Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Создание федерального реестра параметрических и поисково-разведочных буровых скважин

 

Выступление на совещании-семинаре 15 мая 2003 г.

Настало время разобраться с тем, как в отрасли используются элементы имущественного комплекса, созданного в прошлые годы за счет государственных средств. Сегодня в центре внимания Министерства природных ресурсов находятся тысячи поисково-разведочных скважин на нефть и газ, пробуренных на бюджетные деньги.

К сожалению, это имущество, созданное трудом многих поколений геологов, в настоящее время остается без должного внимания и контроля со стороны государственных органов власти.

В этой проблеме есть множество различных аспектов, которые относятся в основном к компетенции нашего министерства.

Первый из этих аспектов связан с экологической безопасностью. Это особенно актуально для скважин глубокого бурения, да и для всех многочисленных ранее законсервированных скважин. Нередки случаи, когда брошенные, "бесхозные" скважины фонтанируют и газопроявляют, нанося существенный урон окружающей среде. Что при этом получается? Наша Геологическая служба в свое время скважину пробурила. А теперь наши экологи и наши контролеры бьют тревогу по поводу экологического ущерба. Получается, что с проблемами на стыке геологии и экологии мы не можем разобраться даже внутри министерства!! Так дело не пойдет!

Второй аспект относится к балансовому имуществу и налогам.

Некоторые "бесхозные" скважины, не имеющие балансодержателя, зачастую продолжают "жизнь после смерти". То есть номинально их как бы нет, хотя формально они числятся по распределенному фонду недр, а добыча углеводородного сырья идет полным ходом. Недропользователь вроде бы законный, имеет лицензию на участок по месту расположения скважины. Только налогов не платит, да и конкретных лицензионных обязательств по отношению к этой "безымянной" скважине не имеет. Насколько нам известно, по большинству таких случаев не били тревогу ни местные власти, ни наши территориальные органы.

Наконец, третий аспект относится к законсервированным скважинам, находящимся в нераспределенном фонде недр. При отсутствии балансодержателя нет юридического лица, к которому можно предъявить претензии в части их технического состояния.

Здесь острая альтернатива: что выгоднее для государства — изыскивать средства на ликвидацию конкретной скважины либо пойти на возобновление ее промышленной эксплуатации. Очевидных решений нет; в каждом конкретном случае — свои ответы, исходя из экономики, экологии, местных условий по добыче и сбыту.

Я перечислил три главных аспекта этой проблемы; но в жизни их гораздо больше. Для того чтобы найти верные решения по всем этим направлениям, нужно для начала знать, на каком свете мы находимся. Отсюда конкретная задача на сегодня и завтра: создать федеральный реестр параметрических и поисково-разведочных буровых скважин. Разумеется, для этого необходимо: провести инвентаризацию фонда поисково-разведочных буровых скважин, предусматривающую сбор максимального объема информации по геологическим показателям и показателям имущественной принадлежности; выявить "бесхозные" скважины, не имеющие балансодержателя; выявить скважины, находящиеся в федеральной собственности, но числящиеся на балансе акционерных компаний; разработать форму паспорта скважины и классификатор фонда буровых скважин, предусматривающие обязательное присвоение каждой скважине индивидуального идентификационного номера; организовать ведение федерального реестра на современном информационно-технологическом уровне, что позволит провести глубокий анализ результатов инвентаризации и решать конкретные фактические задачи, в том числе по ликвидации скважин либо продолжения их эксплуатации на тех или иных специальных экономических условиях.

Полагаю, что это важная государственная задача, которая должна быть в центре внимания наших государственных служб. Не могу не отметить, что наши геологи, экологи, государственные контролеры долгое время не придавали этой задаче должного значения. Заслуга в постановке этой задачи и поиске подходов к ее решению принадлежит Департаменту государственного имущества. За это большое дело хотел бы поблагодарить руководителя этого департамента Л.В. Асратяна и заместителя руководителя Г.В. Овечкину.

 

30.08.2003
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА