Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Российскому энергомашиностроению необходимо государственно-частное партнерство

 

После довольно долгих раздумий Федеральная антимонопольная служба РФ отказала компании "Сименс" в покупке 74% акций ОАО "Силовые машины". Свою позицию антимонопольное ведомство обосновало необходимостью защиты интересов отрасли и национальной безопасности, а также пробелами в законодательстве. Знаковое решение ФАС и будущее российского энергомашиностроения мы обсуждаем с первым заместителем председателя комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Николаем Ашлаповым.

- Вы разделяете мнение ФАС о том, что "Силовые машины" должны остаться российскими?

- Я считаю его полностью оправданным с точки зрения защиты национальных интересов, поскольку, на мой взгляд, покупка иностранным инвестором контрольного пакета "Силовых машин" не позволила бы России сохранить контроль над одной из ключевых отраслей российской экономики — энергомашиностроением.
ОАО "Силовые машины" — одна из немногих в России компаний, которая производит продукцию с очень высокой конкурентоспособностью. Она неоднократно побеждала на международных тендерах, обходя тот же "Сименс". У "Силовых машин" сегодня сильные позиции на традиционных рынках: на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, СНГ — именно там, где объемы потребления энергомашиностроительного оборудования растут стремительнее всего. Переход контроля над компанией к "Сименсу" неминуемо привел бы к возникновению и усилению его доминирующего положения в мире и как следствие — росту цен. В итоге мы могли бы потерять не только перспективные рынки, но и нанести ощутимый урон российской внешней политике в указанных регионах, которые традиционно относятся к сфере национальных интересов России.
Повышение цен на продукцию компании не обошло бы стороной и внутренний рынок. А между тем в условиях существования в России гигантского отложенного спроса на продукцию энергомашиностроения, который, по оценкам специалистов, составляет от 20 до 30 миллиардов долларов в ближайшие 5-10 лет, это могло нести угрозу не только экономике, но и энергетической и, следовательно, национальной безопасности России.

- Что касается национальной безопасности, то много говорилось и об оборонной составляющей "Силовых машин".

- Да, компания является единственным российским производителем некоторых видов оборудования для надводных кораблей, подводных лодок, ракет-носителей "Союз" и "Протон", используемых для запусков в интересах военного ведомства России. "Силовые машины" участвуют в обеспечении сервисного обслуживания и поддержания боеготовности подводных, в том числе ракетно-ядерных, сил ВМФ и имеют значительные мобилизационные задания.
Между тем юридические гарантии того, что новый владелец ОАО "Силовые машины" принимал бы к исполнению государственные оборонные заказы, а также поставлял бы продукцию для реализации федеральных целевых программ и других федеральных государственных нужд, отсутствовали. Насколько известно, не было и гарантий того, что проводимая новым собственником ценовая политика не шла бы вразрез с принципами размещения и исполнения государственных оборонных заказов.

- Насколько известно, на недавно прошедшем в Думе круглом столе говорилось и о том, что нынешнее законодательство не регламентирует участие иностранных инвесторов в предприятиях такого рода.

- Да, это серьезный пробел в законодательстве. Я считаю, что необходимо как можно скорее определить для инвесторов, в том числе иностранных, четкие правила игры. На этом вопросе, кстати, особо остановился президент в своем Послании к Федеральному собранию. Глава государства предложил законодательно закрепить перечень отраслей, предусматривающих ограниченное участие иностранного капитала, например в инфраструктурных монополиях и оборонной промышленности. По его словам, именно такой подход используется сегодня в ряде стран с развитой рыночной экономикой, и мы его тоже должны использовать. С этим трудно не согласиться.

- Таким образом, иностранным инвесторам путь на "Силовые машины" будет заказан?

- Ну почему же. Я полагаю, что российская энергомашиностроительная отрасль будет открыта к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами. Почему бы иностранным компаниям, тому же "Сименсу", не участвовать в совместных проектах на условиях технологического партнерства, лицензионных соглашений или в создании совместных предприятий?

- Но какова же альтернатива приходу иностранного собственника?

- Очевидной альтернативой может быть создание на базе ОАО "Силовые машины" национальной энергомашиностроительной корпорации на принципах государственно-частного партнерства. Об этом говорил и полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, это предлагал глава "Курчатовского института" академик Евгений Велихов. Эта идея обсуждалась и была поддержана в Государственной Думе.
С учетом реформирования РАО "ЕЭС" и газовой отрасли, реформы ЖКХ представляется, что России жизненно важно иметь собственный полный замкнутый цикл разработки и производства современного энергетического оборудования, который позволит обеспечить экономическую, технологическую и энергетическую независимость государства.
Базовой стратегией национальной энергомашиностроительной корпорации должно стать сохранение и развитие потенциала отрасли, позволяющего на основе объединения государственной поддержки и финансовых вложений частного капитала сохранить за Россией статус одного из лидеров мирового энергетического машиностроения.

- За счет чего?

- За счет синергетического эффекта, совершенствования технологического уровня и привлечения передовых иностранных технологий на условиях лицензионного сотрудничества корпорация сможет иметь сопоставимый с лидирующими мировыми производителями бюджет финансирования программ НИОКР, технического перевооружения, иметь финансовые возможности для расширения сервисных услуг и рынков сбыта.
Кстати, для решения этих задач стратегическое партнерство в различных формах с крупнейшими иностранными производителями, такими как "Сименс" или "Дженерал электрик", будет просто необходимо. Именно по такому пути сегодня идут крупнейшие производители энергетического оборудования в Китае и Индии.

- Кто может войти в состав акционеров национальной энергомашиностроительной корпорации?

- Наверное, крупнейшие участники рынка электроэнергетики: РАО "ЕЭС России", "Газпром", концерн "Росэнергоатом". Среди частных компаний заинтересованность в "Силовых машинах" проявлял "Базовый Элемент".
Кстати, выступая в марте этого года на совещании по технической политике РАО "ЕЭС", Анатолий Чубайс заявил, что при прочих равных условиях РАО будет оказывать предпочтение российским поставщикам энергооборудования. Я считаю это заявление безусловным примером государственного подхода.
Хочу отметить, что с участием в проекте РАО "ЕЭС" появится возможность долгосрочного планирования производственной программы создаваемой корпорации — как основного поставщика энергооборудования при грядущей модернизации энергетического сектора России.
Богатейший опыт работы на зарубежных рынках компании "Силовые машины" и серьезные требования РАО "ЕЭС России" к характеристикам необходимого оборудования — залог успешного взаимовыгодного сотрудничества.

- Каковы экономические прогнозы развития отрасли в случае создания энергомашиностроительной корпорации?

- По расчетам экспертов, заимствование технологий позволит ей не только сохранить конкурентный уровень с мировыми производителями в сегменте традиционной энергетики, но и совершить прорыв по современным высокотехнологичным продуктам, что создаст предпосылки для формирования точки инновационного роста российской экономики и повышения наукоемкого экспорта.

- В чем, по-вашему, должна состоять роль государства?

- Государство могло бы обеспечить комплексные меры по поддержке экспорта энергомашиностроительной продукции и по адекватной защите внутреннего рынка. Кроме этого, оно должно способствовать развитию научно-технической базы — например путем введения льготного налогообложения инвестиций в НИОКР. В федеральных целевых программах, а также в создаваемом инвестиционном фонде инновационная составляющая — те же НИОКРы, — обеспечивающая в долгосрочной перспективе сохранение ключевой компетенции российских компаний и государства в целом, должна финансироваться в достаточных объемах.

Тимофей Жуков
Независимая газета

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА