Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Трубопроводы могут стать частными

Законопроект о трубопроводном транспорте, пылящийся на полке с 1999 г., когда он прошел первое чтение, может быть принят Госдумой уже в эту весеннюю сессию. Такое мнение высказали участники состоявшихся накануне новогодних праздников парламентских слушаний. Впрочем, заинтересованные стороны считают, что законопроект все еще нуждается в серьезной доработке. Операторов магистральных нефте- и газопроводов — "Транснефть" и "Газпром" — больше всего беспокоит, каким образом будет решен вопрос с землеотводами под трубопроводами. Эксперты же сомневаются, что новое законодательство стимулирует приток частных инвестиций в отрасль. Дело в том, что "сырой" вариант законопроекта допускает лишь миноритарное участие частных инвесторов в капитале магистральных трубопроводов. О своем видении того, каким должен быть закон о трубопроводном транспорте, корреспонденту RBC daily Дмитрию Коптюбенко рассказал его разработчик — председатель комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев.

— Валерий Афонасьевич, насколько необходим сейчас закон о трубопроводном транспорте?

— Создание законодательства в области магистрального трубопроводного транспорта отражает общую линию конкретизации правовой системы. Во-первых, происходит переход к формированию основ отраслевого законодательства. Прежде всего эта работа направлена на правовое регулирование естественных монополий. В последние годы были приняты законы в области железнодорожного транспорта, электроэнергетики, связи. Несколько ранее был разработан комплекс правовых норм в отношении системы газоснабжения. Другая особенность современного этапа — уточнение, а местами и усиление юридических гарантий работы единого рыночного пространства. На всей территории страны должны действовать нормы, обеспечивающие равные условия для конкуренции и роста экономики, в том числе на основе эффективной работы инфраструктуры. Этой задаче отвечает и проведенная летом реформа федеративных отношений и местного самоуправления. В результате возрос объем требований к федеральному законодательству, которое должно обеспечить единство действующих норм и правил. Это относится и к трубопроводному транспорту.

— Какую цель преследует принятие закона о трубопроводном транспорте?

— Сегодня Россия располагает развитой инфраструктурой трубопроводного транспорта. Протяженность магистральных трубопроводов составляет 217 тыс. км, в том числе газопроводных магистралей — 151 тыс. км, нефтепроводных — 46,7 тыс. км и нефтепродуктоводов — 19,3 тыс. км. Транспортировка продукции трубопроводным транспортом достигла 30% общего грузооборота. По системе магистрального транспорта перемещается 100% добываемого газа, свыше 90% добываемой нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В то же время в основном эти объекты были введены в эксплуатацию в 1970-е и 1980-е гг. Средний возраст магистральных газопроводов составляет 22 года, износ основных фондов системы превысил 50%. Кроме того, сейчас перед трубопроводчиками встают новые задачи развития инфраструктуры, которые определяются изменением географии добычи углеводородов, программами газификации регионов, а также появлением новых направлений экспортных потоков. Будущие районы добычи углеводородов (Восточная Сибирь, Дальний Восток, полуостров Ямал, Баренцево и Карское моря) удалены от сложившихся центров развития нефтегазовой промышленности. Интеграционные процессы Россия-ЕС и Россия-СНГ приведут к необходимости иметь дополнительные резервные мощности для обеспечения транзита энергоресурсов. Модернизация и расширение транспортной системы потребуют привлечения значительных инвестиций. По имеющимся оценкам, для развития Единой системы газоснабжения к 2020 г. потребуется ввести в эксплуатацию до 28 тыс. км новых газопроводов. Без отраслевого закона это будет сложно сделать.

— За счет каких источников планируется финансировать модернизацию трубопроводной системы?

— Прежде всего нужно подчеркнуть, что к настоящему времени рабочей группой нашего комитета подготовлен только предварительный вариант текста законопроекта, он является основой для дальнейшего обсуждения и доработки. Что касается мобилизации средств для строительства новых магистральных трубопроводов, то законопроектом предусматриваются различные схемы организации финансирования. Мы полагаем, что развитие магистрального трубопроводного транспорта может осуществляться за счет как государственных, так и частных капитальных вложений. В плане инвестиционной политики государства в сфере трубопроводного транспорта предусмотрен широкий набор вариантов: формирование перечня инвестиционных проектов, разработка, утверждение и финансирование проектов за счет средств федерального бюджета, предоставление на конкурсной основе государственных гарантий.

— Если строительство трубопроводов будет не только государственным, как будет решаться вопрос с собственностью на "трубу"?

— Предложение рабочей группы таково: магистральные трубопроводы могут находиться в государственной, частной и иных формах собственности. Для того чтобы при частной собственности на трубопроводы был сохранен государственный контроль над ними, предлагается установить долю участия государства в уставном капитале организаций — собственников магистральных газопроводов — в размере не менее 50% плюс одна голосующая акция, для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов — в размере не менее 75% от общего количества акций. При этом доля иностранных физических и юридических лиц в уставном капитале не должна превышать 20%. Во всех новых проектах доля государства должна быть не менее 50%. Отчуждение акций, находящихся в госсобственности, будет допускаться только отдельным федеральным законом. Законодательно должны быть также разграничены понятия "собственник" и "эксплуатирующая организация".

— В настоящее время затраты трубопроводчиков на сооружение новых магистралей могут компенсироваться за счет повышенных тарифов. Как будут регулироваться тарифы на услуги трубопроводного транспорта в новом законе?

— Основным принципом определения тарифов на транспортировку должно быть соответствие экономически обоснованных плановых доходов и расходов эксплуатирующей организации. В новом законе методы расчета тарифов должны учитывать совершенные инвестиции в строительство или приобретение объектов систем магистрального транспорта. Должен быть также определен порядок установления и использования инвестиционной тарифной составляющей. На данном этапе возмещение капитальных вложений собственнику магистрального транспорта предусматривается как путем учета расходов в структуре тарифа, так и установлением с согласия потребителей услуг надбавки к тарифу. Лицам, не являющимся собственниками магистральных трубопроводов, возврат капиталовложений может осуществляться, в частности, путем снижения тарифа на транспортировку продукции. Законопроектом также будет предусмотрена возможность введения долгосрочного тарифа на срок не менее трех лет.

— Каким образом предполагается урегулировать вопросы доступа производителей к трубе?

— В настоящее время законодательное регулирование здесь носит ограниченный характер. Согласно части второй статьи 6 закона "О естественных монополиях", право доступа провозглашается равным только при вывозе сырой нефти за пределы таможенной территории России. Это единственное уточнение отраслевого характера в данном законе. В таком качестве оно может рассматриваться как временное до принятия развернутых положений в специальном законе. В новом же законопроекте вопросам доступа будет посвящена специальная глава. Основной принцип — доступ получает производитель продукции, право доступа может быть переуступлено при продаже определенного объема. При ограниченной технической возможности прокачки будет включаться принцип пропорциональности. Кстати, право равного недискриминационного доступа должно распространяться и на объекты нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, присоединенные к системе магистрального транспорта: нефтеперерабатывающие заводы, морские и железнодорожные терминалы и другие объекты отраслевой инфраструктуры. Стоит отметить, что на недавних парламентских слушаниях прозвучало предложение законодательно обязать собственников трубопроводов принимать меры к увеличению их пропускной способности в случае, если в течение определенного срока, скажем одного-двух лет, потребность в услугах трубопроводного транспорта на данном направлении будет превышать имеющиеся мощности. Мы обязательно оценим это предложение. Наконец, есть мнение, что в законе должны быть решены и вопросы доступа к морским терминалам.

— Будут ли предусматриваться возможности предоставления преимущественного права доступа к трубопроводам?

— Да. Такой порядок может применяться в соответствии с вступившими в силу международными договорами и соглашениями, а также при поставках продукции по регулируемым ценам, в том числе для коммунальных и бытовых нужд. В отношении газопроводов включены еще два основания для преимущественного права доступа: при поставках продукции организациям, производящим тепловую и электрическую энергию, а также инвесторам, осуществившим капитальные вложения в развитие соответствующего трубопровода.

— Будет ли в законопроекте решен вопрос с банком качества нефти, поставляемой по трубопроводам?

— В законе должны быть отражены вопросы стандартов качества транспортируемой продукции и ответственность грузоотправителей за нарушение таких стандартов. Одним из таких решений действительно видится банк качества продукции как механизм, компенсирующий различия в качестве сдаваемой на перекачку продукции. Он может быть установлен в отношении отдельных маршрутов магистрального трубопровода при условии заключения многостороннего договора со всеми потребителями услуг по конкретному маршруту. Данный вид расчетов не будет подлежать учету в тарифах на транспортировку. Следует принимать во внимание, что введение банка качества без соответствующей дифференцированной системы налогообложения добычи полезных ископаемых будет представлять собой дискриминационный подход к организациям, осуществляющим добычу углеводородного сырья в сравнительно худших горно-геологических условиях.

— Как в законе о трубопроводном транспорте планируется урегулировать вопрос с землеотводами под трубопроводами?

— Земельным отношениям в законопроекте посвящена отдельная глава. Она дополняет общие нормы земельного законодательства положениями о порядке использования земельных участков, необходимых для размещения объектов трубопроводного транспорта и охранных зон. К настоящему времени заинтересованными сторонами сформирован ряд предложений и замечаний к законопроекту, которые будут рассматриваться и, возможно, будут включены в окончательную его версию. В частности, "Газпром" предлагает установить порядок, при котором земли, которые были отведены под строительство магистральных трубопроводов, не переводились бы в дальнейшем в категорию земель промышленного и иного специального назначения. По мнению представителей компании, перевод этих земель в иную категорию потребует выплаты значительных средств собственников магистральных газопроводов, что в дальнейшем обязательно скажется на цене на газ. В свою очередь, "Транснефть" предлагает ввести запрет на взимание платы за охранные зоны с организаций магистрального трубопроводного транспорта. Дело в том, что площадь охранных зон магистральных трубопроводов "Транснефти" составляет около 240 тыс. га, и их аренда или плата за пользование приведет к росту тарифов на перекачку в 3-5 раз. Предлагается также исключить предложение некоторых субъектов Федерации о сборах за транспортировку нефти по территории республик и областей.

— Будут ли законом предусмотрены отдельные нормы, регулирующие работу трубопроводного транспорта на экспортных направлениях?

— Действительно, на экспортных направлениях существует необходимость дополнительного регулирования ряда вопросов по трансграничным трубопроводам, например, обмен информацией и порядок взаимодействия в случаях чрезвычайных происшествий. Также необходимо учесть обязательства России по действующим международным соглашениям и перспективы новых международных обязательств. В частности, речь идет о договоре к Энергетической хартии, в связи с которым потребуют уточнения нормы в отношении использования транзитных мощностей. Другой аспект связан с продвижением интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Соглашение о формировании Единого экономического пространства, подписанное президентами Белоруссии, Казахстана, России и Украины в сентябре 2003 г., предусматривает "стыковку" инфраструктурных комплексов четырех стран. Одним из центральных вопросов станет также вопрос о взаимных поставках и транзите энергоносителей.

— Когда, на Ваш взгляд, законопроект может быть принят?

— В марте этого года наш комитет может вывести этот законопроект на второе чтение, чтобы уже в весеннюю сессию он был принят Госдумой, прошел Совет Федерации и был направлен на подписание президенту.

RBC daily

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА