Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Добывающий комплекс России и современное законодательство

Н.В. Фролова, к.ю.н., заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин, заместитель директора по НИР Нижневартовского экономико-правового института (филиал) Тюменского государственного университета, доцент

 

Результат деятельности любой отрасли экономики, а также ее вклад в развитие страны в целом напрямую зависят от состояния законодательства, обеспечивающего правовое регулирование функционирования ее хозяйствующих субъектов. Особенно остро, на наш взгляд, стоит в России проблема правового обеспечения нефтедобывающего комплекса в связи с его особым местом в экономике страны.

Несмотря на то, что нефтяные ресурсы являются достоянием всего российского народа и их добыча должна максимально защищать его интересы, на федеральном уровне до сих пор не принят закон, регулирующий отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи нефти, ее хранения, транспортировки и переработки, т.е. закон о нефтяной деятельности.

Практика многих промышленно развитых стран демонстрирует положительный опыт формирования законодательной базы, определяющей механизм правового регулирования деятельности нефтедобывающего комплекса, исходя из того, что нормативно-правовое воздействие на рынок путем разработки законодательства и обеспечения его выполнения составляет одну из основополагающих функций государства и создает базу для устранения последствий, порождаемых несовершенством рыночной системы.

К таким странам, в частности, относится Норвегия, в которой нефтяное законодательство имеет свою историю: первым был принят закон от 21 июня 1963 г. "Об исследовании ресурсов и добыче нефти на норвежской территории и на континентальном шельфе", определявший позиции государства по отношению к новому сектору национальной экономики — национальный суверенитет над природными ресурсами, находящимися на континентальном шельфе, устанавливавший, что только государство может предоставлять норвежским и иностранным гражданам, коммерческим компаниям и другим объединениям доступ к геологоразведке на шельфе или промышленной добыче нефти. В целях перехода основной доли прибыли в руки государства 13 июня 1975 г. был принят закон "О налогообложении в нефтяной деятельности", который обозначил новый подход к налогообложению нефтедобывающего комплекса, выделив его среди остальных отраслей национальной экономики; общая и всеобъемлющая система правового регулирования отрасли сложилась после принятия 22 марта 1985 г. закона "О нефтяной деятельности" (по состоянию на 15 июня 1995 г.), затронувшего все аспекты деятельности отрасли и объединившего их в единую правовую систему (право государства на подводные залежи углеводородов и цели управления ими, предоставление лицензий на разведку, добычу, транспортировку нефти и другие операции, обеспечение охраны окружающей среды на объектах нефтедобывающего комплекса, порядок реализации контроля со стороны государственных органов Норвегии, ответственность компаний — обладателей ли-цензий на геолого-разведочные работы и другие виды деятельности за невыполнение правил, установленных законом и в особенности за ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды, правила компенсации норвежским рыбакам и общие требования о разумном ведении дел, о готовности к чрезвычайным ситуациям, об управлении деятельностью, квалификации работников, безопасности и др.)...

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА