Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

"ФСК ЕЭС" и "Россети" не обеспечили выполнение плановых параметров инвестиционных программ
08.07.2014

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия "Аудит формирования и выполнения инвестиционных программ электросетевых компаний в 2011 — 2013 годах". Проверка носила плановый характер. С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Валерий Богомолов сказал, что утвержденный Правительством Российской Федерации план-график издания нормативных правовых актов, необходимых для реализации Стратегии развития электросетевого комплекса страны до настоящего времени не выполнен. В частности, Министерством энергетики Российской Федерации не разработаны шесть нормативных актов, Федеральной службой по тарифам — два.

Аудитор сообщил, что ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее — компания "ФСК ЕЭС") и ОАО "Российские сети" (далее — компания "Россети") формировали инвестиционные программы, направленные на развитие электросетевого комплекса, игнорируя требования законодательства. К примеру, компанией "ФСК ЕЭС" в инвестиционную программу на 2013-2017 гг. включены объекты, не предусмотренные Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., утвержденной Правительством России.

Аудитор отметил, что структура инвестиционной программы компании "ФСК ЕЭС" на 2011-2013 гг. противоречит Положению о технической политике самой компании. "В инвестиционную программу включались объекты, на которые отсутствовала утвержденная проектно-сметная документация, что приводило к необходимости корректировки параметров программы", — сказал аудитор. К примеру, основным направлением инвестиций компании "ФСК ЕЭС", согласно инвестиционным программам, должно быть новое строительство. Однако доля нового строительства в структуре финансирования составила в 2013 г. 60,6%.

Валерий Богомолов подчеркнул, что в проверяемом периоде отмечен низкий уровень качества формирования инвестиционных программ компаниями "ФСК ЕЭС" и "Россети", что привело к снижению эффективности инвестиций в электросетевой комплекс. "Необходимо совершенствование порядка разработки инвестиционных программ электросетевых компаний особенно в части их тесной увязки с инвестиционными программами компаний, осуществляющими строительство объектов генерации", — заявил аудитор. Более того, в Минэнерго России утверждало инвестиционные программы ОАО "ФСК ЕЭС" с отступлением от требований, утвержденных Правительством РФ. В свою очередь компания "ФСК ЕЭС" подавала заявки в Минэнерго России на финансирование строительства объектов электроэнергетики в 2011-2013 гг. без необходимой проектно-сметной документации.

В отчете Cчетной палаты отмечается, что Минэнерго России не было обеспечено выполнение бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств по контролю над соблюдением компанией "ФСК ЕЭС" целей предоставления бюджетных инвестиций. Вместе с этим компанией "ФСК ЕЭС" недолжным образом осуществлялось планирование и учет денежных средств, поступающих из федерального бюджета. Отчетность по использованию бюджетных средств в компании отсутствует. Так, платежные поручения, подтверждающие расходование выделенных в 2009 году средств бюджета в сумме более 29 млрд. руб. с 3 квартала 2010 года по 2 квартал 2011 года, отсутствуют.

Аудитор отметил, что руководством компаний "ФСК ЕЭС" и "Россети" не обеспечено выполнение плановых параметров инвестиционных программ. "Несмотря на значительные инвестиционные вложения, износ основных средств не снижается. Строительство отдельных объектов осуществляется без учета возможностей по их дальнейшей загрузке. По этой причине коэффициент степени использования трансформаторной мощности в проверенном периоде снизился", — отметил аудитор. Между тем, по словам аудитора, компании располагают значительными резервами по оптимизации и повышению эффективности расходов, направляемых на реализацию инвестиционных программ.

Валерий Богомолов сообщил, что компанией "ФСК ЕЭС" инвестиционная программа в 2011-2013 гг. фактически выполнена только на 72% от запланированного ввода мощностей. При этом общий объем финансирования инвестиционных программ компании в 2010-2013 гг. составил 514,3 млрд. руб. или 95% от плановой суммы.

Проверкой установлены факты многократного завышения стоимости строительства объектов электроснабжения. Только в 2011 г. стоимость строительства, ремонта и реконструкции объектов электроснабжения была увеличена от запланированной на 28,1%. К примеру, в ходе проверки строительства подстанции 500 кВ "Каскадная" был выявлен факт завышения стоимости трансформаторов, закупаемых для нужд объекта, на 300% или более чем на 6 млн. руб. В ходе проверки инвестиционного проекта "ВЛ 220 кВ Печорская ГРЭС-Ухта-Микунь 2-й этап" установлено необоснованное завышение стоимости принятых к оплате затрат на сумму более 269 млн. руб. При строительстве объекта "ВЛ 200 кВ Нерюнгринская ГРЭС — Нижний Куранах" были необоснованно произведены расходы на объекты волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в сумме более 317 млн. руб., несмотря на то, что в заключении государственной экспертизы содержалось требование о необходимости исключения затрат на строительство ВОЛС из сметной документации.

Аудитор подчеркнул, что компанией "ФСК ЕЭС" в рамках инвестиционной программы не завершено строительство значительного количества объектов. Так, объем незавершенного строительства компании на 31 декабря 2013 г. составил 500 млрд. руб. "Данная сумма практически соответствовала общему объему финансирования инвестиционной программы за три последних года", — отметил аудитор. Более того, компания "ФСК ЕЭС" принимает создаваемые объекты электросетевого хозяйства в качестве основных средств по самостоятельно выделенным этапам, не предусмотренным проектно-сметной документацией. На такие объекты отсутствуют заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Валерий Богомолов сказал, что по итогам проведенной выборочной проверки компании "ФСК ЕЭС" выявлены многочисленные нарушения. Среди прочего установлено, что компания использовала бюджетные средства в сумме 2 млрд. руб. не по назначению. "Эти средства были получены ОАО "ФСК ЕЭС" в рамках соглашения с Минэнерго для увеличения уставного капитала общества в целях реализации инвестиционной программы, однако они были использованы на приобретение двух краткосрочных простых процентных банковских векселей", — сообщил аудитор. Также установлены факты неэффективного и необоснованного расходования средств компании, завышения стоимости закупаемого импортного оборудования, применения некорректных индексов перерасчета цен и завышения стоимости принятых работ.

Аудитор сообщил, что в 2011-2013 гг. финансово-хозяйственная деятельность компании "ФСК ЕЭС" являлась убыточной. Так, если компанией по итогам 2011 г. получен чистый убыток в размере более 2 млрд. руб., то за 2013 г. он составил уже более 25 млрд. руб. Таким образом, в проверенном периоде убыток общества увеличился в 12 раз. "В результате этого в федеральный бюджет не поступает налог на прибыль, а также государство, как акционер не получает дивиденды от участия в уставном капитале указанной компании", — отметил аудитор. Компанией в 2011-2013 гг. была сокращена налогооблагаемая база для исчисления и уплаты налога на прибыль на 782%.

Проверкой установлено, что расходы компании "ФСК ЕЭС" на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, необходимых для реализации инвестиционных проектов, в ряде случаев являются экономически неоправданными. Согласно выборочной проверке, осуществлено расходование на общую сумму более 2,3 млрд. руб. за счет денежных средств, предназначенных для исполнения инвестиционных программ компании, на оплату НИР и ОКР, не имеющих практического результата.

Вместе с тем, в период 2010-2013 гг. расходы на вознаграждение членов правления ОАО "ФСК ЕЭС" возросли в 2,9 раза с 176 до 505 млн. руб. При этом значительный рост выплат членам правления компании в 2013 г. связан с выплатой выходных пособий в размере 141 млн. руб. "Большая часть уволившихся членов правления перешла в ОАО "Россети",- обратил внимание Валерий Богомолов. Только расходы аппарата председателя правления компании "ФСК ЕЭС" в период 2010 — 2013 гг. возросли на 45% до 452,5 млн. руб.

Как отмечается в отчете, расходы компании "ФСК ЕЭС" на программу "Небо" в 2011-2013 гг. составили 1,7 млрд. руб. Данная программа включает расходы на аренду воздушного судна и оплату услуг операторов по воздушным перевозкам с целью организации воздушных перевозок менеджмента компании "ФСК ЕЭС". Имеются существенные риски непризнания налоговыми органами расходов ОАО "ФСК ЕЭС" по авиаперелетам чартерными рейсами на сумму более 616 млн. руб., ввиду отсутствия у компании необходимых первичных документов по ним. Проверкой установлено, что загранкомандировки работников компании "ФСК ЕЭС", в 2011-2012 гг., имеют признаки нецелевого характера.

Предприятием "Магистральные электрические сети Юга", входящем в состав ОАО "ФСК ЕЭС", были превышены на 10,7 млн. руб. фактические расходы на приобретение плавсредства (моторной яхты). Между тем, в 2011-2013 гг. приобретенная моторная яхта для производственных нужд не использовалась, а расходы на ее обслуживание на момент проведения проверки составили 1,1 млн. руб.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо Президенту Российской Федерации, обращение в Генеральную прокуратору Российской Федерации. Представления Счетной палаты будут направлены в Минэнерго России, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, компании "ФСК ЕЭС" и "Россети". Отчеты будут направлены в МВД России, Государственную Думу Российской Федерации и Совет Федерации Российской Федерации.

<< Июль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ