Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Подведение итогов социально-экономического развития ХМАО в 2004 году

 

Во вторник 7 декабря в пресс-центре ханты-мансийского бюро информационного агентства "Интерфакс—Югра" прошла пресс-конференция Губернатора, Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко. Темой встречи стало подведение итогов социально-экономического развития округа в 2004 году. В начале беседы Губернатор Югры дал общую оценку уходящего года.

- Завершающийся 2004 год Ханты-Мансийский автономный округ прожил достаточно удачно, опираясь на собственные возможности и собственные силы. Тенденция динамичного развития округа в течение последних лет была сохранена, что выразилось в 10-процентном росте промышленного производства. Согласно прогнозам, наш объем промышленного производства к концу года составит около 890 миллиардов рублей. На долю округа, где проживает 1% населения страны, придется 8% всего российского производства и 16% бюджетных поступлений в казну Российской Федерации.
Я говорю о динамичном развитии абсолютно убежденно. Рост в 10-11 процентов для такого региона, как Югра — это значительная цифра, поскольку экономика автономного округа опирается, прежде всего, на инерционные и очень емкие отрасли — нефтедобычу и электроэнергетику. Каждый процент роста — это великое дело.
В 2004 году на территории округа будет добыто 255-256 миллионов тонн нефти — на 9,9% больше, чем в году предыдущем. Это решение сразу двух проблем — обеспечение энергетической безопасности страны и, конечно, участие в формировании золотовалютного ресурса страны. Вторая часть — социальное развитие. С начала 60-х, когда началось промышленное освоение этой территории, население округа выросло в 12 раз и сегодня составляет около 1,5 миллионов человек. Сейчас в округе активно формируется не только производственная, но и социальная инфраструктура, это мы должны были сделать еще "вчера", поскольку человек здесь должен жить долго, постоянно и как минимум — счастливо. Поэтому нам чрезвычайно важно развивать в Югре и образование, и здравоохранение, и культуру, и спорт со всеми составляющими.
Мы — власть вместе с нашими бизнес-партнерами, предприятиями и корпорациями, активно занимаемся созданием условий для развития экономики, как таковой, но это — не самоцель. Развитая экономика — это, все-таки, средство для обеспечения нормальной жизни людей. Совместные действия власти всех уровней, бизнеса, общественных организаций создали в округе необходимую социальную обстановку, которая позволяет нам стабильно и без особых потрясений жить сегодня. Мы уверены в завтрашнем будущем.

- Вопрос в продолжение разговора о взаимоотношениях власти и бизнеса. Отразится ли на социально-экономическом развитии округа ситуация с нефтяной компанией ЮКОС? Не повлияет ли она на инвестиционный рейтинг Югры?

- Сегодня есть некие сложности в деятельности "Юганскнефтегаза". Главное дочернее предприятие ЮКОСа отдает львиную долю своих доходов государству по известным всем решениям. Выяснение отношений по поводу задолженности ЮКОСа государству должно завершиться в декабре этого года после продажи части активов компании. Мне думается, это позволит значительно стабилизировать ситуации в "Юганскнефтегазе", что для нас чрезвычайно важно. Надеюсь, что через месяц-полтора предприятие выйдет на устойчивый режим работы.
Если говорить в целом, то существенных негативных последствий для автономного округа эта ситуация не повлекла. То же самое могу сказать и об инвестиционном рейтинге Югры.

- Перспективно ли развитие добычи полезных ископаемых в западной части округа? Как известно, в настоящее время активная добыча углеводородов сосредоточена на востоке Югры...

- Все стратегические перспективы развития автономного округа, в том числе — российские перспективы — я говорю это ответственно, связаны как раз с западом нашей территории. Это вовлечение в хозяйственный оборот огромного ресурса Приполярного Урала, это около 630 погонных километров Уральских гор, где суммарная стоимость полезных ископаемых оценена специалистами в 7 триллионов долларов. Поэтому логично предполагать, что скоро мы туда придем. Придем активно, и не только за счет собственных возможностей автономного округа.
Для этого чрезвычайно важно решить главные проблемы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры в этой части округа, увеличить электрогенерирующие мощности и перевести предполагаемые залежи полезных ископаемых в балансовые запасы.

- Изменится ли по Вашему мнению в ближайшем будущем ситуация в геологоразведочной отрасли?

- Мне думается, некие позитивные перемены уже происходят. Месяц назад на заседании российского Правительства состоялся заинтересованный разговор и дискуссия на тему много или мало у нас запасов, в том числе — и углеводородов, поставленных на баланс. Оказалось, что их не очень много, поэтому правительство приняло решение существенно увеличить бюджетное финансирование геологоразведочных работ в ближайшей перспективе. Но наряду с этим надо активно стимулировать недропользователя, чтобы он сам занимался геологоразведкой.
Среди предлагаемых руководством страны мер стимулирования этой отрасли, есть, например, такой метод — "сквозное лицензирование", когда компания, получившая лицензию на разведку месторождения, имеет преимущественное право получить лицензию на его разработку. Это серьезный стимул, прежде всего, для нефтяных компаний, да и для других инвесторов, заинтересованных в нефтяном бизнесе.
Кроме того, закончилась пауза, когда бывшее руководство Министерства природных ресурсов без особых причин приостановило процесс лицензирования геологоразведки. Поэтому, я надеюсь, на позитивные перемены и в этой отрасли.

- В своем вступительном слове Вы обозначили тему социального развития одной из главных составляющих политики автономного округа. В Югре работают более 40 социально значимых программ. Какие из них на Ваш взгляд наиболее значимы?

- Они все значимые, и это не отговорка. Как можно определить, что значительнее — развитие здравоохранения или развитие образования? Можно выделить приоритетные направления политики руководства округа. Это программы развития науки и образования, включая высшую школу, здравоохранения, культуры и спорта.
Еще я отмечу программу по поддержке семьи, материнства и детства, которая аккумулировала в себе все, что до этого мы сделали. Это чрезвычайно важная программа, которая определяет многие перспективы.
Конечно же, я назову в числе приоритетов ряд жилищных программ, в том числе — по сносу ветхого и экологически неблагоприятного жилья. Это и программа "Молодой семье — доступное жилье", жилье — чернобыльцам и т.д.
Я не могу не сказать и о программах, связанных с социальной поддержкой отдельных слоев населения, которые нуждаются в государственной опеке, попечительстве. Я имею в виду и ветеранов, инвалидов.

- Готов ли Ханты-Мансийский автономный округ к реформе местного самоуправления? Что реально изменится в системе, кроме того, что муниципальных образований станет 113 вместо 22?

- Первое, для полного понимания я бы посоветовал прочитать соответствующие нормативные акты Российской Федерации, потому что реформа всеобъемлющая. Если говорить о том, насколько округ готов к реализации этих программ, то мы продвигаемся в том режиме и графике, которые намечены. Приняты необходимые окружные законы. Бюджет Югры на следующий год принят уже с учетом административных перемен. Недостаток собственных средств новоиспеченных муниципальных образований будет компенсирован из окружного бюджета. Все это позволяет нам уверенно двигаться вперед, хотя 2005 год — это время фактического перехода, потому что в новой схеме муниципальная власть должна заработать с 1 января 2006 года. Пока у меня нет никаких сомнений в том, что мы сможем обеспечить реализацию реформы по всем позициям, в том числе — по обеспечению новых образований кадровым потенциалом.

- В будущем году на территории округа планируются выборы глав ряда муниципальных образований. Устраивает ли руководство округа власть на местах, действующая в настоящее время?

- На мой взгляд, кадровый потенциал руководства городов и районов в абсолютном своем большинстве достаточно высокого уровня и в профессиональном плане, и по качеству работы. Надо судить по делам людей, которые работают в той или иной территории. Я не абсолютизирую ситуацию. Конечно же, есть "проблемные" муниципалитеты, но, к счастью, их единицы.

- Хотелось бы услышать о перспективах развития лесной отрасли, о которой в последнее время мало чего слышно. В Ханты-Мансийском округе создан "Югорский лесопромышленный холдинг", поделитесь Вашими впечатлениями о его работе...

- Холдинг образован. Сегодня он аккумулирует в себе большинство отраслевых проектов, которые реализуются при поддержке и при участии Правительства Югры. Таким образом, концентрируются все возможности, централизуется координация работ. Многие проекты находятся в завершающей стадии реализации. Часть из них уже завершена. Например, в Нягани построен завод по производству клееного шпонового бруса LVL. Это очень хороший перспективный проект. До конца года закончим строительство завода по изготовлению плит с ориентированной стружкой МДФ в поселке Мортка Кондинского района. В Советском районе заканчивается создание лесопильного комплекса.
За счет образования подобных холдингов, объединяющих в себе отраслевые производства различных уровней, мы можем получить существенно больший экономический эффект, чем сегодня. Я расскажу в двух словах почему. Во-первых, наша территория находится достаточно далеко от массы потенциальных потребителей деловой древесины. Круглое бревно нужно многим, но тот, кто в наших условиях будет заниматься заготовкой и реализацией деловой древесины через пару недель станет банкротом. Компенсация транспортных расходов и другие издержки составят столь много убытков, что, действительно, это производство долго не продержится. Работа лесной промышленности в нашем округе будет эффективна лишь при условии использования древесины, хотя бы на 70-80 процентов. Сейчас от бревна в дело идет не более 50%. Поэтому, рентабельным будет только высокотехнологичное производство. "Югорский лесопромышленный холдинг" соединит в себе все эти требования, занимаясь и заготовкой, и переработкой древесины вплоть до производства целлюлозы.
Я напомню, что Ханты-Мансийский автономный округ обладает огромной лесосекой. Ежегодно нам необходимо вырубать 23-25 миллионов кубометров леса, хотя бы из экологических соображений. Лес "перестаивает", начинает болеть. Своим бездействием мы наносим вред природе. Сегодня в округе осваивается не более 1% лесного потенциала.

- Правительство Ханты-Мансийского автономного округа и ОАО "Тюменьэнерго" заключили соглашение о сотрудничестве. Так же подписан договор между "Югорской территориальной энергетической компанией" и "Тюменьэнерго" на поставку электроэнергии. Насколько эти соглашения повлияют на развитие коммунальной энергетики?

- Для Ханты-Мансийского автономного округа производство электроэнергии является высокотехнологичным видом деятельности. Генерация на базе попутного нефтяного и природного газов гораздо эффективнее. С другой стороны, судя по динамике уровня нагрузок, в ближайшие 5-6 лет может возникнуть дефицит электроэнергии уже внутри округа. Это связано с промышленным развитием, прежде всего — нефтяных предприятий. В меньшей степени мы связываем это с развитием малого и среднего бизнеса, а также с повышением благосостояния наших жителей.
Если в позапрошлом году регион отправлял на свободный рынок за пределы автономного округа порядка 25% производимой электроэнергии, то сегодня этот процесс существенно изменился. Доля потребляемой энергии внутри округа возросла, поставки на внешний рынок сократились.
Вместе с тем, мы имеем огромные потенциальные возможности для существенного увеличения генерирующих мощностей. Я имею ввиду нижневартовскую ГРЭС, где за счет применения новых технологий можно существенно увеличить объем производства и повысить его эффективность. Кроме того, будет реконструирована сургутская ГРЭС-1. У нас хорошие перспективы и есть масса других проектов, которые нужно реализовать.

- Какое событие в уходящем году лично для Вас было значимым, и что Вы ждете от года 2005-го?

- Во-первых, я бы отметил добычу 8-миллиардной тонны нефти. Это, своего рода, возможность оценить огромный, титанический и героический — и я не боюсь пафоса, труд людей нашей земли.
Из событий политически значимых для округа я назову подписание трехстороннего договора органов власти Югры, Ямала и Тюменской области. Подписание этого документа стабилизировало ситуацию в регионе, и мы уверенно продолжаем работать, наращивая позитивные результаты.
Я могу перечислить много значимых событий, но отмечу еще лишь одно. Шесть лет назад по нашей инициативе территориальные соседи Ханты-Мансийского автономного округа собрались вместе и подписали соглашение о строительстве Северо-западного транспортного коридора, который соединит через нашу территорию Томск и Пермь. В этом году мы завершили строительство моста через Иртыш — главного связующего звена федеральной трассы "Пермь — Серов — Ханты-Мансийск — Нижневартовск — Томск". Дорога имеет общую протяженность 2151 километр, из которых 1010 километров находятся на территории Югры. Пока это еще не тот транспортный коридор, о котором мы мечтали, но проезд через весь автономный округ с востока на запад мы обеспечили. Этот проект чрезвычайно важен для нас с точки зрения экономической интеграции. Такой короткий путь, связывающий промышленно развитый Урал и богатые ресурсами Югру и Ямал, создает новые возможности для развития экономики страны, а значит — для благосостояния населения.
Уходящий год был достаточно удачен в плане реализации наших планов. Мы выполнили все свои обещания и даже немного больше. Планы на будущий год ничуть не меньше по своей значимости и объему. Я пока не вижу причин, по которым мы их не реализуем.
 

Пресс-служба Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА