Минфин опубликовал для общественного обсуждения проект поправок в Налоговый кодекс и закон о таможенном тарифе, предполагающих проведение налогового маневра в нефтяной отрасли.
С весны в правительстве готовится налоговая реформа — резкое снижение пошлин на экспорт нефти (примерно до уровня Казахстана — 80 долларов за тонну, сейчас в России — 385 долларов за тонну) и компенсаторно резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Кроме того, с 2015 года в России должна была быть введена экспортная пошлина на мазут в размере 100 % от пошлины на нефть. Но нефтекомпании, которые еще в 2011 году заключили соглашения с правительством о модернизации НПЗ, не успевали с введением новых мощностей, которые повысили бы глубину переработки нефти.
В итоге в Минэнерго и Минфине начали прорабатывать новые правила, которые должны отсрочить введение этой меры.
Согласно опубликованному проекту поправок, маневр предполагает повышение ставки НДПИ на нефть с 2015 года до 775 рублей за тонну (действующий закон предполагает ставку на уровне 530 рублей за тонну), с 2016 года — 856 рублей за тонну (против 559 рублей за тонну), с 2017 года 918 рублей за тонну (против 559 рублей за тонну).
Экспортная пошлина на нефть, согласно проекту, будет сокращаться быстрее, чем по действующей нормативной базе, — в 2015 году до 42 % (против 57 %), в 2016 году — до 36 % (против 55 %) и в 2017 году — до 30 % (против 55 %).
Пошлина на дизельное топливо составит в 2015 году 48 %, в 2016 году — 40 %, в 2017 году — 30 %, на бензин — 78 %, 61 % и 30 % соответственно.
Пошлина на мазут достигнет 100 % в 2017 году /ранее планировалось в 2018 году/. В 2015 году она вырастет до 76 % от НДПИ, в 2016 году — до 82 %.
Для того чтобы не допустить роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, Минфин предлагает в 2017 году практически в два раза снизить акцизы на нефтепродукты от уровня 2014 года. По расчетам министерства, это позволит ограничить рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в размере не более 1,5 рубля в год. Кроме того, одновременно планируется ввести налоговые вычеты для авиакеросина и бензина для нефтехимии /в настоящий момент акцизом не облагаются/, принять дополнительные решения для сохранения действующего механизма формирования дорожных фондов, сохранить в действующем объеме существующие налоговые льготы при добыче нефти, чтобы инвестпривлекательность новых проектов нефтедобычи не снижалась.
Так, согласно проекту налогового маневра, ставки акцизов на бензин в 2015 году для топлива четвертого класса могут быть снижены до 7,3 тысячи рублей за тонну, пятого класса — 4,2 тысячи рублей за тонну. Согласно действующей нормативной базе, в будущем году они должны составить соответственно 10,858 тыс и 7,75 тыс рублей за тонну. 2016 и 2017 годах ставки выравниваются и должны составить 6,2 тыс и 5,1 тыс рублей за тонну соответственно.