Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Либерализация в трех чтениях
До конца года будут отмены ограничения на покупку иностранцами акций "Газпрома".

Российская газета

После 15 ноября поправки в закон "О газоснабжении" могут быть приняты сразу в трех чтениях. Это значит, что еще до конца года начнется процесс либерализации рынка акций "Газпрома", в результате которого будут отменены квоты на покупку иностранцами ценных бумаг газового концерна и у "игроков" появится возможность торговать ими на всех биржевых площадках.
Об этом в беседе с корреспондентом "РГ" сообщил председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев.

- Валерий Афонасьевич, вы готовили поправки в закон "О газоснабжении". Об отмене каких ограничений идет речь?

- Они касаются нормы по владению акциями. Во-первых, сегодня иностранные акционеры не могут владеть более 20 процентами акций.
Во-вторых, государству должно принадлежать не менее 35 процентов акций газового холдинга. Но поскольку государство докупило акции "Газпрома", то теперь его доля превышает 50 процентов.
Поэтому в новой редакции статья 15 будет читаться так: в организации, являющейся собственником единой системы газоснабжения РФ, доля государства не может быть меньше 50 процентов плюс 1 акция от общего числа обыкновенных акций. И все, больше не будет никаких ограничений. Потому что по действующему корпоративному праву акционерному и гражданскому законодательству, если у государства есть контрольный пакет акций, уже не важно кто владеет остальными акциями ≈ иностранцы или отечественные игроки. Эта поправка открывает дорогу либерализации рынка акций корпорации, о чем мы говорили годами. Но нужно было собрать необходимое количество акций, чтобы "Газпром" не ушел из-под контроля государства.

- Почему законопроект принимается сразу в трех чтениях?

- А чего тянуть? Законопроект короткий, очень понятный, ожидаемый. Он вводит достаточно простые нормы, которые вовсе не требуют длительного обсуждения и больших правок.

- Однако эксперты говорят, что в законопроекте нечетко прописан момент, как должно поступать государство при дополнительном выпуске акций, чтобы не размыть свой контрольный пакет. То ли скупать всю эту допэмиссию, тогда остальным акционерам ничего не достанется и их права будут ущемлены. То ли выкупать лишь 50 процентов плюс одна акция от новой эмиссии. Из текста получается, что возможны оба варианта.

- Ничего подобного. Закон предполагает однозначно, что в случае дополнительной эмиссии акций государство должно выкупить 50 процентов плюс одну голосующую акцию. Таким образом, Совет директоров "Газпрома" не может сам принять решение и размыть государственную долю. Уменьшение доли государства возможно только путем изменения федерального закона.

- Шесть лет назад вы были автором действующего Закона о газоснабжении. Теперь вы его "правите". Это окончательный вариант?

- Экономическая ситуация в стране не стоит на месте. И сегодня я держу в голове еще несколько поправок в этот закон, касающихся либерализации цен на газ для промышленных потребителей и открытия рынка газа, а не только акций газового холдинга.

- И как вы это себе представляете? Сразу ввести свободные цены, предусмотреть переходный этап или просто определить соотношение доли регулируемого и нерегулируемого рынков.

- Ни о каком введении свободных цен сразу не может быть и речи. Если "Газпром", к примеру, в интересах эффективности своей деятельности отпустит в России цены на газ, он будет получать дополнительно порядка 15 миллиардов долларов в год. Но остальная экономика понесет издержки на эту же сумму. Именно поэтому при дальнейшей и неизбежной либерализации рынка газа в нашей стране обязательно должен предусматриваться переходный период и определяться соотношение регулируемого и свободного секторов рынка газа.

- Сейчас в Госдуме на доработке находится так называемый антимонопольный Закон о конкуренции, и в то же самое время "Газпром" прирастает новыми активами, превращаясь в супермонополию. Нет ли здесь противоречия?

- Никакого противоречия я не вижу. Сегодня "Газпром" аккумулирует три направления: добыча газа, его транспортировка и прочие виды деятельности, включающие газохимию, "нефтянку" и прочее. Но монопольным из них является лишь транспорт газа. Здесь он подпадает под действие антимонопольного регулирования, и эта сфера должна сохраняться в руках государства. С другой стороны, оставаясь монополией в области транспорта газа, "Газпром" имеет право заниматься хозяйственной деятельностью. И я за то, чтобы он разнообразил свою деятельность и стал мультиэнергетическим концерном, как, например, Экксон Мобил и Шеврон Тексако.

Олег Гладунов

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА