media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Содержание стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ, состояние ее разработки
Р.Р.Мурзин, начальник Департамента топливно-энергетических ресурсов недр и морских работ МПР России

Доклад на Международной конференции "Российский шельф: Бизнес-аспекты освоения нефтегазовых месторождений" 6 июля 2004 г.

Начало XXI века характеризуется сложной международной политико-экономической ситуацией, которой свойственно нарастание региональных конфликтов, локальных войн, крупномасштабных террористических актов, направленных преимущественно против развитых стран.
Однако, несмотря на международную нестабильность и существенное снижение темпов экономического роста во многих из этих стран, по прогнозу Международного энергетического агентства, в период к 2030 году ожидается увеличение мирового потребления нефти по сравнению с 2000 г. более чем в 1,5 раза, а по газу — в 2 раза. При этом будет возрастать и доля из морских месторождений добычи углеводородов, которая уже в 2001 году составила в мире 35% (1095 млн.т) по нефти и 31,6% (750 млрд.м3) по газу.
Предполагается, что основные открытия и приросты запасов и добычи углеводородов в мире будут происходить в шельфовых и глубоководных зонах акваторий. Именно на акваториях в последние десятилетия отмечается наибольший прирост запасов и открываются крупные и уникальные месторождения (шельфы Бразилии, Анголы, Нигерии, Вьетнама и др. стран, в России — шельфы морей Баренцева, Карского, о. Сахалин). На этом фоне важнейшей мировой тенденцией последних лет является смещение морских нефтепоисковых и добычных работ в глубоководные области морей и океанов — на континентальный склон (Бразилия, Мексиканский залив, страны Западной Африки). В Бразилии около 70% общей нефтедобычи обеспечивается глубоководными морскими месторождениями Марлин, Ронкадор и др. с суммарными запасами более 1 млрд.т, расположенными под слоем воды от 400 до 2000 м. Объектами поисковых работ становятся районы с глубинами моря до 3000 м. За счет высоких дебитов и качества нефти себестоимость добычи на глубоководных месторождениях составляет около 6-8 долларов за баррель.
В числе стратегических приоритетов развития морского нефтегазового комплекса эти документы устанавливают:
-определение единой государственной политики в области изучения и освоения недр континентального шельфа Российской Федерации;
-установление федеральной собственности на недра и находящиеся в них полезные ископаемые;
-обоснование и установление международно-правового статуса внешней границы континентального шельфа Российской Федерации;
-формирование ресурсной базы углеводородов, гарантирующей энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие ТЭК в период замещения основных регионов нефтегазодобычи после 2020 г.;
-совершенствование принципов и нормативно-правовых основ морского недропользования;
-введение на открытых и подготовленных к эксплуатации месторождениях гражданско-правовых отношений в недропользование, за исключением закрытого перечня видов пользования недрами с учетом обеспечения безопасности и стратегических интересов государства, с сохранением административно-правового механизма недропользования и действия уже выданных лицензий на пользование недрами;
-совершенствование механизмов предоставления прав пользования участками недр континентального шельфа;
-обеспечение валютно-финансовых поступлений в федеральный бюджет страны за счет освоения углеводородных ресурсов морских недр;
-стимулирование устойчивого развития судостроительной промышленности и отраслей, связанных с разработкой технических средств и технологий, строительства морских трубопроводов с целью технического перевооружения морской подотрасли ТЭК страны и расширения объемов морских поисково-разведочных и добычных работ;
-обеспечение геополитических интересов России на мировой арене как ведущей мировой державы, и использование сырьевых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации в интересах нынешнего и будущих поколений.
Концентрация усилий на этих направлениях будет способствовать повышению энергетической безопасности России на весь планируемый период, активизации развития уже имеющихся прибрежно-морских нефтегазодобывающих комплексов (о. Сахалин) и созданию новых (Баренцево и Карское моря, Каспийское море) - с соответствующими благоприятными социально-экономическими последствиями для прибрежных субъектов Российской Федерации. Кроме того, это даст стимул для технического перевооружения всей морской подотрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны и связанных с ней отраслей народного хозяйства.
Важным условием, при котором Россия займет и расширит в этой новой ситуации свою нишу в мировой системе добычи, потребления и сбыта нефти и газа, является устойчивое развитие ее топливно-энергетического комплекса. Последнее напрямую зависит от состояния сырьевой базы, которая через 10-15 лет, в значительной степени будет определяться морской составляющей. Ее основу образуют как открытия, сделанные в 1987-2002 гг. на морских продолжениях континентальных зон нефтегазонакопления в Балтийском, Баренцевом, Карском, Охотском и Каспийском морях и собственно в морских нефтегазоносных районах (Баренцево море), так и еще неразведанный потенциал акваторий.
В связи с этим разработка Единой государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа (далее - Стратегия) страны является чрезвычайно важной и актуальной проблемой, решение которой было предпринято в 2002-2003 г.г. министерствами Природных ресурсов и Энергетики РФ.
Главные направления и приоритеты в изучении и освоении УВ потенциала российских акваторий определены рядом документальных актов Президента и Правительства, такими как:
-Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года;
-Морская доктрина Российской Федерации и направленные на ее реализацию приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации;
- Федеральная целевая программа "Мировой океан";
-Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации № 494-р от 21 апреля 2003 г.;
-Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 23 августа 2003 года;
-Концепция законопроекта о недрах, утвержденная Правительством Российской Федерации 4.12.2002 № ХВ-П/16990;
-Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
Разработка Стратегии была поручена рабочей группе в состав которой вошли представители центральных органов управления министерств Природных ресурсов и Энергетики, ученые и высококвалифицированные специалисты-практики Российской Академии наук, отраслевых институтов (ВНИГРИ, ВНИИокеангеологии, НИПИОкеангеофизики и др.) морских производственных организаций и предприятий (Арктикморнефтегеофизразведка, Севморнефтегеофизика, Дальморнефтегеофизики, Союзморгео), а так же представители некоторых приморских субъектов Федерации.
Разработанный этой группой проект Стратегии выполнен в двух форматах, одинаковых по структуре, но отличающихся по объему — расширенном и кратком. Последний содержит обобщенную характеристику основных положений Стратегии.
В структуре документа, наряду с формулированием целей и задач Стратегии выделено шесть основных разделов:
-ресурсные и геолого-экономические предпосылки оптимального развития морской нефтегазовой отрасли;
-стратегические направления развития морской нефтегазовой подотрасли России;
-мониторинг состояния и загрязнения морской природной среды;
-региональные аспекты реализации Стратегии и проблемы экспорта энергетического сырья;
-государственная политика в сфере реализации Стратегии;
-ожидаемые результаты реализации Стратегии.
В структуру документа включено так же Приложение с примерным перечнем мероприятий, государственного масштаба, которые, по мнению разработчиков, необходимо выполнить для успешной реализации Стратегии.
Раздел "Ресурсные и геолого-экономические предпосылки оптимального развития морской нефтегазовой подотрасли" подробно анализирует современное состояние изученности, структура и перспективы освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа, состояние и проблемы нормативной, методической и технико-технологической базы изучения и освоения углеводородных ресурсов, а также Экономические предпосылки и возможные результаты изучения и освоения углеводородных ресурсов российских акваторий.
Давая характеристику стратегических направлений развития морской нефтегазовой подотрасли на российских акваториях, разработчики уделяют определенное место анализу зарубежного опыта и намечают стратегические районы на шельфах страны, где должны быть сосредоточены первоочередные усилия и соответственно — основные объемы работ на ближайшую перспективу. К таким районам отнесены моря Западной и Центральной Арктики и Охотское море. Наряду с обоснованием очередности изучения и освоения потенциала этих и других морских бассейнов, в разделе рассматриваются и проблемы организации прибрежно-морских федеральных нефтегазодобывающих комплексов, совершенствование транспортной инфраструктуры, разработка и внедрение новой техники и технологий, так же требующие решения в процессе реализации Стратегии.
В разделе "Мониторинг состояния и загрязнения морской природной среды" рассмотрено современное состояние исследований в районах потенциальной нефтегазодобычи, действующая и необходимая нормативная база экологических исследований в этих районах и даны заключения о мерах, методическом и технико-технологическом обеспечении этих исследований.
В разделе, посвященном региональным аспектам реализации Стратегии вкратце оцениваются возможные последствия развития морской нефтегазодобычи для развития промышленной и социальной инфраструктуры приморских субъектов Федерации.
Раздел "Государственная политика в сфере реализации стратегии" излагает основы политики морского недропользования, в которой ведущую роль в ближайшем будущем будет играть лицензионное изучение и освоение недр акваторий. Определенное место уделено проблеме современного состояния и совершенствования нормативно-правовой базы морского недропользования и, в частности, - вопросам лицензирования.
Разработанный документ был представлен на заседании Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации, прошедшем 17 октября 2003 года под председательством Премьер-министра, где были одобрены ее основные положения и принципиальные подходы и даны рекомендации к ее доработке с учетом высказанных предложений и представлению на утверждение Правительством РФ.
В процессе доработки проект Стратегии прошел ряд стадий обсуждения и согласования в заинтересованных институтах Российской Академии наук, предприятиях и учреждениях Минпромнауки, Росавиакосмоса, Россудостроения, Росгидромета, Минэкономразвития, Минтранса, Минобороны, нефтяных и газовых компаниях (Лукойл, Газпром и др.), после чего, в феврале 2004 года был направлен в Правительство РФ для утверждения.
В связи с реорганизацией Правительства эта процедура была приостановлена, однако в течение последнего месяца она вновь активизировалась
Мы надеемся на динамичное и поступательное движение этого процесса .В любом случае, мне бы хотелось вспомнить добрым словом своего Учителя — академика РАН И.С.Грамберга и повторить его слова о том , что "АЛЬТЕРНАТИВЫ ШЕЛЬФУ НЕТ !".

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА