media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Отмоют до блеска. Естественных монополистов сделают прозрачными и заставят выбирать подрядчиков по конкурсу

На днях проект поправок к закону о естественных монополиях пройдет финальное обсуждение в правительстве РФ, после чего Госдума рассмотрит его во втором чтении. Цель изменений — повысить прозрачность деятельности монополистов и ввести конкурсные процедуры для их нужд, в результате чего малый бизнес получит заказ не хуже государственного — примерно на триллион рублей. Подробности вносимых изменений в закон Российская Бизнес-газета узнала у заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина.

 

- Анатолий Николаевич, какие именно изменения вносятся в закон?

- Речь идет о внесении целого ряда кардинальных изменений. Ведь закон касается множества аспектов. Главное — необходимость повышения прозрачности в деятельности естественных монополий, обоснованности включения ими затрат в обоснование тарифов, обеспечение недискриминационного доступа к услугам. В настоящее время применяется метод регулирования тарифов, называемый "затраты+". Он предполагает, что регулятор должен принимать во внимание экономически обоснованные затраты естественной монополии и необходимую прибыль. Реально необходимой проверки обоснованности затрат не происходит. Насколько, например, обоснованны затраты монополистов на приобретение товаров, работ, услуг для их нужд, если это происходит в рамках непрозрачных механизмов. Чтобы преодолеть эту проблему, предлагается введение конкурсных процедур для закупок товаров и работ для нужд естественных монополий. Ставится задача увязать показатели устанавливаемых тарифов с показателями, характеризующими деятельность естественных монополий: качества, надежности, эффективности. Необходимо расширить набор методов тарифного регулирования, в том числе методом индексации тарифов, методом доходности на капитал, методом сравнения тарифов и другими методами. Необходимо иметь возможность принятия долгосрочных тарифных решений, позволяющих обеспечить программы развития и модернизации объектов инфраструктуры естественных монополистов.

- В связи с чем возникла необходимость внесения изменений в закон?

- Действующая редакция Закона "О естественных монополиях" была принята еще в 1995 году, с 1997 года начала работать система регулирования естественных монополий. Безусловно, закон сыграл свою положительную роль, была унифицирована процедура регулирования тарифов всех естественных монополий. Но шло время, и возникла необходимость доработки закона. Применение ценового регулирования оставляет много вопросов у граждан и организаций. Им нужны дополнительные обоснования: почему постоянно дорожают услуги монополистов, почему плохое качество услуг? Необходимость принятия кардинальных изменений обусловлена в том числе и статистикой выявляемых ФАС нарушений Закона "О защите конкуренции" — примерно половина всех нарушений приходится на деятельность субъектов естественных монополий.
Поэтому нами около года назад на коллегии ФАС было предложено разработать новую редакцию Закона "О естественных монополиях". Тогда же были подготовлены и предложения по концепции закона. А недавно на заседании правительства этот вопрос был поддержан председателем правительства РФ и было дано поручение минэкономразвития, ФАС, Федеральной службе по тарифам (ФСТ) подготовить соответствующие изменения и дополнения в закон. В эти дни ФАС готовит соответствующий текст законопроекта для обсуждения с заинтересованными ведомствами и организациями.

- Как нововведения отразятся на интересах бизнеса и конечного потребителя?

- В тех сферах, где конкуренция ограниченна — в сферах естественных монополий, — должны быть обеспечены эффективное государственное тарифное регулирование, надлежащий антимонопольный контроль, связанный с недискриминационным доступом к услугам естественных монополий, прозрачность закупок товаров для нужд естественных монополий. Для населения расходы на услуги монополистов занимают очень значительную часть в общих расходах. Расходы на услуги монополистов могут варьироваться в диапазоне от 5 до 40% в конечной цене конечной продукции для бизнеса. Для того чтобы развивать промышленность или сферу услуг, необходимо иметь подключение к электрическим сетям, трубопроводным сетям, железнодорожным путям. Если его не будет, то, соответственно, не будет развиваться бизнес. Гарантирование недис криминационного доступа, повышение прозрачности деятельности, развитие конкуренции в сферах деятельности, сопряженных с естественно-монопольными, позволяют защитить интересы конечных потребителей, покупающих услуги по доступной цене и необходимого качества. Поправки позволяют обеспечить интересы и эффективно работающих поставщиков услуг естественных монополий.

- Какие отрасли в наибольшей степени затронут поправки?

- Те, которые относятся к сферам естественных монополий, — передача электрической и тепловой энергии, трубопроводный транспорт нефти и газа, услуги портов, аэропортов, железнодорожного транспорта, общедоступной электрической и почтовой связи. Кроме этого, мы предлагаем дополнительно включить в закон услуги водоснабжения и водоотведения, а также услуги аэронавигационного обслуживания.

- Предлагается ли перерас пределение полномочий между ФАС и ФСТ после принятия поправок, а также между другими органами власти?

- В законе не предлагается изменения существующей ситуации, которая установлена Указом президента РФ. В рамках закона предполагается определить соответствующую компетенцию для ФТС — это вопросы установления тарифов. К компетенции ФАС относятся вопросы, связанные с антимонопольным контролем деятельности субъектов естественных монополий, в том числе нарушением договорных обязательств, нарушением условий недискриминационного доступа. Отраслевые органы власти отвечают за технические нормы и правила. Правительство РФ дополняет правовую базу утверждением основ ценообразования, стандартов раскрытия информации, правил недискриминационного доступа и других вопросов.

- Когда изменения могут реально начать работать?

- Предполагаем, что на обсуждение, согласование и принятие закона уйдет вторая половина года. Рассчитываем, что с 2010 года можно говорить о законодательном закреплении инициатив.

 

 

Елена Шмелева

 

 

26.05.2009
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА