media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Российскому энергомашиностроению необходимо государственно-частное партнерство

 

После довольно долгих раздумий Федеральная антимонопольная служба РФ отказала компании "Сименс" в покупке 74% акций ОАО "Силовые машины". Свою позицию антимонопольное ведомство обосновало необходимостью защиты интересов отрасли и национальной безопасности, а также пробелами в законодательстве. Знаковое решение ФАС и будущее российского энергомашиностроения мы обсуждаем с первым заместителем председателя комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Николаем Ашлаповым.

- Вы разделяете мнение ФАС о том, что "Силовые машины" должны остаться российскими?

- Я считаю его полностью оправданным с точки зрения защиты национальных интересов, поскольку, на мой взгляд, покупка иностранным инвестором контрольного пакета "Силовых машин" не позволила бы России сохранить контроль над одной из ключевых отраслей российской экономики — энергомашиностроением.
ОАО "Силовые машины" — одна из немногих в России компаний, которая производит продукцию с очень высокой конкурентоспособностью. Она неоднократно побеждала на международных тендерах, обходя тот же "Сименс". У "Силовых машин" сегодня сильные позиции на традиционных рынках: на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, СНГ — именно там, где объемы потребления энергомашиностроительного оборудования растут стремительнее всего. Переход контроля над компанией к "Сименсу" неминуемо привел бы к возникновению и усилению его доминирующего положения в мире и как следствие — росту цен. В итоге мы могли бы потерять не только перспективные рынки, но и нанести ощутимый урон российской внешней политике в указанных регионах, которые традиционно относятся к сфере национальных интересов России.
Повышение цен на продукцию компании не обошло бы стороной и внутренний рынок. А между тем в условиях существования в России гигантского отложенного спроса на продукцию энергомашиностроения, который, по оценкам специалистов, составляет от 20 до 30 миллиардов долларов в ближайшие 5-10 лет, это могло нести угрозу не только экономике, но и энергетической и, следовательно, национальной безопасности России.

- Что касается национальной безопасности, то много говорилось и об оборонной составляющей "Силовых машин".

- Да, компания является единственным российским производителем некоторых видов оборудования для надводных кораблей, подводных лодок, ракет-носителей "Союз" и "Протон", используемых для запусков в интересах военного ведомства России. "Силовые машины" участвуют в обеспечении сервисного обслуживания и поддержания боеготовности подводных, в том числе ракетно-ядерных, сил ВМФ и имеют значительные мобилизационные задания.
Между тем юридические гарантии того, что новый владелец ОАО "Силовые машины" принимал бы к исполнению государственные оборонные заказы, а также поставлял бы продукцию для реализации федеральных целевых программ и других федеральных государственных нужд, отсутствовали. Насколько известно, не было и гарантий того, что проводимая новым собственником ценовая политика не шла бы вразрез с принципами размещения и исполнения государственных оборонных заказов.

- Насколько известно, на недавно прошедшем в Думе круглом столе говорилось и о том, что нынешнее законодательство не регламентирует участие иностранных инвесторов в предприятиях такого рода.

- Да, это серьезный пробел в законодательстве. Я считаю, что необходимо как можно скорее определить для инвесторов, в том числе иностранных, четкие правила игры. На этом вопросе, кстати, особо остановился президент в своем Послании к Федеральному собранию. Глава государства предложил законодательно закрепить перечень отраслей, предусматривающих ограниченное участие иностранного капитала, например в инфраструктурных монополиях и оборонной промышленности. По его словам, именно такой подход используется сегодня в ряде стран с развитой рыночной экономикой, и мы его тоже должны использовать. С этим трудно не согласиться.

- Таким образом, иностранным инвесторам путь на "Силовые машины" будет заказан?

- Ну почему же. Я полагаю, что российская энергомашиностроительная отрасль будет открыта к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами. Почему бы иностранным компаниям, тому же "Сименсу", не участвовать в совместных проектах на условиях технологического партнерства, лицензионных соглашений или в создании совместных предприятий?

- Но какова же альтернатива приходу иностранного собственника?

- Очевидной альтернативой может быть создание на базе ОАО "Силовые машины" национальной энергомашиностроительной корпорации на принципах государственно-частного партнерства. Об этом говорил и полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, это предлагал глава "Курчатовского института" академик Евгений Велихов. Эта идея обсуждалась и была поддержана в Государственной Думе.
С учетом реформирования РАО "ЕЭС" и газовой отрасли, реформы ЖКХ представляется, что России жизненно важно иметь собственный полный замкнутый цикл разработки и производства современного энергетического оборудования, который позволит обеспечить экономическую, технологическую и энергетическую независимость государства.
Базовой стратегией национальной энергомашиностроительной корпорации должно стать сохранение и развитие потенциала отрасли, позволяющего на основе объединения государственной поддержки и финансовых вложений частного капитала сохранить за Россией статус одного из лидеров мирового энергетического машиностроения.

- За счет чего?

- За счет синергетического эффекта, совершенствования технологического уровня и привлечения передовых иностранных технологий на условиях лицензионного сотрудничества корпорация сможет иметь сопоставимый с лидирующими мировыми производителями бюджет финансирования программ НИОКР, технического перевооружения, иметь финансовые возможности для расширения сервисных услуг и рынков сбыта.
Кстати, для решения этих задач стратегическое партнерство в различных формах с крупнейшими иностранными производителями, такими как "Сименс" или "Дженерал электрик", будет просто необходимо. Именно по такому пути сегодня идут крупнейшие производители энергетического оборудования в Китае и Индии.

- Кто может войти в состав акционеров национальной энергомашиностроительной корпорации?

- Наверное, крупнейшие участники рынка электроэнергетики: РАО "ЕЭС России", "Газпром", концерн "Росэнергоатом". Среди частных компаний заинтересованность в "Силовых машинах" проявлял "Базовый Элемент".
Кстати, выступая в марте этого года на совещании по технической политике РАО "ЕЭС", Анатолий Чубайс заявил, что при прочих равных условиях РАО будет оказывать предпочтение российским поставщикам энергооборудования. Я считаю это заявление безусловным примером государственного подхода.
Хочу отметить, что с участием в проекте РАО "ЕЭС" появится возможность долгосрочного планирования производственной программы создаваемой корпорации — как основного поставщика энергооборудования при грядущей модернизации энергетического сектора России.
Богатейший опыт работы на зарубежных рынках компании "Силовые машины" и серьезные требования РАО "ЕЭС России" к характеристикам необходимого оборудования — залог успешного взаимовыгодного сотрудничества.

- Каковы экономические прогнозы развития отрасли в случае создания энергомашиностроительной корпорации?

- По расчетам экспертов, заимствование технологий позволит ей не только сохранить конкурентный уровень с мировыми производителями в сегменте традиционной энергетики, но и совершить прорыв по современным высокотехнологичным продуктам, что создаст предпосылки для формирования точки инновационного роста российской экономики и повышения наукоемкого экспорта.

- В чем, по-вашему, должна состоять роль государства?

- Государство могло бы обеспечить комплексные меры по поддержке экспорта энергомашиностроительной продукции и по адекватной защите внутреннего рынка. Кроме этого, оно должно способствовать развитию научно-технической базы — например путем введения льготного налогообложения инвестиций в НИОКР. В федеральных целевых программах, а также в создаваемом инвестиционном фонде инновационная составляющая — те же НИОКРы, — обеспечивающая в долгосрочной перспективе сохранение ключевой компетенции российских компаний и государства в целом, должна финансироваться в достаточных объемах.

Тимофей Жуков
Независимая газета

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА