Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Стоимость топлива в России вернулась к уровням ноября 2010 г.
25.02.2011
В феврале цены на топливо в России заметно снизились. Согласно последним опубликованным данным, с 7 по 18 февраля бензин "Нормаль-80" на АЗС подешевел на 0,53 руб. за литр, "Регуляр-92" - на 0,97 руб. за литр, а "Премиум-95" - на 0,79 руб./л. Средняя по России розничная цена на дизельное топливо за тот же период снизилась на 1,9 руб./л. О ситуации на российском топливном рынке пишет РБК со ссылкой на "Российскую газету".

О необходимости скорректировать цены на топливо нефтяникам указал премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе состоявшегося еще 9 февраля совещания по результатам работы ТЭК в 2010 г. Основные претензии премьер-министра и регуляторов коснулись зимнего дизельного топлива и авиационного керосина. Согласно данным Росстата, потребительские цены на дизельное топливо на 20 декабря 2010 г. по сравнению с 1 октября 2010 г. выросли примерно на 20%.

По версии ФАС, основной причиной роста цен стало падение производства авиационного топлива, а дефицит дизельного топлива связан с 25-процентным увеличением экспорта в октябре-ноябре прошлого года.

Наиболее оперативно на претензии ФАС отреагировали в первую очередь частные нефтяные компании. "Поставки зимнего дизельного топлива осуществлялись "ТНК-ВР" в период с октября по декабрь 2010 г. только на внутренний рынок: из общего объема производства в 445,8 тыс. тонн на внутренний рынок было поставлено 445,3 тыс. тонн, а на экспорт направлено 0,5 тыс. тонн (0,1%). Поставки на внутренний рынок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 21%", - говорится в письме компании "ТНК-ВР".

В компании отмечают, что "ТНК-ВР" удалось сдержать рост цен на российских АЗС. "ТНК-ВР" увеличила цены на АЗС на дизельное топливо как следствие роста крупнооптовых цен, но не на 10 400 руб. за тонну, а только на 5900. Компания сдержала рост цен на АЗС в регионах, проявив социальную ответственность и потеряв часть рентабельности в данном канале сбыта", - указывается в письме компании.

Подобная политика оказывается тем более важной для всей экономики страны, если учитывать, что основным потребителем дизельного топлива оказываются предприятия АПК, развитие которого российские власти считают одним из ключевых. "Мы как никто другой понимаем важность обеспечения потребителей качественным топливом и поддержки прежде всего сельского хозяйства - ключевой отрасли для экономики страны", - отмечают в руководстве "ТНК-ВР". В частности, по итогам прошлого года только в Саратовской области предприятиям АПК удалось сэкономить более 250 млн рублей благодаря льготным поставкам топлива "ТНК-ВР". "А в масштабах страны наша помощь сельхозпроизводителям составила около 900 млн руб.", - подсчитали в "ТНК-ВР".

Примечательно, что заметное сокращение цен у частников произошло и в бензиновом сегменте. В результате последовательного снижения розничные цены на АЗС "ТНК-ВР" сегодня составляют: на бензин марки А-92 - от 22,4 руб. до 24,50 руб., на бензин марки А-95 - от 24,20 руб. до 26,50 руб. Всего же, согласно подсчетам независимых экспертов, в феврале компания снизила розничные цены на зимнее дизельное топливо в среднем на 1,6-1,8 руб. за литр, а розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 - в среднем на 1 руб.

Вместе с тем аналитики нефтяного рынка сегодня сходятся в одном: экономическая ситуация и в России и в мире не позволит ценам на бензин продолжить снижение, отмечают "Изветия". "Мировые процессы приводят к тому, что цена нефти не снижается, соответственно, и объективных причин для дальнейшего снижения цены на нефтепродукты нет", - уверен директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов.

Так, в четвертом квартале прошлого года розничные цены на нефтепродукты росли, несмотря на существенное увеличение нефтяниками поставок на российский рынок. Например, рост реализации нефтепродуктов "ТНК-ВР" на внутреннем рынке в этот период составил 700 тыс. тонн (более 25%) против аналогичного периода 2009 г.

Не стоит забывать и о том, что российские нефтяные компании сегодня тянут на себе более половины госбюджета. "Скажем, в Штатах совокупное налогообложение на нефтянку - процентов 15 примерно, у нас - 50 с лишним. Отсюда мы берем доходы в бюджет и финансируем социальные программы, программы, связанные с оборонкой, и т.д.", - заявил Владимир Путин в ходе своего традиционного телеобщения с россиянами в прошлом году.

Причем в ближайшие три года налоговое бремя на отрасль будет только увеличиваться. "У нас приняты изменения в Налоговый кодекс, которые устанавливают индексацию и увеличение акцизов ежегодно в течение нескольких лет. В 2011 г. к акцизам добавляют еще 1 руб. за литр. Плюс на акциз накручивается НДС. Это приводит к тому, что у нас в этом году на 2 тысячи руб. за тонну увеличилась нагрузка на бензин и дизтопливо. И увеличение будет еще в 2012 и 2013 гг. Поэтому неизбежно цены будут расти", - прогнозирует президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

По мнению президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, такая налоговая политика обусловлена исключительно тем фактом, что нефтяная отрасль дает до 55% доходов государственного бюджета. Другой фактор, оказывающий влияние на ценообразование на топливо внутри страны, - цены на мировых рынках. "Сейчас действительно можно говорить о снижении цен на бензин, но не будем забывать, что наш рынок - это сообщающиеся сосуды с западным рынком, - рассуждает Сергей Цукасов, - и нефтяные котировки имеют тенденцию к повышению, но уж никак не к снижению. Соответственно, и у нас нет никакого тренда к снижению, особенно учитывая разницу между нашим рынком и зарубежными на транспортное плечо, на акциз, на тарифы, на экспортную пошлину". Все дело в том, что для внутреннего рынка в России используют котировки мировых бирж.

"К сожалению, внутри страны мы не котируем нефть, а берем ту котировку, которая есть на мировых сырьевых биржах. Хотя и у себя внутри мы могли бы развивать биржевую торговлю. Это тот инструмент, который позволил бы ориентироваться в ценообразовании", - считает Геннадий Шмаль.

При этом российские нефтяные компании прекрасно осознают свою социальную функцию. Иллюстрацией тому служит простой подсчет: по итогам прошлого года инфляция в нашей стране составила 8,8%, при этом рост цен на бензин оказался существенно ниже этого показателя - 6,5%. И это несмотря на то, что налоговые и прочие издержки в отрасли по итогам прошлого года продолжали расти, в частности на 10% были проиндексированы акцизы на нефтепродукты, на 12,6% выросли тарифы на грузовые желенодорожные перевозки, в довершение ко всему на 26,8% выросли мировые цены на нефть.

Собственные инвестиции в развитие также никто не отменял. "ТНК-ВР ежегодно инвестирует миллиарды рублей в развитие регионов, где работает компания, а это и Сибирь, и Оренбург, и Центральная Россия", - отмечают в руководстве компании. "Сегодня выходит, что все остальные отрасли промышленности, а их больше 100, все вместе дают лишь 45% бюджетных поступлений. Разве это правильно? Надо расширять налооблагаемую базу, создавать рабочие места", - констатирует Геннадий Шмаль.
<< Февраль, 2011 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ