Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Правовой режим нефтегазовой деятельности в Норвегии
Й.А. Стубберуд, Л.О. Аскхейм, адвокаты отдела ТЭК и природных ресурсов и отдела российско-норвежских проектов адвокатской фирмы Wikborg, Rein & Co, Осло, Норвегия;
В. Кокин, к.ю.н., представитель норвежской компании Norsk Hydro ASA по связям с правительством и промышленностью

Введение
В статье рассказывается об основных видах государственных разрешений, необходимых для получения права на ведение нефтегазовой деятельности в Королевстве Норвегия. Кроме того анализируются особенности норвежской системы налогообложения данной производственной сферы, а также приводится перечень договоров, необходимых для начала работ на норвежском континентальном шельфе нефтегазовыми компаниями, в том числе и иностранными.
В связи с происходящей в России и Казахстане работой над совершенствованием законодательства о недрах, в начале статьи хотелось бы затронуть более широкие аспекты, в частности, правовой режим добычи углеводородов и других полезных ископаемых на суше.
В Норвегии существует специальный закон о разведке и добыче нефти и газа в недрах на суше "lov av 4. mai 1973 nr. 21 om undersоkelser etter og utvinning av petroleum i grunnen under norsk landomrоde". Этот закон устанавливает, что право собственности на такие ресурсы принадлежит норвежскому государству. Разрешение на разведку и добычу уполномочено выдавать Министерство нефти и энергетики. Но упомянутый закон имеет минимальное значение на практике, так как исторически вся норвежская нефтегазовая деятельность сосредоточена в море, на континентальном шельфе. Это еще связано с тем, что на 99 % сухопутной территории Норвегии нет нефтегазовых месторождений. Поэтому норвежское законодательство о нефтегазовой деятельности на суше развито слабо и не может служить в качестве образца для подражания.
Что касается законодательства о других ресурсах недр, кроме углеводородов, например, в отношении железной руды, драгоценных металлов, других минералов, водных ресурсов, то в Норвегии существует ряд особых правовых режимов, сильно отличающихся от законодательства, которое применяется по отношению к нефтегазовой деятельности на континентальном шельфе. Речь, в частности, идёт о режимах, в соответствии с которыми все права на добычу ресурсов недр принадлежат землевладельцу (частному или государственному), а в некоторых случаях действует режим, в соответствии с которым каждое физическое и юридическое лицо имеет право свободно заниматься разведкой и добычей ресурсов недр, даже на землях, принадлежащих другим лицам, и без особых на то разрешений со стороны владельца участка земли. Горная промышленность, геологоразведка, добыча золота, других минеральных ресурсов находится в компетенции Министерства промышленности и торговли, а разведка и добыча нефти и газа — Министерства нефти и энергетики.
Из вышесказанного следует, что в Норвегии нет одной, целостной законодательной модели, которая могла бы служить образцом при совершенствовании российского законодательства о недрах в целом. Однако Норвегия имеет особый и интересный опыт в области нефтегазовой деятельности на континентальном шельфе, правовому режиму которой и будет посвящена данная статья.

Роль норвежского государства в организации нефтегазовой деятельности. Компетентные государственные органы


Норвежский Закон "О нефтяной деятельности" в статье 1-1 устанавливает, что "Норвежское государство имеет право собственности на подводные нефтяные месторождения и исключительное право на управление полезными ресурсами". Стоит отметить, что в данном отношении норвежское законодательство может, по крайней мере в некоторой степени, находиться в противоречии с Конвенцией ООН по морскому праву, согласно статьи 77 которой "Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов". Норвежское государство разрешает частным компаниям заниматься всеми видами нефтегазовой деятельности.
Основные вопросы, такие как, предоставление новых территорий для разведки нефти и газа, одобрение крупных производственных проектов, решаются норвежским парламентом, Стортингом...
Мероприятия:
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА