Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

"Мы не делаем византийских тайных ходов"
Профиль

Государство продолжит политику консолидации активов в стратегически важных отраслях экономики. Но, как считает глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко, это процесс объективный.

- В ходе своей поездки в США в конце октября вы встречались с президентом Джорджем Бушем. Как проходила эта встреча?

- Прежде всего я хотел бы сказать, что встреча носила беспрецедентный формат. В ней принимали участие 14 представителей России, из которых только ваш покорный слуга не является бизнесменом. Мы общались с президентом США 45 минут. Разговор был очень динамичным и живым.
Несколько российских компаний вложили за последнее время в американскую экономику свыше $1 млрд. Поэтому речь шла не только о текущем торговом сотрудничестве. В основном все были сориентированы на обсуждение инвестиционных проектов трех типов. Тех, что реализуются совместно с американскими компаниями на территории России, самостоятельных проектов российских компаний в США, а также совместных проектов, осуществляемых в третьих странах. Мы попытались застолбить важную для нас идею о том, что инвестиционная деятельность - это уже дорога с двусторонним движением.

- Некоторые называют это оттоком капитала из России...

- Если это отток капитала, то я - за такой отток. Потому что он свидетельствует о расширении горизонтов успешного бизнеса, о его зрелости и готовности завоевывать новые рынки. Это касается не только нефтегазовых и промышленных предприятий, но и рынка услуг, например транспортной авиации, интеллектуальных продуктов. Скажем, представленные "Норильским никелем" наработки в области водородной энергетики абсолютно перекликались с изначальной заинтересованностью Джорджа Буша в этой теме. Для него она одна из ключевых. И для нас, кстати, тоже. В частности, в Детройте мы беседовали с топ-менеджерами General Motors относительно их видения перспектив водородного автомобиля.

- Говорил ли президент Буш о необходимости развития демократии в России?

- Не было никаких поучительных интонаций, не было никакого желания советовать, как нам жить. Зато немало времени было уделено характеристике инвестиционного климата в Соединенных Штатах. Есть понимание возможности расширения инвестиций российских компаний в США. И это тоже, на мой взгляд, прорыв в двусторонних экономических отношениях. Президент также подчеркнул, что двусторонние экономические отношения должны выходить на глобальный уровень. В частности, речь идет о глобальной энергетической безопасности.

- Как отбирались российские бизнесмены для встречи с Джорджем Бушем?

- Очень просто. Был критерий - реализация совместных проектов в России или третьих странах либо реализация собственных проектов в США. Поэтому там были представители ТНК-ВР, "ЛУКОЙЛа", "Роснефти", "Газпрома", "Сухого", Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), "Пермских моторов", ВСМПО "Ависма", которое будет поставлять титан для проекта Boeing 787, "Северстали", "Норильского никеля", КамАЗа - он подписывает договор промышленной сборки двигателей с американским "Каминзом", IBS - IT-компании, работающей в США на рынке инжиниринговых услуг, транспортной компании "Волга-Днепр", которая на днях заключила контракты на приобретение двух грузовых самолетов Boeing 747 и оказание логистических услуг на американском рынке.

- В первый же день визита в США вы, как бы упреждая вопросы по приобретению госкомпаниями активов в нефтяном секторе, заявили о существовании новой промышленной политики, которая в том числе предусматривает консолидацию бизнеса. Новая политика как-то формализована или же это просто понимание направления движения?

- Нет, она не имеет вид всеохватывающего документа. Это взгляды и принципы в сфере промышленного регулирования, которые реализуются через разработку отраслевых стратегий, программ и проектов, вытекающих из этих стратегий. Известный философ Алексей Лосев в одной из своих книг говорит, что смысл жизни - в постановке самого вопроса и в рассуждении на эту тему. Дискуссия по поводу промышленной политики помогает формировать более четкие и адекватные стратегии, программы и проекты, стыковать и согласовывать их с корпоративными стратегиями и проектами. В результате происходит снятие разногласий и рисков. И это то, что можно назвать государственно-частным партнерством.

- Будет ли продолжаться процесс консолидации?

- Этот процесс - объективный. Он не будет затрагивать все сектора экономики. Не надо консолидировать производство мороженого или продажу открыток. Речь идет о консолидации в тех секторах, где российским компаниям приходится конкурировать на глобальных рынках, - это авиастроение, автомобилестроение, металлургия, нефтегазовая отрасль. То, что процесс консолидации проходит с участием госкомпаний, тоже фактор объективный. Потому что у государства еще достаточно много активов в экономике. Вопрос, как с этими активами расставаться - по дешевке продавая раздробленные предприятия? Или как, например, в случае с "Роснефтью" либо Объединенной авиастроительной корпорацией - формировать крупные корпорации с последующим выводом на IPO. Это превратит их в открытые, публичные, прозрачные компании с четкой корпоративной этикой.

- Хотелось бы уточнить: вы сказали, что предусматривается проведение IPO ОАК?

- Я считаю, что это нормальный ориентир для любой современной компании. То же самое можно рассматривать как задачу, например, для КамАЗа.

- Раз речь зашла об ОАК, расскажите, на какой стадии находится сейчас создание компании.

- Мы подготовили обновленный пакет документов - проект указа президента, постановление правительства, федеральный закон. Он представлен в правительство, сейчас мы внесем технические изменения и отправим его на согласование в администрацию президента. Президент держит этот вопрос на контроле, и в ближайшее время все документы будут утверждены.

- В ближайшее время - это в течение месяца, до конца года?

- Я даже не сомневаюсь, что до конца года этот пакет будет принят. Процесс и так слишком затянулся.

- Какие проекты станут приоритетными для ОАК?

- Так как в корпорацию войдет "Сухой", то это - RRJ. Кроме того, это проекты в области транспортной авиации. ОАК также займется анализом наших производственных мощностей, которые сегодня избыточны.

- Как будут сбалансированы интересы участников ОАК? Ведь есть очевидный лидер - "Сухой", который может, например, начать перетягивать одеяло на себя.

- Интересы балансируются менеджерами. Менеджеров назначает собственник. Поэтому надо набирать команду квалифицированных специалистов, которые смогут найти общий язык с участниками ОАК и реализовать принципы, заложенные в концепции корпорации. Их всего два - консолидация бизнеса и консолидация активов.

- В случае с "Роснефтью" обсуждался вопрос продажи не контрольного пакета акций компании стратегическому инвестору. Это уже не актуально?

- Никогда не говори "никогда". Прямые сделки со стратегическими инвесторами вполне возможны.

- То есть возможно, что часть акций "Роснефти" будет продана стратегическому инвестору, а часть - размещена через IPO?

- Да.

- Когда будет приниматься решение по структуре продажи акций "Роснефти"?

- Решение станет принимать собственник - государство. Пока нет принятого советом директоров "Роснефти" графика прохождения всех процедур, о сроках можно говорить лишь в виде предположений. Я думаю, это произойдет в течение следующего года.

- Расскажите, куда все-таки сначала пойдет нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), в Китай или на тихоокеанское побережье? Этот вопрос волнует многих, в частности Японию.

- Восточный проект означает выход на тихоокеанское побережье. В этом его смысл, это - диверсификация направлений поставок. Реализация этого проекта не может быть проведена в один прием, поскольку связана с освоением неразработанных ресурсов Восточной Сибири. На первом этапе в трубу пойдут ресурсы Западной Сибири. Хотя сразу же можно будет начинать работать с Талаканским, Ванкорским и некоторыми другими восточно-сибирскими месторождениями. Первый этап определен как строительство нефтепровода от Тайшета до Сковородино и терминала на тихоокеанском побережье. При этом возможно ответвление нефтепровода от Сковородино на Китай. Общая мощность нефтепровода определена в 80 млн. тонн, из которых 30 млн. тонн может уйти в КНР. Сейчас идет обоснование инвестиций китайского ответвления ВСТО. Эта работа займет некоторое время, после чего можно будет говорить о принятии решения вместе с китайскими партнерами.
Хочу подчеркнуть, что даже на первом этапе вся нефть не уйдет в Китай. Иначе зачем строить терминал? Это что, отвлекающий маневр? Я с японскими коллегами общался достаточно много и пытался их убедить в том, что мы не делаем византийских тайных ходов. Это прагматичный и понятный проект. Вопрос, куда вначале пойдет труба, это ложная дилемма. Она вызывает у меня искреннее непонимание.

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА