Оценивая возможности экспорта электрической энергии, авторы госпрограммы отметили, что в настоящее время в подавляющем большинстве государств Европейского союза спрос и производство электрической энергии (мощности) сбалансированы, а взаимные объемы экспорта-импорта колеблются в пределах ╠5%. Энергетические стратегии соседних государств предусматривают обеспечение самобаланса по электрической мощности и энергии.
В соответствии с энергетическими стратегиями стран Балтийского региона (Литва, Латвия, Эстония), их политика ориентирована на объединение с энергосистемами Европейского союза и создание собственных генерирующих источников, включая АЭС.
Энергетической стратегией Украины намечается интенсивное развитие АЭС и существенное увеличение экспорта электроэнергии до 25 млрд кВт/ч в 2020 г. в соседние государства.
В направлении Калининградской области экспорт маловероятен, так как кроме развития источников на органическом топливе Россия осуществляет строительство в этом регионе Балтийской АЭС мощностью около 2300 МВт.
Энергетическая стратегия Польши ориентируется на использование собственного каменного угля и лигнита, а также строительство АЭС. Вместе с тем польская сторона периодически проявляет заинтересованность в организации связи с белорусской энергетической системой через вставку постоянного тока мощностью до 500 МВт и импорте электроэнергии в Польшу до 3 млрд кВт/ч в год. Однако окончательное решение не принято.
В связи с закрытием Игналинской АЭС и неопределенностью сроков сооружения в Литве новой АЭС имеется возможность экспорта электроэнергии в Литву и Латвию.
"Основными конкурентами по экспорту электроэнергии из нашей республики по всем направлениям являются Россия и Украина. Однако, принимая во внимание, что темпы ввода новых генерирующих мощностей в этих странах значительно отстают от ранее разработанных планов, их экспортные возможности могут быть ограничены собственными потребностями", - отмечено в документе.
Конкурентоспособность производимой в республике электроэнергии на рынке может быть определена на основании цен на оптовых рынках электроэнергии в сопредельных государствах, а также в результате сопоставления тарифов на электроэнергию в этих государствах.
В отношении цен на оптовых рынках следует отметить, что их величина дифференцирована по периодам года, часам суток, рабочим и выходным дням и, в частности, в 2011 г. изменялась в широком диапазоне - от 5,4 до 12 центов США/кВт.ч и выше (данные в центах США при курсе $1,3 за 1 евро), говорится в документе.
Тарифы на электроэнергию так же, как и цены на оптовых рынках, изменяются по временным периодам. Сопоставительная оценка величины тарифов на электроэнергию может быть представлена на основании следующих данных: средний тариф на электрическую энергию в государствах Европейского союза в первом полугодии 2011 г. для промышленных потребителей составил 12,8 цента США/кВт.ч, для населения - 25,9 цента США/кВт.ч.
Тарифы в соседних государствах для промышленных потребителей и населения соответственно имеют следующие значения: в Польше - 11,8 и 21,3 цента США/кВт.ч; в Литве - 14,6 и 17,6; в Латвии - 12,9 и 16,9; в Украине - 9,2 и 3,1; в России - 8,3 и 7,2 цента США/кВт.ч.
В Белоруссии средний тариф на электрическую энергию на 1 января 2012 г. для промышленных потребителей составляет 13,73 цента США/кВт.ч, для населения - 2,56 цента США/кВт.ч.
"Цены на оптовых рынках электроэнергии в сопредельных государствах сопоставимы с аналогичными показателями в Белоруссии. В связи с этим с учетом резких колебаний в отдельные периоды года и с учетом суточных колебаний будет экономически оправдан экспорт электроэнергии в направлении Польши, Литвы и Латвии, а также в другие государства Европейского союза в объеме до 3-5 млрд кВт/ч в год. Развитию благоприятных условий и увеличению объемов экспорта в дальнейшем будет способствовать строительство в республике АЭС", - резюмировали авторы Государственной программы развития белорусской энергетической системы на период до 2016 г.
С учетом географического положения республики одним из эффективных направлений функционирования энергосистемы, по их мнению, является обеспечение транзита электроэнергии по различным направлениям. Государственной программой предусматривается создание технических условий для обеспечения как экспорта, так и транзита электроэнергии.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
-
13-15 ноябряВсероссийская конференция
<< | Апрель, 2012 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента