media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Минприроды меняет условия выдачи лицензий нефтяникам

Данный материал подготовлен Г. Базиной (БПИ) на основании интервью с
М.Б. Келлером, вице-президентом ОАО "НК "ЮКОС"".

Наше государство в отношениях с недропользователем может по закону использовать только один метод наказания — отзыв лицензии, от которого страдает в первую очередь само государство. Правда, в новом проекте Закона "О недрах", который Минприроды и Минэкономразвития представят на рассмотрение правительства в феврале 2004 г., эта ошибка будет исправлена. Авторы предусмотрели целую систему экономических санкций против недропользователя, если он нарушает условия лицензионного соглашения.
Добыча нефти в России в 2003 г. вырастет примерно на 10% — до 400-405 млн т. При этом треть всего добываемого сырья приходится на компании "ЮКОС" и "Сибнефть", демонстрирующие темпы роста добычи, в два раза превышающие общероссийские. Сами компании объясняют это высокой эффективностью своей работы, новыми технологиями, современными методами управления, западной корпоративной культурой и так далее. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что подобная эффективность дорого обходится стране. По признанию главы Минприроды В. Артюхова, половину выданных в отрасли лицензий можно спокойно отзывать, поскольку нефтяники нарушают условия лицензионных соглашений.
Например, компания "ЮКОС" и не особо скрывает, что стремится снять сливки со своих месторождений, а трудноизвлекаемую нефть, добыча которой требует новых технологий и, естественно, финансовых вложений, просто оставляет в недрах, консервируя месторождение. Таким образом, коэффициент извлечения нефти — такой показатель оговаривается в лицензионном соглашении ≈ у "ЮКОСа" один из самых низких, причем по каждому месторождению. Бывшее руководство компании в этом ничего страшного не видело и обещало, что когда появятся новые технологии добычи, то оставленную в недрах нефть можно будет извлечь с гораздо меньшими издержками. Или мир перейдет на новые альтернативные источники энергии. Так что, надо спешить воспользоваться легкой нефтью, оставляя трудную тем, кто придет после "ЮКОСа". В итоге месторождение просто гибнет.
Нарушают компании и лицензии на геологическое изучение недр. Для того чтобы нефтяники могли увеличивать добычу завтра, они еще вчера должны были пробурить новые разведочные скважины. Но этого не происходит, поскольку эффективные менеджеры предпочитают уходить от столь крупных затрат и пользоваться тем, что было открыто еще в советские времена. А заботятся они только о повышении стоимости своего бизнеса, причем не основных фондов, а акций. Лицензии для них превращаются лишь в инструмент капитализации компаний. Чем больше у компании лицензий, тем дороже она может себя продать. А убытки государства от недополученной нефти или из-за потенциально не открытых месторождений их не волнуют.
В определенном смысле в этом виновато и само государство. Ведь именно оно устанавливает "правила игры". На деле же получается, что государство бьет в свои ворота. Действующий Закон "О недрах", например, предусмотрел только одну форму наказания недропользователя — досрочный отзыв лицензии.
Конечно, Минприроды может проводить постоянные проверки выполнения лицензионных соглашений тем же "ЮКОСом", однако компания относится к ним достаточно спокойно, ведь реально изменить обстановку в рамках нынешнего закона нельзя.
Кроме того, сегодняшний закон становится основой завтрашних правовых конфликтов. "В законе не прописано, как следует действовать, если одновременно заявку на геологическое изучение недр на один и тот же участок подают несколько компаний. Конкурсный отбор в таком случае не предусмотрен. Постоянно возникает вопрос, возможно ли предоставить лицензию нескольким недропользователям и что произойдет, если они откроют там месторождения. А на практике заявки от нескольких претендентов откладываются чиновниками МПР в "долгий ящик" с туманными перспективами на подготовку конкурса или аукциона", ≈ говорит вице-президент НК "ЮКОС" М. Келлер.
Поэтому представители Минприроды готовятся изменить законодательство, устранив недостатки и предусмотрев в нем экономические санкции против нарушителей лицензий. Кроме того, планируется, что в будущем административно-правовые отношения с недропользователем, т.е. на основе лицензий, будут постепенно заменяться на гражданско-правовые (договоры, концессии, СРП). Для перехода на договорную систему будет предусмотрен переходный период. Кроме того, в законопроекте предусмотрена и "дедушкина оговорка", которая не позволит принудительно, без согласия компании, изменить форму пользования недрами.
Патриоты же настаивают на том, чтобы недропользование осуществлялось на основе лицензий, выдаваемых государством. Причем порядок лицензирования должен быть четко оговорен в законе. А взаимоотношения государства и компании, получившей лицензию, могут быть конкретизированы в гражданско-правовых договорах (концессия, аренда, подряд, соглашение о разделе продукции).
 

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА