Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета в Министерстве природных ресурсов и экологии (Минприроды).
В 2017 г. объем полученных Минприроды России доходов федерального бюджета составил 509,1 млн руб., что в 8 раз превышает прогнозный показатель и обусловлено возвратом бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет.
Кассовое исполнение расходов составило 13,6 млрд руб. или 97,2% от объемов бюджетных ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью. По сравнению с 2016 г. уровень исполнения расходов увеличился на 1,8%.
Объем дебиторской задолженности Минприроды сократился с начала 2017 г. в 1,1 раза и составил на 1 января 2018 г. 1,5 млрд руб. Наибольший удельный вес в дебиторской задолженности составляют расчеты по выданным авансам — 99,8%. Просроченная задолженность сложилась в сумме 0,27 млрд руб. или 17,3%.
В 2017 г. объем финансового обеспечения выполнения государственных заданий для 149 бюджетных учреждений Минприроды составил 6,5 млрд руб. Средний уровень выполнения госзаданий в 2017 г. составил 101,8%, что на 10,1% выше соответствующего показателя 2016 г. Показатели госзаданий не были достигнуты 6 бюджетными учреждениями, в связи с чем образовался остаток в размере 1,4 млн руб., который возвращен в федеральный бюджет. Общий остаток субсидий на выполнение государственного задания на 1 января 2018 г. составил 224,7 млн руб. и снизился на 17,3% по сравнению с аналогичным показателем 2017 г. (271,6 млн руб.).
В 2017 г. бюджетные ассигнования на реализацию одного мероприятия, включенного в ФАИП, составили 2 млн руб. и исполнены в полном объеме.
Объем незавершенного строительства Минприроды сократился на 5,5% и на 1 января 2018 г. составил 2,1 млрд руб. Количество объектов уменьшилось со 114 до 81 или на 29%. В 2017 г. вне рамок ФАИП были списаны либо закончены строительством и введены в эксплуатацию 33 объекта незавершенного строительства.
В 2017 г. Минприроды не обеспечило реализацию в полном объеме основных мероприятий трех госпрограмм. По госпрограмме "Воспроизводство и использование природных ресурсов" расходы исполнены на 91,2%. При этом уровень достижения показателей вырос с 39,9% (в 2016 г.) до 67,8% (в 2017 г.). Из 121 показателя, по которым установлены значения, достигнуты значения по 82. Из 105 запланированных контрольных событий наступило 101 (96,2%).
По госпрограмме "Охрана окружающей среды" расходы исполнены на 93,9%. Уровень достижения показателей вырос на 4,3% и составил 76%. Из 75 показателей, по которым предусмотрены значения, достигнуты 57. Из 122 контрольных событий наступило 105 (86%.).
По госпрограмме "Развитие лесного хозяйства" расходы исполнены на 99,8%. Уровень достижения показателей вырос с 45,9% (в 2016 г.) до 82,9%. Из 35 показателей достигнуты значения по 29, из 71 контрольного события наступили 64 (90,1%).
По итогам 2017 г. существенно выросло количество исполненных показателей ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса" и "Охрана озера Байкал" до 75% и 77%, соответственно (27,3% и 22,2% по итогам 2016 г.).
В 2017 г. Минприроды также выступало ответственным исполнителем трех приоритетных проектов: "Чистая страна", "Дикая природа России: сохранить и увидеть" и "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги". Финансирование осуществлялось только по одному проекту — "Чистая страна" в объеме 2,4 млн руб. Кассовое исполнение расходов составило 95,9%. При этом, по данным Минприроды, не обеспечено выполнение 2 из 4 показателей, в том числе таких важных, как "общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического вреда" и "доля ликвидированных отходов в общем объеме отходов на объектах накопленного вреда окружающей среде".
Приоритетный проект "Дикая природа России" реализовывался в 2017 г. без сводного плана (сводный план был утвержден только 25 января 2018 г.) При этом из 12 запланированных контрольных точек не выполнены 5 (41 %), что увеличивает риски недостижения цели проекта в установленные сроки цели. Финансирование приоритетного проекта "Оздоровление реки Волга" предусмотрено начиная с 2018 г. При этом в 2017 г. из пяти контрольных точек не выполнена одна.
В целом по результатам проверки в Минприроды и его подведомственных учреждениях (ФГБУ "Воронежский ГПЗ" и ФГБУ "Дирекция по обслуживанию служебных зданий") выявлено 36 нарушений, из них 14 финансовых на сумму 225,9 млн руб., в том числе нарушения правил ведения бухгалтерского учета на сумму 167,3 млн руб. и нарушения, связанные с предоставлением без обоснования двум бюджетным учреждения субсидий на иные цели на сумму 44,6 млн руб.
В частности, в ходе проверки были выявлены факты недостоверности годовой бюджетной отчетности Минприроды за 2017 г., которые были устранены. В частности, были скорректированы данные по балансовому учету неустойки за просрочку обязательств на сумму 1,1 млн руб. по одному госконтракту. Кроме того, на забалансовом учете в сводной бюджетной отчетности учтены банковские гарантии на сумму 77,3 млн руб., отражено имущество, полученное и переданное в пользование. Проведена инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств.
Вместе с тем в ходе встречной проверки в ФГБУ "Воронежский ГПБЗ", ФГБУ "ДОСЗ" были установлены нарушения бухгалтерской отчетности, повлекшие недостоверность консолидированной бухгалтерской отчетности Минприроды в целом.
Так, в бухгалтерской отчетности ФГБУ "Воронежский ГПЗ" была завышена балансовая стоимость особо ценного движимого имущества на 85,2 млн руб. в результате необоснованного включения в этот перечень 100 объектов. Кроме того, учреждением не был поставлен на учет ангар стоимостью 510 тыс. руб., не учтено нежилое помещение (площадью 32,9 кв. м.), учтено имущество (пожарная вышка в сумме 1,3 млн руб.) в отсутствие подтверждающих документов; не проведена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности.
ФГБУ "Дирекция по обслуживанию служебных зданий" (ДОСЗ) на забалансовых счетах не были отражены банковские гарантии на общую сумму 3,6 млн руб. и не учтено нежилое помещение площадью 97,2 кв. м., полученное в безвозмездное пользование.
По этим нарушениям составлены два протокола об административном правонарушении, по которым судом вынесено решение и оплачены штрафы.
Проверкой также установлено, что мероприятия по информатизации на сумму 11,1 млн руб. были профинансированы Минприроды до утверждения Плана информатизации на 2017 г.
В части имущественных отношений установлено, что ФГБУ "ДОСЗ" несвоевременно направлены соответствующие сведения в систему учета федерального имущества.
Кроме того, установлены факты использования средств с признаками нецелевого расходования. Так ФГБУ "ДОСЗ" за счет субсидии на иные цели была осуществлена доплата в сумме 441,5 тыс. руб. при покупке трех автомобилей, которая не была предусмотрена соглашением о ее предоставлении, заключенным с Минприроды.
Этим же бюджетным учреждением за счет субсидии на выполнение госзадания были оплачены услуги по химчистке и глажению одежды на сумму 338,1 тыс. руб., госзаданием не предусмотренные.
Кроме того, в ходе проверки были выявлены отдельные нарушения в сфере закупок, в том числе, связанные с несоблюдением сроков утверждения плана и плана-графика закупок, а также нарушения при заключении и исполнении контрактов.
По результатам контрольного мероприятия принято решение направить представление в Минприроды России, информационные письма — в Минфин России и Федеральное казначейство. Заключение направляется в палаты Федерального Собрания.