media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Советы крупнейшим налогоплательщикам
К.А.Сасов, заместитель начальника юридического управления ОАО "Кольская ГМК"

Введение МНС России специализированных налоговых органов, призванных администрировать крупнейших налогоплательщиков, с предоставлением этим органам особых полномочий, не соответствует НК РФ, а следовательно, незаконно, и в каждом конкретном случае может быть обжаловано в арбитражном суде.
Согласно части 3 пункта 1 статьи 83 НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Руководствуясь этой нормой МНС России издал ряд нормативных актов, которыми определил критерии крупнейших налогоплательщиков и по сути ввел специализированные налоговые органы, призванные администрировать крупнейших налогоплательщиков (см. например, приказ МНС России от 10.08.2001 №БГ-3-08/279 "Об утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах федерального, окружного и регионального уровня").
Централизованное администрирование крупнейших налогоплательщиков в течение двух с половиной лет так понравилось МНС России, что в своем приказе от 16.04.2004 №САЭ-3-30/290 он обязал подчиненные налоговые органы администрировать даже взаимозависимых с крупнейшими налогоплательщиками обычных налогоплательщиков и тех крупнейших налогоплательщиков, которые перестали соответствовать этому понятию.
Действия МРИ не соответствуют закону
По логике МНС России Межрегиональные инспекции МНС России (МРИ), созданные в федеральном, окружных и региональных центрах страны должны получать всю информацию о крупнейших налогоплательщиках, расположенных соответственно в федеральном центре, округах, субъектах Федерации. Такие налогоплательщики, вне зависимости от места расположения, должны сдавать всю налоговую отчетность не по месту своего нахождения, а по месту нахождения соответствующих МРИ. То есть при этом не проверяющий приближается к проверяемому, а проверяемый — к проверяющему.
Централизованное администрирование, как оно видится МНС России, не соответствует НК РФ.
Так, МРИ с целью максимального контроля за крупнейшими налогоплательщиками:
- самостоятельно снимают их с учета в налоговом органе по месту их нахождения;
- обязывают налогоплательщиков сдавать в МРИ налоговые декларации по всем налогам;
- обязывают уплачивать все налоги на специализированные счета по месту нахождения МРИ.
Очевидно, что перечисленные действия не соответствуют Закону.
НК РФ о месте постановки на учет и уплаты налогов
Статья 83 НК РФ определяет место постановки налогоплательщика на налоговый учет. Часть 3 пункта 1 статьи 83 НК РФ дает право МНС России только уточнять особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков. При этом НК РФ не дает права налоговым органам (в том числе и МНС России) самостоятельно снимать налогоплательщика с налогового учета, определять ему место уплаты налогов и подачи налоговых деклараций.
Статьи 83 и 84 НК РФ не допускают постановки налогоплательщика на налоговый учет и снятия его с учета иначе, как по заявлению самого налогоплательщика. Если налогоплательщик не изменил места нахождения, он обязан состоять на налоговом учете по месту нахождения несмотря на то, что он относится к крупнейшим налогоплательщикам. Кстати, ситуация, при которой налогоплательщик одновременно состоит на налоговом учете в разных налоговых органах по разным основаниям, Законом предусмотрена (статья 83 НК РФ).
То обстоятельство, что у крупнейшего налогоплательщика появился дополнительный налоговый орган, где он состоит на налоговом учете, не изменяет его обязанностей уплаты налогов. Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать (пункты 1.1. и 1.4.).
Часть вторая НК РФ определяет место уплаты конкретных налогов и подачи налоговых деклараций по конкретным налогам (см. табл.).
Местом нахождения российской организации считается место ее государственной регистрации, местом нахождения обособленного подразделения организации — место ведения этой организацией деятельности через обособленное подразделение (ст. 11 НК РФ). Из приведенной таблицы видно, что место подачи налоговых деклараций и место уплаты налогов по Закону с местом нахождения МРИ (федерального центра, региональной, окружной) не связаны. И если МРИ находится не в том месте, где по Закону должен подавать налоговую декларацию и уплачивать налог крупнейший налогоплательщик, то она не вправе на законном основании получать налоговую декларацию и проверять уплату налога.
После постановки крупнейшего налогоплательщика на учет в МРИ должностные лица этого налогового органа, как правило, ориентируют налогоплательщика поступать незаконно: т.е. сдавать декларации и уплачивать налоги в МРИ на централизованный счет по месту расположения МРИ. Налогоплательщику это объясняют тем, что его лицевые счета находятся в МРИ, и у налогоплательщика могут быть проблемы, если МРИ не увидит начисления и уплаты налогов. Однако лицевой счет — это внутренний документ налогового органа, его ведение — дело самого органа. Неверное ведение лицевого счета нарушить права налогоплательщика не может.
Статья 80 НК РФ не предусматривает подачи налогоплательщиком копий налоговых деклараций в один налоговый орган, если оригиналы сданы в другой налоговый орган. Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему органов исполнительной власти и управления и вправе обмениваться информацией (пункт 3 статьи 82 НК РФ).
Кроме того, представление одних и тех же налоговых деклараций по одним и тем же налогам за одни и те же периоды в разные налоговые органы приведет к проведению нескольких камеральных проверок по одним и тем же вопросам, что статьи 87 и 88 НК РФ не предусматривают.
Незаконный налоговый контроль не должен причинять дополнительных убытков налогоплательщику
Учитывая, что убытки от незаконных действий налогового органа подлежат возмещению (п.1 ст. 35 НК РФ), крупнейший налогоплательщик вправе предъявить МРИ свои убытки, связанные с пересылкой налоговых деклараций, их приложений и переписки по камеральным проверкам, проведенным не тем налоговым органом, который вправе и обязан получать налоговые декларации.
Следовательно, МРИ может проводить текущий налоговый контроль крупнейших налогоплательщиков только путем истребования документов и сведений не у самого налогоплательщика, а у тех налоговых органов, которые получают его налоговые декларации и проводят камеральные проверки на законном основании.
Такое налоговое администрирование, естественно, для МРИ не совсем удобно, поскольку весь его налоговый контроль сведется к переписке с налоговыми органами. Однако до изменения соответствующих положений части второй НК РФ иные, описанные выше, действия МРИ будут незаконными.
Подзаголовок 1-го уровня: Если МРИ действует не по закону в этом случае крупнейший налогоплательщик вправе:
- известить о своей позиции МРИ, предложить ей передать свои лицевые счета по всем налогам в те налоговые органы, которые вправе получать его налоговые декларации и обязаны проводить камеральные проверки на законном основании;
- уплачивать все налоги в той местности и представлять все налоговые декларации в те налоговые органы, как это предусмотрено частью второй НК РФ;
- в случае безосновательного доначисления налогов, истребования документов (в рамках камеральных проверок) и привлечения к ответственности крупнейшего налогоплательщика за их непредставление — оспаривать эти действия МРИ в арбитражном суде. Учитывая, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные юридические службы, защита своих прав в судебном порядке для них не составит затруднений.

Налоговед №8'2004

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА