Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Счетная палата РФ выявила системные проблемы в области реализации СРП
16.01.2015

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности деятельности государства и компаний-операторов проектов по реализации действующих соглашений о разделе продукции за 2013 год. Также было рассмотрено заключение Счетной палаты на доклад Правительства Российской Федерации "Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в 2013 г.". С основным докладом выступил аудитор Александр Жданьков.

В настоящий момент в Российской Федерации реализуется 3 соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции ("Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское СРП").

За весь период реализации Соглашений (1995-2013 гг.) было добыто почти 117 млн. тонн нефти с конденсатом, 92 млрд. кубических метров газа, произведено около 48 млн. тонн сжиженного газа. В 2013 г. добыто нефти и конденсата около 13,9 млн. тонн, газа — 21 млрд. м3. Совокупные затраты с начала работ составили более $60 млрд., из которых $4,6 млрд. — это затраты 2013 г. Все затраты, подлежащие возмещению ($53 млрд.), компенсированы государством углеводородами в полном объеме.

"Совокупный доход государства за весь срок действия проектов составил более $24 млрд. Из них $15 млрд. поступило в федеральный бюджет и $9 млрд. — в региональные бюджеты. В 2013 году государство в целом получило около $8 млрд.",- сообщил на Коллегии Александр Жданьков.

При этом он подчеркнул, что в 2013 г. реализация соглашений проводилась по новым проектным документам. Их общей тенденцией является сокращение объемов добычи углеводородов с одновременным ростом затрат, что, соответственно, приводит к уменьшению доходов государства.

На Коллегии было отмечено, что по ряду проблемных вопросов, поднятых ранее Счетной палатой, найдены решения. Так, решен вопрос о правильности расчета роялти по проекту "Сахалин-2". Недоплаченная сумма 3 млрд. рублей перечислена оператором в доход бюджета и до конца реализации соглашения в доход государства дополнительно поступит порядка 20 млрд. рублей.

Акционеры компании-оператора проекта "Сахалин-2" "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд" признали свои обязательства по возмещению затрат по выводу из эксплуатации производственных объектов после окончания срока реализации СРП, что позволит сэкономить государству значительные средства.

Найден выход по вопросам фрахтования морских судов без ущерба государству. Суда в любой момент могут быть переданы в собственность операторов проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" при условии компенсации их полной стоимости. А по истечении 25 лет фрахта доплачивать уже ничего не нужно и суда будут переданы в собственность Российской Федерации.

Вместе с тем в области реализации СРП сохраняются системные проблемы, на которые Счетная палата уже неоднократно обращала внимание по итогам предыдущих проверок.

В частности, проверка в очередной раз показала, что система утилизации газа по "Харьягинскому СРП" так и не создана. Модернизация центрального пункта сбора продукции для очистки газа не проведена, сроки начала утилизации газа по контракту сорваны. В результате в 2013 г. 78% добытого попутного нефтяного газа было сожжено на факелах. "Контракт с подрядчиком на поставку и монтаж специального технологического оборудования оператором проекта был расторгнут. При этом фактические затраты на его реализацию по состоянию на 1 сентября 2014 года составили $480 млн., которые были полностью возмещены государством", — отметил Александр Жданьков. Согласно информации, предоставленной Минэнерго России, Министерство неоднократно указывало оператору проекта на проблемы, связанные с разрывом контракта.

До настоящего времени не решен вопрос о реализации газа на экспорт на месторождении Чайво (проект "Сахалин-1"). По словам аудитора, недополученный доход государства уже составил $4,3 млрд. "В настоящее время компании- инвесторы проекта договорились о строительстве завода по сжижению газа на юге Сахалина. Однако такое решение приведет к удорожанию проекта и снижению доходов государства от его реализации", — уточнил Александр Жданьков.

Одной из проблем, затронутых на Коллегии, стало отсутствие должного контроля со стороны федеральных органов исполнительной за имуществом, созданным при выполнении Соглашений. "Несмотря на то, что все возмещаемые расходы по проектам государством компенсированы, созданное имущество в его собственность до сих пор не передано", — констатировал Александр Жданьков. При этом он напомнил, что по результатам предыдущих проверок Счетной палаты в 2014 г Президентом и Правительством были даны поручения Минэнерго России и Росимуществу передать указанное имущество в собственность Российской Федерации. Однако принятые в этом направлении меры пока результатов не дали. В то же время, по информации Минэнерго, в настоящее время договоренность с Росимуществом по указанному вопросу достигнута и готовится распоряжение о порядке передачи имущества в собственность государства. По оценке Министерства, в 2015 г. вопрос будет закрыт.

Кроме того, в учете компаний-операторов затраты на создание интеллектуальной собственности не сформированы. "Отсутствие такого учета может не позволить закрепить право Российской Федерации на созданную интеллектуальную собственность или не позволит сторонам СРП свободно использовать в своей работе созданные технологии и проекты, как это предусмотрено Соглашениями", — подчеркнул аудитор.

К проблемным вопросам также относится ситуация, сложившаяся со строительством полигонов захоронения твердых бытовых отходов, образующихся при реализации проектов. Как было отмечено на Коллегии, для каждого из проектов в сметах заложены средства на создание таких полигонов, но на Сахалине не хватает пригодных для этого территорий. В связи с ограниченностью доступных мест для строительства полигонов Счетная палата еще по результатам прошлогодней проверки рекомендовала рассмотреть возможность создания общего полигона для совместного использования операторами проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и муниципальными образованиями Сахалинской области. "Наше предложение было проработано Правительством Сахалинской области, найдены соответствующие территории. Однако при обсуждении вопроса Управляющими комитетами Минфин России высказался против, аргументировав, что впоследствии будет сложно разделить право собственности. Таким образом, вопрос со строительством полигонов на Сахалине так и не решен. Вместе с тем право долевой собственности никто не отменял", — отметил аудитор.

На Коллегии также было отмечено, что доклад Правительства "Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в 2013 г." был представлен в срок. В целом информация в докладе подтверждена результатами контрольного мероприятия. В докладе предусмотрено решение задач, относящихся, как к каждому отдельному проекту, так и в целом ко всем Соглашениям. При этом Счетная палата предложила дополнить доклад задачами с учетом проблем, вскрытых в ходе проверки.

Коллегия приняла решение направить представление в Минэнерго России, информационные письма — Президенту Российской Федерации, в Правительство РФ, Минприроды, губернаторам Сахалинской области и Ненецкого автономного округа, а также компаниям-операторам проектов ("Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд", "Эксон Нефтегаз Лимитед", и "Тоталь Разведка Разработка Россия"). Отчет о результатах проверки и заключение на доклад Правительства будут направлены в палаты Федерального Собрания.

<< Январь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ