Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

"Может быть три варианта использования средств стабфонда"
Интервью министра промышленности и энергетики Виктора Христенко газете "Время новостей"

- В правительстве разгорается дискуссия об использовании средств стабилизационного фонда сверх 500 млрд руб. Ваше министерство все же решило предложить направить их на государственные инвестиции. Почему?

- На мой взгляд, может быть три варианта использования средств стабфонда. Во-первых, речь идет о внутренних инвестициях в крупнейшие проекты в стратегических для государства отраслях. Конечно же в строительство инфраструктурных объектов (сетевые проекты в сфере электроэнергетики, связанные с ликвидацией узких мест в существующей системе, и прокладка трубопроводов на Востоке страны). Сюда можно отнести и строительство доступного жилья, и финансирование инвестиционных проектов в авиастроении, например RRJ. Причем эти средства могут выступать в качестве обеспечения по кредитам для в той или иной степени государственных компаний, которые и могут реализовывать эти проекты. То есть инвестиции могут происходить на возвратной основе. Во-вторых, мы говорим о тех же внутренних инвестициях, но уже в перспективные, наукоемкие отрасли. То же авиастроение, но не в серийное производство, а именно в конкретный проект конструкторской разработки того же истребителя пятого поколения. Тем более что в рамках бюджетного процесса государственное финансирование подобного рода работ, как правило, урезается. И средства стабилизационного фонда могли бы гарантировать их финансирование в необходимом объеме. В-третьих, это внешние инвестиции в конкретные проекты, которые могут представлять стратегический интерес для российской экономики.

- Министерство финансов, которое отвечает за бюджетный процесс, категорически против осуществления государственных инвестиций за счет средств стабилизационного фонда.

- Досрочное погашение внешних долгов плюс размещение в ценные бумаги развитых стран (именно такой путь предлагает глава Минфина Алексей Кудрин. -- Ред.) -- один из очевидных вариантов использования этих средств. Это самая понятная и простая конструкция, которая может применяться. Но только как вариант наряду с обоснованными госинвестициями, которые позволят экономике страны развиваться более динамично.

- Но у г-на Кудрина есть убойный аргумент. Одна из главных задач, стоящих перед правительством, -- снизить инфляцию, а использование стабфонда внутри страны, очевидно, даст ей толчок.

- Безусловно, к государственным инвестициям нужно подходить взвешенно и учитывать ограничения макроэкономического характера, ту же инфляцию. Важно не только удержать инфляцию, но и обеспечить необходимые темпы роста экономики, чему разумное использование средств стабфонда будет способствовать. Хотя еще раз подчеркну, что ограничения существуют объективно, и Россия не единственная страна в мире, которая с этим сталкивается. Классический пример -- Норвегия, которая очень сдержанно вкладывает средства из своего фонда будущих поколений во внутреннюю экономику, но все же инвестирует.

- Есть и другая проблема в сфере госинвестиций, о которой говорил вице-премьер Александр Жуков, назвавший их "рискованным" делом. Подбор проектов и управление ими вызывают у противников государственных вложений много вопросов.

- Такая проблема действительно существует. Мало реально подготовленных проектов, которые можно обсуждать и отстаивать. Я просто уверен, что предложить такие проекты труднее, чем найти для них деньги. Безусловно, Минпромэнерго не будет настаивать на вложении средств в сомнительные с экономической и управленческой точки зрения проекты. И прежде чем выйти на стадию выделения средств, придется организовать очень жесткий отбор проектов, которые должны быть абсолютно понятными, тщательно выверенными и иметь государственное значение.

- Не могли бы вы подробнее рассказать о предложениях направить часть средств стабфонда во внешние инвестиции. Чем это принципиально отличается от вложений в ценные бумаги иностранных государств?

- Мы не рассматриваем ценные бумаги других стран и компаний, для этого есть специальные органы, которые по этому поводу могут выдавать свои рекомендации. Я имею в виду внешние инвестиции в проекты, которые могут оказать позитивное воздействие на развитие российской экономики. Например, та же самая инфраструктура в соседних странах под управлением российской компании (или в ее владении) может дать более высокую синергию в сфере экспорта ресурсов, а также более тесно связать рынки наших стран. Это может быть и трубопровод, и электрические сети, и отдельные производственные объекты. Та же Сангтудинская ГЭС, по которой правительства России и Таджикистана заключили соглашение. Такие госинвестиции (в качестве обеспечения длинных кредитных ресурсов, например) должны делаться исходя не только из экономических показателей, хотя речь не идет о вложениях в убыточные проекты, но и из геополитического эффекта.

Беседовал Алексей Гривач
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА