Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Туркмения по трубопроводу "Восток-Запад" будет поставлять природный газ в Европу
13.09.2010
Один из авторов интернет-проекта Института стратегического анализа и прогноза (Киргизия) Язмурад Хуммедов считает, что Туркмения по трубопроводу "Восток-Запад" будет поставлять природный газ и в европейском направлении, передает корреспондент Regnum.

По его словам, в нынешнем году началось строительство еще одного магистрального трубопровода, связанного с экспортом газа из Туркмении. Это трубопровод "Восток-Запад", который призван соединить восточную и западную части газотранспортной системы страны. Будущая трасса берет начало в районе газокомпрессорной станции Дерьялык на САЦ-4, а завершится у существующей ветки САЦ-3. Пропускная способность газопровода проектируется на уровне 30-40 млрд кубов в год. А на строительство отведено три-четыре года.

"Вероятно, пропускная способность и сроки строительства будут определяться тенденциями и контрактами Ашхабада в экспорте газа. Туркменские представители говорят, что "Восток-Запад" нужен этой стране для того, чтобы лучше использовать газовые ресурсы. Такие объяснения дают понять, что труба теоретически может позволить перекачивать сырье как в направлении, соответствующем названию, так и в обратном. Туркмения планирует самостоятельно проложить эту магистраль, что ей вполне по силам, учитывая простой ландшафт местности и большую продолжительность срока строительства", - отметил туркменский аналитик.

Он обратил внимание на то, что на восточном фланге туркменской газовой политики находится Китай. На западном же - фигурируют два конкурирующих между собой проекта. Наиболее давним по времени своего появления является Транскаспийский газопровод (ТКГ) для организации экспорта туркменского газа через Кавказ и Малую Азию в Европу. Проектная пропускная способность магистрали никогда официально не обозначалась, но неофициальные источники в разное время называли от 8 до 30 млрд кубов в год.

"Впервые эта трубопроводная идея прозвучала во второй половине 90-х годов, когда ее рассматривала англо-голландская компания "Шелл". Но затем прежний президент Туркмении Сапармурат Ниязов отказался от сотрудничества с этим инвестором. План строительства ТКГ был возвращен к жизни в середине нынешнего десятилетия появлением проекта "Набукко". Германская компания RWE и австрийская OMV выдвинули его, чтобы связать азиатские газовые ресурсы с европейскими потребителями через Турцию. Транскаспийский трубопровод в контексте этих планов должен подключить туркменский газ к "Набукко". Тем не менее, ТКГ вновь находится в подвешенном состоянии, поскольку в 2010 года стали неясны и перспективы "материнского" проекта из-за отсутствия контрактов на поставки и кредитов на финансирование строительства", - пояснил Я.Хуммедов.

Эксперт подчеркнул, что и конкурирующий с ним проект Прикаспийского газопровода (ПКГ) также застрял. ПКГ призван обеспечить доставку туркменского газа в Россию через Казахстан в коридоре нынешней трассы САЦ-3. Его пропускная способность сначала должна составить 10 млрд кубов в год, а затем увеличиться до 20 млрд с возможностью дальнейшего роста до 30 млрд, в зависимости от наличия ресурсов и спроса.

"В мае 2007 года этот проект был предложен тогдашним президентом РФ Владимиром Путиным своим коллегам в Туркмении, Казахстане и Узбекистане, как часть общего плана развития среднеазиатской газотранспортной системы в российском направлении. С тех пор, однако, проект не сильно продвинулся. Есть межправительственные соглашения, многочисленные заявления в поддержку проекта со стороны руководителей России и Туркменистана. Но реального прогресса нет. Возможно, такое положение вещей связано с резким сокращением закупок европейских стран у "Газпрома" из-за экономического кризиса 2008-2009 гг. и затянувшейся рецессии. В результате, и сама российская компания сократила импорт туркменского газа в 2010 г. до 10-11 млрд с, примерно, 40 млрд в 2008 г. Так что, хотя у ПКГ "за плечами" меньше проволочек и неудач, чем у ТКГ, его положение не намного лучше, нежели у конкурента.

В такой ситуации есть доля вины России, которая могла бы более решительно продвигать ПКГ активными усилиями, исходя не из текущих, а стратегических факторов. Как-то: подготовка к большому уровню туркменских поставок для удовлетворения европейского спроса в среднесрочной и долгосрочной перспективе", - считает туркменский эксперт. По его мнению, проблемы развития туркменского экспорта на западном направлении подталкивают экспертов к новому взгляду на назначение трубопровода "Восток-Запад". А именно: может ли он использоваться для реверсной прокачки туркменского газа из Каспийской зоны в Китай, который гарантирует устойчивый спрос?

"Против этой версии есть несколько аргументов. Во-первых, "Восток-Запад" проектируется минимум на 30 млрд кубов в год, а это значительно больше, чем весь объем добычи в Западной Туркмении. Во-вторых, отсюда уже экспортируется в Иран 8 млрд кубов в год. В результате, при реверсе "Восток-Запад" будет загружен в обозримом будущем на 30-50%, а это означает, что он станет убыточным для Ашхабада. В-третьих, в Восточной Туркмении, то есть гораздо ближе к Китаю, располагается гигантское разрабатываемое месторождение Довлетабад-Денмез, и новое Южный Иолотань-Осман с триллионными ресурсами газа. Для Ашхабада гораздо актуальнее стоит вопрос использования их огромных запасов, нежели доставка с другого конца страны не очень-то значительных, по туркменским меркам, объемов. Так что трубопровод "Восток-Запад" будет, скорее всего, обеспечивать поставки газа в соответствии со своим названием", - резюмировал туркменский эксперт.

Как уже сообщало Regnum, в июне 2010 г. Ашхабад начал строительство на своей территории магистрального газопровода "Восток-Запад" протяженностью 1000 километров и пропускной способностью 30 миллиардов кубических метров в год, который соединит восточный регион Туркмении с центральным и прикаспийским регионами страны. Строительство газопровода осуществляться за счет госконцернов "Туркменгаз" и "Туркменнебитгазгурлушик". Первые поставки газа по нему намечены на июнь 2015 г. Оценочная стоимость газопровода составляет более двух миллиардов долларов. Туркмения сегодня экспортирует свой газ в трех направлениях - Россию, Китай и Иран. Объемы поставок туркменского газа в Россию составят в 2010 г. 10 млрд кубических метров, в Иран - до 20 млрд кубических метров и в Китай - 6 млрд кубических метров.
<< Сентябрь, 2010 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ