Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Законодательное регулирование участия государства в нефтяных контрактах в Республике Казахстан

М.К. Сулейменов, директор НИИ частного права КазГЮА



Одним из первых казахстанских Законов в сфере недропользования был Кодекс о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 г. Кодекс был построен на административных принципах предоставления недр в пользование, и хотя в нем предусматривалось заключение договора о недропользовании, но он играл подчиненное значение и не был надлежащим образом урегулирован. Поэтому Казахстан был захвачен врасплох нашествием в Республику нефтяных транснациональных корпораций (Шеврон, Элф-Акитен, Бритиш газ, Бритиш петролеум и другие). Контракты с ними заключались без должной законодательной основы, с большими финансовыми, организационными и правовыми проблемами для Казахстана. В определенной степени отражением этой ситуации было принятие Указа Президента РК (имеющего силу закона) от 18 апреля 1995 г. "О нефтяных операциях", которым давались большие полномочия сторонам нефтяного контракта, в частности, право на определение налогового режима. Это был первый опыт внедрения контрактной системы недропользования.
В то же время на основе Указа Президента РК (имеющего силу закона) от 5 апреля 1994 г., предоставившего Правительству право установления порядка предоставления недр в пользование, Кабинет Министров РК 13 апреля 1994 г. принял постановление "О порядке предоставления недр для геологического изучения, добычи полезных ископаемых и пользования в иных целях". Данным постановлением были введены лицензии на предоставление недр в пользование.
Этот порядок получил закрепление в Указах Президента РК, имеющего силу закона, от 28 июня 1995 г. "О нефти", и от 27 января 1996 г. "О недрах и недропользовании".
В Казахстане закрепилась так называемая смешанная лицензионно-контрактная система: лицензии на недропользование выдавало Правительство Республики Казахстан (рабочим органом которого являлось Министерство биологии и охраны недр РК), а контракты на основе лицензии заключало Министерство нефтегазовой промышленности РК как компетентный орган.
Однако данная система оказалась весьма громоздкой, а после объединения Министерства геологии и Министерства нефтегазовой промышленности в одно министерство — энергетики и минеральных ресурсов — и вовсе бессмысленной. Получилось так, что одно и то же Министерство готовило к выдаче лицензии и заключало контракт. Надо было переходить от смешанной лицензионно-контрактной системы к единой системе — или лицензионной, или контрактной.
После длительных колебаний была выбрана контрактная система. Законом от 11 августа 1999 г. были внесены изменения в Указы о нефти и о недрах, которыми лицензии на недропользование были отменены. Компетентный орган (Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК).
Таким образом, с 1999 года в Казахстане утвердилась контрактная система предоставления недр в пользование. Это означает расширение прав инвестора в отношениях с государством, расширение гражданско-правовых начал в регулировании недропользования, переход с административных на гражданско-правовые рельсы.
Это означает и сокращение властных функций государства в этих отношениях.

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА