media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Все монополии ведут себя одинаково

 

Штрафы за нарушения антимонопольного законодательства в России вырастут с нынешних $16.5 тысячи до $100 млн. и выше. С их помощью Федеральная антимонопольная служба намерена бороться с повышением цен на бензин и авиабилеты, с рекламой водки и с незаконными слияниями. О том, почему ФАС возражает против слияния "Газпрома" и "Роснефти", а также о новых мерах противодействия монополистам в эксклюзивном интервью корреспонденту "Известий" Федору Чайке рассказал глава ФАС России Игорь Артемьев.

- Каждый день по вечерам мы видим по телевизору рекламу водки. Ее преподносят в виде конфет, воды, перчиков и т.п. А вы смотрите по вечерам телевизор?

- Бывает. Понятно, что 90% зрителей терпеть не могут эту рекламу. Я же отношусь к ней нейтрально, хотя некоторые вещи меня, конечно, огорчают: то, о чем вы уже сказали, — реклама водки под видом воды, например.

- И как собираетесь с этим бороться? Это же ваша задача...

- Суды соглашаются с нами разговаривать, когда у нас есть данные социологических исследований. Если большинство видит вместо воды водку, суды соглашаются. Сейчас мы размышляем, как ограничить бренды, рекламирующие запрещенные товары. Чтобы их нельзя было применять для рекламы других товаров.

"Монополии должны заниматься своим естественным делом"

- В стране полным ходом идет создание новой супермонополии — "Газпромнефти". Антимонопольная служба считает это нормальным?

- Дело все в том, что, когда крупные монополии начинают выходить на рынки, только на первый взгляд ничего страшного не происходит. "Газпром" сегодня огромен и влиятелен. В добрых руках такое оружие может приводить к позитивным для экономики изменениям. Но логика бизнеса монополии говорит, к сожалению, об обратном. Все монополии в мире ведут себя примерно одинаково, извлекая монопольные прибыли. Поэтому у нас есть большие опасения по "Газпрому". Ведь речь идет не только о покупке "Роснефти", а еще и акций "Мосэнерго" и акций "РАО ЕЭС". Хотя в то же время "Российские железные дороги" избавляются от непрофильных активов — таков план реформы. То же самое и в "РАО ЕЭС", и в "Связьинвесте". А "Газпром" действует наоборот.

- Так что в итоге нужно изменить?

- Я считаю, что естественные монополии должны заниматься своим "естественным" делом. И желательно, чтобы "неестественного" бизнеса у них не было.

- А что конкретно предложит ФАС против сделки по слиянию "Роснефти" и "Газпрома"?

- Не против (она с большой вероятностью будет соответствовать закону), а по сути. Мы подготовим для этих компаний целый ряд очень жестких поведенческих условий, которые надо будет исполнить.

- Что имеется в виду под поведенческими условиями? Выход "Газпрома" из отдельных газовых активов?

- Необязательно. Это означает, что они не должны злоупотреблять своей газовой составляющей при производстве нефти для конкурирующих с "Роснефтью" других компаний. И целый ряд других условий, о которых мы скажем попозже.

"Я сам не вожу машину"

- Цены на бензин растут. Налицо сговор продавцов. Вы по-прежнему бессильны этому помешать?

- Я сам не вожу машину, но понимаю, насколько чувствительна эта проблема для кошелька автовладельцев. И еще более серьезной я считаю другую сторону роста цен на топливо: перераспределение бюджетных расходов. Деньги, предусмотренные на социальные нужды, направляются на топливо, растут коммунальные тарифы. Правительство могло бы потратить эти средства на инвалидов, а вынуждено латать топливные бюджетные "дыры". Со своей стороны ФАС занимается картельными сговорами нефтяников, несколько дел нам удалось выиграть. Но проблема здесь сейчас единственная — низкие штрафы.

- Вы возлагаете большие надежды на новый закон "О конкуренции". Но недавно оговорились, что новый размер штрафов все равно будет ниже европейского уровня в два раза. То есть нефтяники и дальше будут охотнее платить штрафы, чем снижать цены на бензин?

- Думаю, что нет. Штрафы за наиболее опасные правонарушения мы предложили повысить в сотни и даже тысячи раз. Мы предложили правительству перейти на так называемые "оборотные" штрафы для компаний. А потому в некоторых случаях с нынешних $16.5 тысячи они могут вырасти до $100 млн. и выше. Если в Европе за злоупотребление доминирующим положением могут наказывать и в 10% от оборота компании, то мы предложим установить эту планку в 2%.

- "Известия" не раз писали о сговоре авиаперевозчиков, повысивших цены на билеты из-за подорожания керосина. Как продвигается ваше расследование?

- Пока только начали проверку. Думаю, к январю-февралю можно будет говорить о результатах. Сейчас я не хотел бы никого обвинять. И пока не знаем, к чему приведет это расследование. Может, виноватыми в конечном итоге могут оказаться, например, сырьевики, задирающие цены на топливо.

Финансовые Известия

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА