Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Дифференциация НДПИ: "лед тронулся"?
Интервью заместителя директора Департамента земельных и имущественных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития России В.В.Гаврилова журналу "Налоговая политика и практика"

- Всеволод Валерьянович, насколько нам известно, проект нового закона о недрах прошел этап доработки и согласований и подготовлен к принятию. Хотелось бы узнать подробнее о его экономической составляющей.

- Важнейшая экономическая составляющая законопроекта - установление правовых основ пользования недрами, переход от административного права предоставления в пользование участков недр к гражданскому праву. Это означает, что инвестор и государство отныне будут находиться в поле гражданско-правовых отношений, а споры между ними будут решаться в суде. К примеру, законопроектом предполагается передача участка недр во владение. В гражданско-правовом поле у владельца появляется не только право пользования участком, но и ответственность за содержание имущества, возмещение ущерба и т.д.
Все последствия изменений предсказать невозможно, но существенную их часть можно предвидеть. Например, оборот прав пользования. Сегодня существуют скрытые, "серые" формы оборота (компаний, а не прав пользования). То есть получить право пользования участком недр можно через покупку компании, которая владеет лицензией. С введением в действие нового закона возникнет возможность переуступки прав пользования. Оценив право пользования по правилам оценочной деятельности, его, согласно гражданскому законодательству, можно будет использовать в качестве залога для обеспечения обязательств, передавать по договорам мены или дарения и т.д.
Таким образом, будет создана новая система отношений как между государством и недропользователями, так и между недропользователями.

- Изменится ли система платежей при недропользовании, т.е. какова фискальная составляющая будущего закона?

- В процессе обсуждения законопроекта высказывались различные предложения, в том числе радикальные - отказаться от НДПИ и перейти к регулярным платежам гражданско-правового характера. Основная привлекательность такого решения - возможность автоматически дифференциацировать плату (роялти), так как надо иметь в виду, что правовая конструкция российских налогов не подразумевает гибкость в таких элементах, как ставка налога. Проще говоря, сама правовая природа налога "сопротивляется" дифференциации.
В итоге все же решено действующую фискальную конструкцию не менять. Кроме того, в проекте сохранены все взимаемые в настоящее время платежи: разовые и регулярные платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в аукционе.

- Дифференциация НДПИ названа одним из основных направлений налоговой политики со сроком реализации начиная с 2007 года. В чем здесь проблема?

- Правительство поручило Минэкономразвития России до третьего квартала этого года подготовить предложения, связанные с дифференциацией НДПИ. И эта работа уже ведется.
В чем трудность? По своей экономической природе НДПИ является роялти. Одни страны - США, Канада, Китай, Нигерия, Индонезия - используют роялти, другие - нет. Например, в Великобритании и Норвегии дифференциальная рента изымается через налог на дополнительную прибыль, возникающую у пользователей недр.
В принципе, роялти может устанавливаться как налоговым законодательством, так и любым другим. В России для удобства администрирования роялти содержится в налоговом законодательстве и называется НДПИ.

- И все же, по какой схеме предполагается осуществлять дифференциацию?

- Несмотря на то, что правовая конструкция налога "не настроена" на дифференциацию, провести ее можно.
Дифференциация может состоять из нескольких элементов: первый - налоговые вычеты либо инвестиционных налоговых кредитов на этапе начала отработки месторождения, а также на этапе завершения отработки месторождения (т.е. для месторождений с высокой выработанностью).
Конечно, это не классическая дифференциация, которая принята в мире. Скорее, это возможность применения стандартных налоговых механизмов. Кредитование и вычеты - механизмы, хорошо отработанные в первой части Налогового кодекса, и возможность их специфического применения для НДПИ не вызывает сомнений.
Но наиболее вероятно, что движение к дифференциации НДПИ будет осуществляться именно в направлении с применением классических действующих схем.
Второй элемент - собственно дифференциация по горно-техническим условиям.
В мире существует практика изменения роялти в зависимости от специфических условий. Они могут быть разные: глубина залегания пласта, качество продукта (вязкость, содержание серы, парафинов и т.д.), место добычи (суша или море). В США ставка роялти дифференцирована только по одному параметру - по месту добычи (на суше - 16%, на шельфе - 12%), в Нигерии - по глубине добычи в море.

- Какие параметры дифференциации рассматриваются для нашего НДПИ?

- Разнообразие применяемых при добыче нефти технологий не позволяет "привязываться" к дебиту скважины. Дебит скважины - во многом вещь рукотворная. Его можно сделать меньше, можно - больше. Все зависит, повторюсь, от технологии. Поэтому сейчас более-менее проработан параметр общей выработанности месторождения. Из месторождения, степень выработки которого приближается к 85-90%, достаточно сложно добывать нефть. Правда, сплошь и рядом, как массовое явление, мы наблюдаем, что месторождения с выработанностью 100% нормально функционируют. Почему так происходит? Может быть, случайная ошибка, а может, и преднамеренное искажение.
Другой параметр, который следует исследовать в качестве фактора дифференциации - это качество нефти, которое устанавливается лабораторными исследованиями. Хотя дифференциация по качеству нефти существует и внутри самого месторождения. Например, по ряду месторождений Севера России в более глубоком горизонте содержание серы в нефти может сильно понижаться. "Скачет" и содержание парафинов.
Трудность в том, каким образом данные параметры администрировать. Например, качество нефти проверяется через систему испытаний продукции, но у нас в налоговом администрировании она не применяется.
Поэтому такой подход, как использование внеэкономических параметров, теоретически возможен, но его введение в налоговую практику сдерживается неопределенностями в администрировании.
В связи с этим возникла другая идея - ввести налог на дополнительный доход (НДД). Но и здесь есть трудности:
- в налоговой теории и в мировой практике роялти (для нас - НДПИ) и НДД сочетаются крайне редко или не сочетаются вообще, т.е. либо НДД, либо роялти;
- pатратность и сложность администрированияНДД соизмеримы с проблемами реализации "традиционного" подхода к дифференциации НДПИ.
Дело в том, что для целей налогообложения прибыли ведется общий учет расходов и доходов юридического лица. Выделить цеховые расходы и в соответствии с ними дифференцировать ставку налога на прибыль в принципе не представляется возможным без внесения серьезных изменений в законодательство либо введения очень специфического расчета доходов для налогообложения прибыли. Повторюсь, но трудности, которые здесь возникают, может быть, даже превышают трудности администрирования внеэкономических параметров.

- В других странах учет по каждой скважине ведется?

- Я и не говорю, что такой учет у нас невозможен. Но посмотрите: у компании, предположим, 50 месторождений, в каждом месторождении 20 участков, на каждом участке 10 скважин. Компания несет затраты на маркетинг, научные исследования, обслуживание офиса и т.д., еще она разводит кроликов и т.п., то есть занимается не только добычей. Соотнести общие расходы (доходы) компании с расходами (доходами), связанными с отдельным месторождением, очень сложно.

- Возможен ли переход на рентные платежи? Многие считают этот шаг необходимым с точки зрения государственных интересов.

- Упрощенно рента - некий незаработанный доход, который образуется благодаря природным факторам независимо от эффективности экономической деятельности субъекта. Это определение вульгарно, но с ним многие согласны. Изымается ли сегодня рента? Да, конечно, например, через действующий НДПИ по нефти. это коэффициент Кц, который "улавливает" главную рентную составляющую - изменение мировой цены на нефть.Изымается ли она в полном объеме? Нет, горно-технические условия не учитываются при назначении платежа.

- Именно на "привязку" ставки НДПИ к текущей мировой цене на нефть жалуются недропользователи, особенно работающие на внутреннем рынке?

- У нас внутренняя цена на нефть как рыночная категория отсутствует, потому что рынка как такового нет (объем продаж сопоставим с объемом потерь в трубопроводах), а колебания цен достигают 400% в течение квартала.
Да и что это за продажи? Эпизодические сделки по покупке нефти перерабатывающими заводами в случае временного дефицита. Я не знаю серьезных недропользователей, работающих только на внутреннем рынке. В подавляющем объеме нефть добывают компании со значительным экспортным оборотом. Проблема в другом: налоговая конструкция, существующая структура собственности и сложившаяся система нефтяных холдингов (так называемых вертикально интегрированных компаний) не способствуют формированию малого бизнеса. Во всех развитых странах малый бизнес выполняет две важнейшие функции:
- разведку месторождений (80% всех разведанных скважин США пробурены малыми предприятиями);
- отработку брошенных низкорентабельных скважин.
Первая может быть реализована и у нас: согласно новому закону о недрах, малая компания, которая разведала месторождение, но не в силах разрабатывать его самостоятельно, вправе продать права крупной компании.
Реализации второй мешает действующая система налогообложения. Для малых предприятий, отрабатывающих нерентабельные скважины, должна быть установлена максимально щадящая система налогообложения (что-то типа вмененки). Аналитики серьезно этим пока не занимались.

- Удивительно, но некоторые недропользователи высказываются против дифференциации, опасаясь, что их налоговые платежи вырастут. Обоснованны ли такие опасения?

- Известен закон сохранения: чтобы один платил меньше, другой должен платить больше? Однако в дифференциации НДПИ есть большой плюс: дифференцировать можно и ставку, и правила расчета налоговой базы. Считаю, что можно обойтись без повышения налоговых ставок, если будут вовлечены в отработку нерентабельные месторождения. При этом нейтральный фискальный эффект достигается за счет расширения налоговой базы. Этот вопрос обсуждался, и серьезных аргументов "против" нет.

- Готовятся к принятию новые Лесной и Водный кодексы. Будут ли в них реализованы рентные принципы?

- Да. В Лесном кодексе предложена самая, верная модель определения дифференциальной ренты: ставка арендной платы является предметом аукциона. То есть она не назначается, а устанавливается в конкурентной борьбе в результате аукционных торгов. Ставка арендной платы - это и есть отражение дифференциальной ренты конкретного участка леса с его особенностями. Дороже, чем на аукционе, ставку арендной платы продать нельзя.

- Дороже нельзя, но дешевле можно, и мы знакомы с такой практикой?

- Да, существует вероятность создания нездоровой конкурентной среды, возможность сговора. Но это другой вопрос - со сговором надо бороться. По-моему, более коррупционна ситуация, когда цену назначает чиновник. Задача состоит в том, чтобы исключить чиновника из процесса экономической деятельности.
По воде ситуация проще: ставки будут устанавливаться нормативными правовыми актами. Вода - это публичное достояние, она находится вне конкурентной среды, поскольку в России пока нет дефицита воды. Есть страны, где дефицит воды колоссальный, но и там плата за нее не используется как средство наполнения бюджета. Традиционно в большинстве промышленно развитых стран плата за воду взимается в размере, достаточном для управления водным режимом.
Ставки платы за воду будут необременительными, но, как и во всем мире, достаточными для обеспечения наличия воды, ее чистоты и режима водопользования (поддержка водных сооружений). При назначении платы, безусловно, будут использоваться рентные подходы, но "математически точно" изымать рентную составляющую нет необходимости.

- Давно идут разговоры о новом законе, регулирующем плату за загрязнение окружающей среды. Когда он будет принят, и насколько радикальные изменения планируются?

- Действительно, такой законопроект должен быть подготовлен и в июне внесен в Правительство, с тем чтобы с 2006 года новый закон мог вступить в силу. Плата за негативное воздействие на окружающую среду будет реформироваться. И хотя от принципа "база-ставка" мы отойти не сможем, важно, как та и другая будут определяться. Здесь важное нововведение - предлагается отменить плату с выбросов в пределах нормативов, т.е. плата будет взиматься только со сверхнормативных выбросов.

- Не ухудшит ли такое решение экологическую обстановку?

- Надеемся, что только поможет улучшить. Суть любого норматива, вплоть до ограничения скоростного режима на дорогах - установление допустимых пределов риска, соблюдение которых должно обеспечивать безопасность. В конкретном примере - участников дорожного движения, в экологии - сохранение окружающей среды. Взимать плату с законопослушных лиц некорректно: тогда дискредитируется сам норматив. А вот за превышения норматива необходимо штрафовать и, зачастую, достаточно существенно. Проблема, которую вы затронули, на самом деле другая: выполняют ли действующие сегодня экологические нормативы те самые функции "барьеров риска" или нет? Но эта уже тема разговора со специалистами другого профиля.

Налоговая политика и практика

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА