Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Содержание стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ, состояние ее разработки
Р.Р.Мурзин, начальник Департамента топливно-энергетических ресурсов недр и морских работ МПР России

Доклад на Международной конференции "Российский шельф: Бизнес-аспекты освоения нефтегазовых месторождений" 6 июля 2004 г.

Начало XXI века характеризуется сложной международной политико-экономической ситуацией, которой свойственно нарастание региональных конфликтов, локальных войн, крупномасштабных террористических актов, направленных преимущественно против развитых стран.
Однако, несмотря на международную нестабильность и существенное снижение темпов экономического роста во многих из этих стран, по прогнозу Международного энергетического агентства, в период к 2030 году ожидается увеличение мирового потребления нефти по сравнению с 2000 г. более чем в 1,5 раза, а по газу — в 2 раза. При этом будет возрастать и доля из морских месторождений добычи углеводородов, которая уже в 2001 году составила в мире 35% (1095 млн.т) по нефти и 31,6% (750 млрд.м3) по газу.
Предполагается, что основные открытия и приросты запасов и добычи углеводородов в мире будут происходить в шельфовых и глубоководных зонах акваторий. Именно на акваториях в последние десятилетия отмечается наибольший прирост запасов и открываются крупные и уникальные месторождения (шельфы Бразилии, Анголы, Нигерии, Вьетнама и др. стран, в России — шельфы морей Баренцева, Карского, о. Сахалин). На этом фоне важнейшей мировой тенденцией последних лет является смещение морских нефтепоисковых и добычных работ в глубоководные области морей и океанов — на континентальный склон (Бразилия, Мексиканский залив, страны Западной Африки). В Бразилии около 70% общей нефтедобычи обеспечивается глубоководными морскими месторождениями Марлин, Ронкадор и др. с суммарными запасами более 1 млрд.т, расположенными под слоем воды от 400 до 2000 м. Объектами поисковых работ становятся районы с глубинами моря до 3000 м. За счет высоких дебитов и качества нефти себестоимость добычи на глубоководных месторождениях составляет около 6-8 долларов за баррель.
В числе стратегических приоритетов развития морского нефтегазового комплекса эти документы устанавливают:
-определение единой государственной политики в области изучения и освоения недр континентального шельфа Российской Федерации;
-установление федеральной собственности на недра и находящиеся в них полезные ископаемые;
-обоснование и установление международно-правового статуса внешней границы континентального шельфа Российской Федерации;
-формирование ресурсной базы углеводородов, гарантирующей энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие ТЭК в период замещения основных регионов нефтегазодобычи после 2020 г.;
-совершенствование принципов и нормативно-правовых основ морского недропользования;
-введение на открытых и подготовленных к эксплуатации месторождениях гражданско-правовых отношений в недропользование, за исключением закрытого перечня видов пользования недрами с учетом обеспечения безопасности и стратегических интересов государства, с сохранением административно-правового механизма недропользования и действия уже выданных лицензий на пользование недрами;
-совершенствование механизмов предоставления прав пользования участками недр континентального шельфа;
-обеспечение валютно-финансовых поступлений в федеральный бюджет страны за счет освоения углеводородных ресурсов морских недр;
-стимулирование устойчивого развития судостроительной промышленности и отраслей, связанных с разработкой технических средств и технологий, строительства морских трубопроводов с целью технического перевооружения морской подотрасли ТЭК страны и расширения объемов морских поисково-разведочных и добычных работ;
-обеспечение геополитических интересов России на мировой арене как ведущей мировой державы, и использование сырьевых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации в интересах нынешнего и будущих поколений.
Концентрация усилий на этих направлениях будет способствовать повышению энергетической безопасности России на весь планируемый период, активизации развития уже имеющихся прибрежно-морских нефтегазодобывающих комплексов (о. Сахалин) и созданию новых (Баренцево и Карское моря, Каспийское море) - с соответствующими благоприятными социально-экономическими последствиями для прибрежных субъектов Российской Федерации. Кроме того, это даст стимул для технического перевооружения всей морской подотрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны и связанных с ней отраслей народного хозяйства.
Важным условием, при котором Россия займет и расширит в этой новой ситуации свою нишу в мировой системе добычи, потребления и сбыта нефти и газа, является устойчивое развитие ее топливно-энергетического комплекса. Последнее напрямую зависит от состояния сырьевой базы, которая через 10-15 лет, в значительной степени будет определяться морской составляющей. Ее основу образуют как открытия, сделанные в 1987-2002 гг. на морских продолжениях континентальных зон нефтегазонакопления в Балтийском, Баренцевом, Карском, Охотском и Каспийском морях и собственно в морских нефтегазоносных районах (Баренцево море), так и еще неразведанный потенциал акваторий.
В связи с этим разработка Единой государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа (далее - Стратегия) страны является чрезвычайно важной и актуальной проблемой, решение которой было предпринято в 2002-2003 г.г. министерствами Природных ресурсов и Энергетики РФ.
Главные направления и приоритеты в изучении и освоении УВ потенциала российских акваторий определены рядом документальных актов Президента и Правительства, такими как:
-Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года;
-Морская доктрина Российской Федерации и направленные на ее реализацию приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации;
- Федеральная целевая программа "Мировой океан";
-Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации № 494-р от 21 апреля 2003 г.;
-Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 23 августа 2003 года;
-Концепция законопроекта о недрах, утвержденная Правительством Российской Федерации 4.12.2002 № ХВ-П/16990;
-Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
Разработка Стратегии была поручена рабочей группе в состав которой вошли представители центральных органов управления министерств Природных ресурсов и Энергетики, ученые и высококвалифицированные специалисты-практики Российской Академии наук, отраслевых институтов (ВНИГРИ, ВНИИокеангеологии, НИПИОкеангеофизики и др.) морских производственных организаций и предприятий (Арктикморнефтегеофизразведка, Севморнефтегеофизика, Дальморнефтегеофизики, Союзморгео), а так же представители некоторых приморских субъектов Федерации.
Разработанный этой группой проект Стратегии выполнен в двух форматах, одинаковых по структуре, но отличающихся по объему — расширенном и кратком. Последний содержит обобщенную характеристику основных положений Стратегии.
В структуре документа, наряду с формулированием целей и задач Стратегии выделено шесть основных разделов:
-ресурсные и геолого-экономические предпосылки оптимального развития морской нефтегазовой отрасли;
-стратегические направления развития морской нефтегазовой подотрасли России;
-мониторинг состояния и загрязнения морской природной среды;
-региональные аспекты реализации Стратегии и проблемы экспорта энергетического сырья;
-государственная политика в сфере реализации Стратегии;
-ожидаемые результаты реализации Стратегии.
В структуру документа включено так же Приложение с примерным перечнем мероприятий, государственного масштаба, которые, по мнению разработчиков, необходимо выполнить для успешной реализации Стратегии.
Раздел "Ресурсные и геолого-экономические предпосылки оптимального развития морской нефтегазовой подотрасли" подробно анализирует современное состояние изученности, структура и перспективы освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа, состояние и проблемы нормативной, методической и технико-технологической базы изучения и освоения углеводородных ресурсов, а также Экономические предпосылки и возможные результаты изучения и освоения углеводородных ресурсов российских акваторий.
Давая характеристику стратегических направлений развития морской нефтегазовой подотрасли на российских акваториях, разработчики уделяют определенное место анализу зарубежного опыта и намечают стратегические районы на шельфах страны, где должны быть сосредоточены первоочередные усилия и соответственно — основные объемы работ на ближайшую перспективу. К таким районам отнесены моря Западной и Центральной Арктики и Охотское море. Наряду с обоснованием очередности изучения и освоения потенциала этих и других морских бассейнов, в разделе рассматриваются и проблемы организации прибрежно-морских федеральных нефтегазодобывающих комплексов, совершенствование транспортной инфраструктуры, разработка и внедрение новой техники и технологий, так же требующие решения в процессе реализации Стратегии.
В разделе "Мониторинг состояния и загрязнения морской природной среды" рассмотрено современное состояние исследований в районах потенциальной нефтегазодобычи, действующая и необходимая нормативная база экологических исследований в этих районах и даны заключения о мерах, методическом и технико-технологическом обеспечении этих исследований.
В разделе, посвященном региональным аспектам реализации Стратегии вкратце оцениваются возможные последствия развития морской нефтегазодобычи для развития промышленной и социальной инфраструктуры приморских субъектов Федерации.
Раздел "Государственная политика в сфере реализации стратегии" излагает основы политики морского недропользования, в которой ведущую роль в ближайшем будущем будет играть лицензионное изучение и освоение недр акваторий. Определенное место уделено проблеме современного состояния и совершенствования нормативно-правовой базы морского недропользования и, в частности, - вопросам лицензирования.
Разработанный документ был представлен на заседании Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации, прошедшем 17 октября 2003 года под председательством Премьер-министра, где были одобрены ее основные положения и принципиальные подходы и даны рекомендации к ее доработке с учетом высказанных предложений и представлению на утверждение Правительством РФ.
В процессе доработки проект Стратегии прошел ряд стадий обсуждения и согласования в заинтересованных институтах Российской Академии наук, предприятиях и учреждениях Минпромнауки, Росавиакосмоса, Россудостроения, Росгидромета, Минэкономразвития, Минтранса, Минобороны, нефтяных и газовых компаниях (Лукойл, Газпром и др.), после чего, в феврале 2004 года был направлен в Правительство РФ для утверждения.
В связи с реорганизацией Правительства эта процедура была приостановлена, однако в течение последнего месяца она вновь активизировалась
Мы надеемся на динамичное и поступательное движение этого процесса .В любом случае, мне бы хотелось вспомнить добрым словом своего Учителя — академика РАН И.С.Грамберга и повторить его слова о том , что "АЛЬТЕРНАТИВЫ ШЕЛЬФУ НЕТ !".

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА