. Как я уже отмечал, в разработке документа принимали участие специалисты, которые определяли параметры и контрольные цифры. Например, есть такая компания ≈ "Системный оператор", который регулирует все виды электрических нагрузок и режимов. У нас есть "Федеральная сетевая компания", а также региональные сетевые компании, которые собирают заявки потребителей на подключение. В последнее время сложилась такая ситуация, что в ряде случаев количество заявок на подключение превышает возможности генерации и энергосетей. Можно привести ряд примеров из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и других регионов, где нередки случаи ограничений мощностей по подключению.

≈ Не могли бы Вы пояснить, что это за условия?

≈ Когда мы разрабатывали Генеральную схему, то исходили из прогноза роста потребления электроэнергии с учетом уже существующего дефицита. Учитывались также подключение новых потребителей, выбытие выработавших свой срок энергетических мощностей, а также ограничения существующих объектов генерации по топливу. Схема учитывает развитие и строительство объектов в первую очередь федерального уровня ≈ наиболее крупных энергоблоков мощностью свыше 300 мВт. К этой категории относятся все объекты атомной энергетики и гидростанции, большинство угольных энергоблоков, а также все магистральные сети, обеспечивающие системные перетоки электроэнергии и выдачу мощностей в Единую энергосистему страны. Вот на этих объектах сконцентрировано внимание федеральных органов власти. Мы понимаем, что не доходим, скажем так, до каждого розничного потребителя, но настаиваем, что это уже компетенция региональных властей и частных инвесторов. Именно они призваны строить блоки той мощности, которая необходима для покрытия потребностей того или иного объекта в регионе. Мы уверены в том, что федеральным ведомствам вовсе не обязательно доходить до уровня рядовой котельной. У каждого уровня управления должна быть своя степень ответственности.

≈ Иными словами, это как бы подстраховка ≈ вы делаете свою часть работы, а региональные власти ≈ свою.

≈ Мы показываем общий путь энергетической стратегии, поясняем, где обнаружены слабые места и как следует развиваться, какие методы при этом необходимо избрать. У нас разработан целый комплекс мер, стимулирующих развитие электроэнергетики, начиная с утверждения процедур на право строительства крупных генерирующих мощностей и заканчивая мерами по снижению налогового бремени при сооружении малых ГЭС и других объектов малой энергетики. Мы считаем, что такой подход наиболее адекватно показывает слабые и сильные места энергетических проектов и готовы конкретными мерами реагировать на ситуацию.

≈ Не совсем так, поскольку мало кто представляет, как получить разрешение на строительство, например, малой ГЭС. Наверняка, это самое тяжкое испытание для инвестора?

≈ Да, добиться разрешения сегодня действительно очень тяжело. Но в большей степени эта проблема вовсе не федерального уровня, а регионов. По той простой причине, что именно местная власть должна объяснять инвесторам примерно следующее: этот объект стоит на нашей земле, здесь работают наши люди, наши избиратели, давайте вместе думать и принимать решение. Можно, конечно, упрекать федералов в том, что мы не доходим до каждого конкретного региона. Но замечу: конкретное решение по конкретному объекту относится в большей степени к компетенции субъекта Федерации. По поводу атомных или гидравлических станций, это ≈ вне всякого сомнения ≈ федеральный уровень принятия решений. Но что касается строительства тепловой генерации или объектов малой или средней мощности, все это относится к компетенции регионов и к соответствующим разделам их программ экономического и социального развития. Результат в конечном счете зависит от инвестиционного климата в том или ином субъекте Федерации. Что касается активности регионов, то, на мой взгляд, здесь особых проблем не будет. Все прекрасно понимают, что в ближайшее время в электроэнергетике какого-то технического прорыва не произойдет.

≈ Какие сроки определены для практической реализации Генеральной схемы?

≈ Мы установили сроки до 2020 г. В то же время стратегия предусматривает поэтапное выполнение намеченных задач. Первый этап рассчитан до 2011 г. В этот период мы реально принимаем планы по строительству ряда объектов электроэнергетики, организуем их финансирование, обеспечиваем меры государственной поддержки. В первую очередь, предусматривается сооружение объектов генерации. Следующий этап продлится до 2015 г., в течение которого предстоит продолжить строительство генерирующих мощностей и объектов сетевого хозяйства федерального значения. На заключительном этапе, после 2015 г., должен окончательно сформироваться рынок электроэнергии и энергоносителей, включая рынок газа.

≈ То есть в России через некоторое время установятся мировые цены на газ?

≈ Нет, до мирового уровня мы точно не дойдем по одной простой причине: месторождения газа расположены гораздо ближе к нашим потребителям, чем к европейским. Естественно, расходы на транспортировку меньше. Цена, соответственно, будет ниже. Но цена на газ, на мой взгляд, должна быть разумной в том смысле, что потребители все-таки должны себе реально представлять, что это энергоноситель и его запасы когда-то закончатся. Поэтому объективно газ обязан дорожать. Сегодня все прекрасно понимают, что запасы углеводородов конечны и исчерпаемы. Наша большая беда в том, что мы к этому исчерпаемому ресурсу — газу ≈ долгое время относились легкомысленно и расточительно. Однако до сих пор никаких иных стимулов, кроме удорожания, не могут сдержать аппетиты нерадивых потребителей, не стимулируют их развивать энергосберегающие технологии. Ни штрафы, ни инспекции, ни регулярные проверки не помогают. Поможет только одно ≈высокая цена. Поэтому цена газа должна быть адекватной затратам на его добычу и доставку к местам потребления.

≈ В России добывается много угля. Как в перспективе может измениться его доля в энергобалансе?

≈ Угля у нас очень действительно много. Но для увеличения его доли в энергобалансе должно быть обеспечено решение ряда важнейших проблем. В первую очередь, мы обязаны коренным образом усовершенствовать все процедуры и технологии, связанные с подземной добычей. Учитывая недавнюю трагедию на одной из шахт в Кузбассе, на мой взгляд, вряд ли кто пойдет на глубину несколько сот метров за углем, если такие тяжелые аварии будут продолжаться. То есть необходимо в разы поднять степень безопасности добычи угля. Если мы это не сделаем, то все вопросы, связанные с развитием угольной генерации останутся нерешенными.
Не менее сложное препятствие на пути увеличения доли угля в электроэнергетике связано с технологией его сжигания. К сожалению, наши предприятия энергомашиностроения пока не выпускают оборудование, которое позволило бы существенно повысить КПД угольных энергоустановок до мирового уровня. К тому же угольные ТЭЦ в отличие от газовых требуют оснащения сложными дорогостоящими системами очистки дымовых газов и утилизации золы и шлака.

≈ После долгого перерыва в России возобновилось строительство атомных энергоблоков, в том числе для плавучих ядерных станций. Какое место отводится АЭС в энергетической стратегии и в Генеральной схеме?

— Сегодня можно уверенно говорить о том, что пройден тот период, когда мы боялись строить новые атомные энергоблоки. Ядерную энергетику надо развивать, потому что без нее все-таки не обойтись. Поэтому Генеральная схема предусматривает приоритетное опережающее развитие атомной энергетики. Наряду с атомными станциями предусматривается также развивать и такие традиционные для России направления, как гидроэнергетика. Сегодня вопрос не в том, где и как построить электростанцию. Проблема состоит в другом ≈ кто будет финансировать строительство и кто станет главным потребителем электричества?

≈ Вполне очевидно, что Генеральная схема затрагивает и проблему энергоэффективности нашей экономики.

≈ Да, вопрос повышения энергоэффективности остается для нас в высшей степени актуальным. Должен констатировать, что в ближайшее время доля энергопотребления в ВВП сильно не уменьшится. Проблема крайне нерационального использования энергии существует на всех уровнях, начиная с самой электроэнергетики, где неэффективно сжигается огромное количество энергоресурсов ≈ угля, газа, мазута, других видов топлива. У нас очень низкий КПД электростанций. Ситуацию надо менять кардинально. Мы это хорошо понимаем. В мире, да и в России тоже, появляются новые разработки и новые технологии и энергетики готовы их применять. Мы считаем, что постепенно в промышленности предстоит осуществить перевод технологических процессов на энергосберегающие технологии.

≈ Можно ли сравнить энергетическую стратегию и Генеральную схему размещения энергообъектов с планом ГОЭЛРО?

≈ Сейчас совсем другая ситуация. Разработаны конкретные планы и ориентиры, которые в целом одобрены. Есть специалисты, готовы их реализовать. Я убежден, что все намеченное будет реализовано. Надеюсь, что нам не придется краснеть перед потомками. Допускаю, что будут и какие-то погрешности. Те, кто придут за нами, могут сказать: вот неправильно они тут станцию поставили, надо было бы в другом месте. Может быть. Но то, что представленная правительству схема прорыв ≈ это факт. По времени, по объему финансирования и по масштабам ≈ это смелый, но выполнимый проект. Цена вопроса на срок до 2020 года огромна. Если все пойдет, как задумано, стратегическое развитие энергетики станет мощным стимулом для развития российской промышленности и экономики в целом. Не могу утверждать, что через три — четыре года проблема энергообеспечения будет решена в полном объеме. Но про дефицит электричества раньше всех забудут те, кто научится использовать электроэнергию разумно и рационально.

ЦОС Минпромэнерго России

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА