media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Подведение итогов социально-экономического развития ХМАО в 2004 году

 

Во вторник 7 декабря в пресс-центре ханты-мансийского бюро информационного агентства "Интерфакс—Югра" прошла пресс-конференция Губернатора, Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко. Темой встречи стало подведение итогов социально-экономического развития округа в 2004 году. В начале беседы Губернатор Югры дал общую оценку уходящего года.

- Завершающийся 2004 год Ханты-Мансийский автономный округ прожил достаточно удачно, опираясь на собственные возможности и собственные силы. Тенденция динамичного развития округа в течение последних лет была сохранена, что выразилось в 10-процентном росте промышленного производства. Согласно прогнозам, наш объем промышленного производства к концу года составит около 890 миллиардов рублей. На долю округа, где проживает 1% населения страны, придется 8% всего российского производства и 16% бюджетных поступлений в казну Российской Федерации.
Я говорю о динамичном развитии абсолютно убежденно. Рост в 10-11 процентов для такого региона, как Югра — это значительная цифра, поскольку экономика автономного округа опирается, прежде всего, на инерционные и очень емкие отрасли — нефтедобычу и электроэнергетику. Каждый процент роста — это великое дело.
В 2004 году на территории округа будет добыто 255-256 миллионов тонн нефти — на 9,9% больше, чем в году предыдущем. Это решение сразу двух проблем — обеспечение энергетической безопасности страны и, конечно, участие в формировании золотовалютного ресурса страны. Вторая часть — социальное развитие. С начала 60-х, когда началось промышленное освоение этой территории, население округа выросло в 12 раз и сегодня составляет около 1,5 миллионов человек. Сейчас в округе активно формируется не только производственная, но и социальная инфраструктура, это мы должны были сделать еще "вчера", поскольку человек здесь должен жить долго, постоянно и как минимум — счастливо. Поэтому нам чрезвычайно важно развивать в Югре и образование, и здравоохранение, и культуру, и спорт со всеми составляющими.
Мы — власть вместе с нашими бизнес-партнерами, предприятиями и корпорациями, активно занимаемся созданием условий для развития экономики, как таковой, но это — не самоцель. Развитая экономика — это, все-таки, средство для обеспечения нормальной жизни людей. Совместные действия власти всех уровней, бизнеса, общественных организаций создали в округе необходимую социальную обстановку, которая позволяет нам стабильно и без особых потрясений жить сегодня. Мы уверены в завтрашнем будущем.

- Вопрос в продолжение разговора о взаимоотношениях власти и бизнеса. Отразится ли на социально-экономическом развитии округа ситуация с нефтяной компанией ЮКОС? Не повлияет ли она на инвестиционный рейтинг Югры?

- Сегодня есть некие сложности в деятельности "Юганскнефтегаза". Главное дочернее предприятие ЮКОСа отдает львиную долю своих доходов государству по известным всем решениям. Выяснение отношений по поводу задолженности ЮКОСа государству должно завершиться в декабре этого года после продажи части активов компании. Мне думается, это позволит значительно стабилизировать ситуации в "Юганскнефтегазе", что для нас чрезвычайно важно. Надеюсь, что через месяц-полтора предприятие выйдет на устойчивый режим работы.
Если говорить в целом, то существенных негативных последствий для автономного округа эта ситуация не повлекла. То же самое могу сказать и об инвестиционном рейтинге Югры.

- Перспективно ли развитие добычи полезных ископаемых в западной части округа? Как известно, в настоящее время активная добыча углеводородов сосредоточена на востоке Югры...

- Все стратегические перспективы развития автономного округа, в том числе — российские перспективы — я говорю это ответственно, связаны как раз с западом нашей территории. Это вовлечение в хозяйственный оборот огромного ресурса Приполярного Урала, это около 630 погонных километров Уральских гор, где суммарная стоимость полезных ископаемых оценена специалистами в 7 триллионов долларов. Поэтому логично предполагать, что скоро мы туда придем. Придем активно, и не только за счет собственных возможностей автономного округа.
Для этого чрезвычайно важно решить главные проблемы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры в этой части округа, увеличить электрогенерирующие мощности и перевести предполагаемые залежи полезных ископаемых в балансовые запасы.

- Изменится ли по Вашему мнению в ближайшем будущем ситуация в геологоразведочной отрасли?

- Мне думается, некие позитивные перемены уже происходят. Месяц назад на заседании российского Правительства состоялся заинтересованный разговор и дискуссия на тему много или мало у нас запасов, в том числе — и углеводородов, поставленных на баланс. Оказалось, что их не очень много, поэтому правительство приняло решение существенно увеличить бюджетное финансирование геологоразведочных работ в ближайшей перспективе. Но наряду с этим надо активно стимулировать недропользователя, чтобы он сам занимался геологоразведкой.
Среди предлагаемых руководством страны мер стимулирования этой отрасли, есть, например, такой метод — "сквозное лицензирование", когда компания, получившая лицензию на разведку месторождения, имеет преимущественное право получить лицензию на его разработку. Это серьезный стимул, прежде всего, для нефтяных компаний, да и для других инвесторов, заинтересованных в нефтяном бизнесе.
Кроме того, закончилась пауза, когда бывшее руководство Министерства природных ресурсов без особых причин приостановило процесс лицензирования геологоразведки. Поэтому, я надеюсь, на позитивные перемены и в этой отрасли.

- В своем вступительном слове Вы обозначили тему социального развития одной из главных составляющих политики автономного округа. В Югре работают более 40 социально значимых программ. Какие из них на Ваш взгляд наиболее значимы?

- Они все значимые, и это не отговорка. Как можно определить, что значительнее — развитие здравоохранения или развитие образования? Можно выделить приоритетные направления политики руководства округа. Это программы развития науки и образования, включая высшую школу, здравоохранения, культуры и спорта.
Еще я отмечу программу по поддержке семьи, материнства и детства, которая аккумулировала в себе все, что до этого мы сделали. Это чрезвычайно важная программа, которая определяет многие перспективы.
Конечно же, я назову в числе приоритетов ряд жилищных программ, в том числе — по сносу ветхого и экологически неблагоприятного жилья. Это и программа "Молодой семье — доступное жилье", жилье — чернобыльцам и т.д.
Я не могу не сказать и о программах, связанных с социальной поддержкой отдельных слоев населения, которые нуждаются в государственной опеке, попечительстве. Я имею в виду и ветеранов, инвалидов.

- Готов ли Ханты-Мансийский автономный округ к реформе местного самоуправления? Что реально изменится в системе, кроме того, что муниципальных образований станет 113 вместо 22?

- Первое, для полного понимания я бы посоветовал прочитать соответствующие нормативные акты Российской Федерации, потому что реформа всеобъемлющая. Если говорить о том, насколько округ готов к реализации этих программ, то мы продвигаемся в том режиме и графике, которые намечены. Приняты необходимые окружные законы. Бюджет Югры на следующий год принят уже с учетом административных перемен. Недостаток собственных средств новоиспеченных муниципальных образований будет компенсирован из окружного бюджета. Все это позволяет нам уверенно двигаться вперед, хотя 2005 год — это время фактического перехода, потому что в новой схеме муниципальная власть должна заработать с 1 января 2006 года. Пока у меня нет никаких сомнений в том, что мы сможем обеспечить реализацию реформы по всем позициям, в том числе — по обеспечению новых образований кадровым потенциалом.

- В будущем году на территории округа планируются выборы глав ряда муниципальных образований. Устраивает ли руководство округа власть на местах, действующая в настоящее время?

- На мой взгляд, кадровый потенциал руководства городов и районов в абсолютном своем большинстве достаточно высокого уровня и в профессиональном плане, и по качеству работы. Надо судить по делам людей, которые работают в той или иной территории. Я не абсолютизирую ситуацию. Конечно же, есть "проблемные" муниципалитеты, но, к счастью, их единицы.

- Хотелось бы услышать о перспективах развития лесной отрасли, о которой в последнее время мало чего слышно. В Ханты-Мансийском округе создан "Югорский лесопромышленный холдинг", поделитесь Вашими впечатлениями о его работе...

- Холдинг образован. Сегодня он аккумулирует в себе большинство отраслевых проектов, которые реализуются при поддержке и при участии Правительства Югры. Таким образом, концентрируются все возможности, централизуется координация работ. Многие проекты находятся в завершающей стадии реализации. Часть из них уже завершена. Например, в Нягани построен завод по производству клееного шпонового бруса LVL. Это очень хороший перспективный проект. До конца года закончим строительство завода по изготовлению плит с ориентированной стружкой МДФ в поселке Мортка Кондинского района. В Советском районе заканчивается создание лесопильного комплекса.
За счет образования подобных холдингов, объединяющих в себе отраслевые производства различных уровней, мы можем получить существенно больший экономический эффект, чем сегодня. Я расскажу в двух словах почему. Во-первых, наша территория находится достаточно далеко от массы потенциальных потребителей деловой древесины. Круглое бревно нужно многим, но тот, кто в наших условиях будет заниматься заготовкой и реализацией деловой древесины через пару недель станет банкротом. Компенсация транспортных расходов и другие издержки составят столь много убытков, что, действительно, это производство долго не продержится. Работа лесной промышленности в нашем округе будет эффективна лишь при условии использования древесины, хотя бы на 70-80 процентов. Сейчас от бревна в дело идет не более 50%. Поэтому, рентабельным будет только высокотехнологичное производство. "Югорский лесопромышленный холдинг" соединит в себе все эти требования, занимаясь и заготовкой, и переработкой древесины вплоть до производства целлюлозы.
Я напомню, что Ханты-Мансийский автономный округ обладает огромной лесосекой. Ежегодно нам необходимо вырубать 23-25 миллионов кубометров леса, хотя бы из экологических соображений. Лес "перестаивает", начинает болеть. Своим бездействием мы наносим вред природе. Сегодня в округе осваивается не более 1% лесного потенциала.

- Правительство Ханты-Мансийского автономного округа и ОАО "Тюменьэнерго" заключили соглашение о сотрудничестве. Так же подписан договор между "Югорской территориальной энергетической компанией" и "Тюменьэнерго" на поставку электроэнергии. Насколько эти соглашения повлияют на развитие коммунальной энергетики?

- Для Ханты-Мансийского автономного округа производство электроэнергии является высокотехнологичным видом деятельности. Генерация на базе попутного нефтяного и природного газов гораздо эффективнее. С другой стороны, судя по динамике уровня нагрузок, в ближайшие 5-6 лет может возникнуть дефицит электроэнергии уже внутри округа. Это связано с промышленным развитием, прежде всего — нефтяных предприятий. В меньшей степени мы связываем это с развитием малого и среднего бизнеса, а также с повышением благосостояния наших жителей.
Если в позапрошлом году регион отправлял на свободный рынок за пределы автономного округа порядка 25% производимой электроэнергии, то сегодня этот процесс существенно изменился. Доля потребляемой энергии внутри округа возросла, поставки на внешний рынок сократились.
Вместе с тем, мы имеем огромные потенциальные возможности для существенного увеличения генерирующих мощностей. Я имею ввиду нижневартовскую ГРЭС, где за счет применения новых технологий можно существенно увеличить объем производства и повысить его эффективность. Кроме того, будет реконструирована сургутская ГРЭС-1. У нас хорошие перспективы и есть масса других проектов, которые нужно реализовать.

- Какое событие в уходящем году лично для Вас было значимым, и что Вы ждете от года 2005-го?

- Во-первых, я бы отметил добычу 8-миллиардной тонны нефти. Это, своего рода, возможность оценить огромный, титанический и героический — и я не боюсь пафоса, труд людей нашей земли.
Из событий политически значимых для округа я назову подписание трехстороннего договора органов власти Югры, Ямала и Тюменской области. Подписание этого документа стабилизировало ситуацию в регионе, и мы уверенно продолжаем работать, наращивая позитивные результаты.
Я могу перечислить много значимых событий, но отмечу еще лишь одно. Шесть лет назад по нашей инициативе территориальные соседи Ханты-Мансийского автономного округа собрались вместе и подписали соглашение о строительстве Северо-западного транспортного коридора, который соединит через нашу территорию Томск и Пермь. В этом году мы завершили строительство моста через Иртыш — главного связующего звена федеральной трассы "Пермь — Серов — Ханты-Мансийск — Нижневартовск — Томск". Дорога имеет общую протяженность 2151 километр, из которых 1010 километров находятся на территории Югры. Пока это еще не тот транспортный коридор, о котором мы мечтали, но проезд через весь автономный округ с востока на запад мы обеспечили. Этот проект чрезвычайно важен для нас с точки зрения экономической интеграции. Такой короткий путь, связывающий промышленно развитый Урал и богатые ресурсами Югру и Ямал, создает новые возможности для развития экономики страны, а значит — для благосостояния населения.
Уходящий год был достаточно удачен в плане реализации наших планов. Мы выполнили все свои обещания и даже немного больше. Планы на будущий год ничуть не меньше по своей значимости и объему. Я пока не вижу причин, по которым мы их не реализуем.
 

Пресс-служба Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА