Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Счетная палата РФ проверила эффективность реализации действующих СРП
28.11.2012
23 ноября Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела отчет о результатах проверки эффективности деятельности государства и компаний-операторов проектов по реализации действующих соглашений о разделе продукции за 2011 г. С сообщениями выступили аудиторы Алексей Кузьмицкий, Игорь Васильев и Михаил Одинцов.

На Коллегии отмечалось, что в 2011 г. в Российской Федерации реализовывалось 3 соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции: о разделе продукции по нефтегазоконденсатным месторождениям Чайво, Одопту и Аркутун-Дагинское на шельфе острова Сахалин (проект "Сахалин-1"), о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа (проект "Сахалин-2") и о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении (проект "Харьягинское СРП").

В 2011 г. при реализации действующих СРП было добыто нефти и конденсата около 15,2 млн тонн, газа - 18,6 млрд кубометров. Доход государства от реализации СРП в 2011 г. составил $3,5 млрд. Кроме того в бюджеты всех уровней компаниями-операторами проектов было перечислено иных налогов на общую сумму около $60 млн. За весь период реализации СРП (1995-2011 гг.) совокупный доход государства составил $11,4 млрд. При этом на возмещение затрат в соответствии с положениями СРП государством направлено ликвидной продукции (углеводородов) на сумму $44,7 млрд.

В материалах, представленных на Коллегии, обращалось внимание на то, что действующей программой разработки месторождений по проекту "Сахалин-1" предусмотрены доходы от реализации газа на сумму $170 млрд. Однако до настоящего времени добыча газа на месторождении Чайво (Стадия 2) не ведется по причине отсутствия договоренности о цене реализации природного газа между оператором проекта "Сахалин-1" компанией "Эксон Нефтегаз Лимитед" и ОАО "Газпром". Минэнерго России достаточной активности в содействии этим переговорам не проявляет. В результате упущенные возможности добычи и реализации газа отрицательно влияют на доходы участников проекта.

В 2011 году оператором проекта "Сахалин-2" компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд" допущены существенные отставания от графика капитального ремонта скважин. На Астохском участке из 13 добывающих скважин на момент проведения проверки около двух лет в простое находились 6 добывающих скважин. Это само по себе является нарушением Правил охраны недр. Кроме того оператор проекта стремясь к выполнению проектных показателей по объемам добычи нефти и газа, эксплуатирует имеющиеся скважины достаточно интенсивно. Такое использование добывающих скважин может привести к их досрочному обводнению и выходу из строя.

Отсутствие системы утилизации попутного газа на Харьягинском месторождении не позволяет ввести в технологический процесс уже пробуренные добывающие скважины, и они не дают продукцию. При этом действующие скважины также работают в усиленном режиме.

Не проведена модернизация центрального пункта сбора продукции для очистки газа. В результате 72% добываемого попутного газа в настоящее время сжигается на факеле. А это 126 млн кубометров газа в год.

Кроме экономических потерь такая бездеятельность оператора проекта "Харьягинское СРП" компании "Тоталь Разведка Разработка Россия" наносит и непоправимый вред экологии.

Одной из глобальных проблем на сегодня является отсутствие достоверного учета имущества, созданного при реализации СРП за счет возмещаемых государством расходов. Общий объем средств, направленный на капитальные вложения за весь период реализации соглашений, составил $39,5 млрд.

В настоящий момент нет полной картины по имуществу по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". У операторов проектов не состоит на учете такой имущественный комплекс как "расширение аэропорта "Ноглики", включающие в себя здание аэровокзала, взлетно-посадочную полосу, модернизация "Холмского морского торгового порта" и иные объекты. На Коллегии подчеркивалось, что в дальнейшем при передаче государству имущества от компаний "Эксон Нефтегаз Лимитед" и "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд" объекты инфраструктуры, построенные в счет возмещаемых расходов и расположенные вне производственных объектов, могут быть утрачены по причине их отсутствия в учете.

При этом ОАО "Аэропорт "Ноглики" включен в план приватизации на 2011-2013 годы, и без учета затрат на его расширение цена продажи будет существенно ниже реальной.

Счетная палата считает, что нужна полная инвентаризация созданного имущества, пообъектный учет.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение положений СРП по проектам "Сахалин-1" и "Харьягинское СРП" имущество, созданное при реализации СРП, стоимость которого составила $16,3 млрд и полностью возмещена государством, до настоящего времени не передано Российской Федерации.

Установлены факты неэффективного использования средств по проекту "Сахалин-1" в сумме $2,8 млн на оплату имущества, изначально не пригодного к использованию в проекте (возмещаемые затраты).

Кроме этого установлено неэффективное использование Минэнерго России государственных средств на сумму 35 млн рублей. По двум госконтрактам работы выполнены не в полном объеме и неквалифицированно.

В материалах Коллегии также отмечалось о необходимости уже сейчас задуматься о том, на какие средства будут ликвидироваться последствия реализации Соглашений. В соответствии с СРП по проектам "Сахалин-2" создание ликвидационного фонда не предусмотрено. Однако вопрос серьезный, требующий не одну сотню млн долларов США. Минэнерго России вместе с инвесторами и оператором проекта нужно садиться за стол переговоров и решать этот вопрос.

Также отмечалось, что до настоящего времени правительством Сахалинской области не решен вопрос о выделении земельных участков для строительства полигонов захоронения, необходимых для утилизации твердых бытовых отходов, полученных в результате реализации СРП по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Несвоевременная утилизация твердых бытовых отходов может привести к негативным последствиям загрязнения окружающей среды на острове.

Коллегия решила направить представления в Минэнерго России, компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд" и "Эксон Нефтегаз Лимитед", а также французское акционерное общество "Тоталь Разведка Разработка Россия", информационные письма в Правительство России, губернаторам Сахалинской области и Ненецкого автономного округа и специальному представителю Президента Российской Федерации по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа В.А.Зубкову. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.

Кроме того, на Коллегии были рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия "Подготовка заключения Счетной палаты Российской Федерации на доклад Правительства Российской Федерации "Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в 2011 г.".

На Коллегии отмечалось, что доклад Правительства России представлен в срок. Деятельность компаний-операторов проектов освещена достаточно подробно, что подтверждено результатами контрольного мероприятия.

Коллегия решила направить заключение на доклад Правительства Российской Федерации в палаты Федерального Собрания.
<< Ноябрь, 2012 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ