media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Российско-европейские отношения в сфере энергетики

 

Накануне предстоящей в Берлине 26 мая 2006 года международной конференции "Энергетический диалог Россия — Европейский Союз: газовый аспект" РИА "Новости" знакомит читателей с оценкой развития российско-европейских отношений в сфере энергетики председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева. Именно он, являясь одновременно президентом Российского газового общества, совместно с генеральным секретарем Еврогаза Жаном-Мари Девосом будет сопредседателем на этом влиятельном международном форуме. В рамках конференции предстоит обсудить новые условия для успешного партнерства Россия — ЕС, рассмотреть перспективы взаимоотношений стран производителей и потребителей природного газа в условиях формирования глобального и региональных газовых рынков. Российские участники конференции проинформируют мировую общественность о дальнейших планах по развитию сотрудничества России и Европейского Союза в энергетической сфере.

Сегодня Россия демонстрирует готовность взять на себя ответственность за одну из самых важных составляющих мировой стабильности — энергетическую безопасность. Существенное изменение ситуации требует нового взгляда на весь комплекс вопросов энергетических взаимоотношений Россия-ЕС, трезвой оценки достижений и неудач, переосмысления основных предпосылок и итогов.

Как заявил Президент Путин, "энергетика является, сегодня, во всяком случае, важнейшей движущей силой мирового экономического прогресса". Фактически мы вступаем в новую эпоху, когда именно доступ к энергии будет определять возможности развития той или иной страны, ее экономики и общества. За последние тридцать лет мировое энергопотребление выросло в два раза. Согласно прогнозам, в ближайшие двадцать лет оно может вырасти еще на 40-50 процентов, причем наиболее резкий рост по понятным причинам придется на развивающиеся страны. При этом нельзя забывать, что органические энергетические ресурсы (я имею в виду нефть и газ, составляющие сегодня основу мировой энергетики) не бесконечны, добывать их становится все труднее и дороже, а значит, нас неизбежно ждут рост ресурсных ограничений и конкуренции и связанные с этим кризисы.

Задача всех участников мирового экономического процесса — уже сейчас задуматься над созданием такой системы взаимных обязательств в энергетической сфере, которая в обозримом будущем способствовала бы сглаживанию этих кризисов и сохранению стабильности в глобальном масштабе.

России по силам стать одним из создателей и опорных точек такой системы. У нас есть уникальное географическое положение, крупнейшие в мире запасы газа, весьма существенные — нефти, соответственно, первое и второе место в мире по экспорту этих ресурсов, репутация надежного партнера в энергетических делах, развитая инфраструктура транспорта энергоресурсов, значительный промышленный, технологический и научный потенциал в энергетике, в том числе и атомной. Однако, для того, чтобы справиться с этой ролью в дальнейшем, учитывая глобальные энергетические вызовы, нам необходимо сделать очень многое.

Прежде всего, нам нужно придать новое качество развитию собственного топливно-энергетического комплекса, преодолеть основные его проблемы, связанные с ресурсными ограничениями, технологическим отставанием, недостаточно развитым рынком.

Очевидно, что реализация столь масштабных задач возможно только при изменении подхода государства к ТЭК как таковому. Необходим предметный государственный подход, включающий в себя создание цивилизованной рыночной среды, взаимоувязанное администрирование по всем направлениям; введение четкой системы технических регламентов, соответствующих международным, стимулирование стратегических инициатив в инновационной, инвестиционной, ресурсосберегающей сферах.

Это — общепринятый подход. Во всех развитых странах, где существует собственная газовая и нефтяная промышленность, осуществляется развернутое государственное регулирование нефтегазового комплекса, дополняемое практикой консультаций с деловыми ассоциациями и неправительственными организациями.

В российском и мировом опыте существует немало примеров, когда чисто экономические соображения вступали в противоречие с интересами рационального освоения запасов углеводородного сырья, их комплексной переработки и использования. В современных условиях цена таких "отклонений" существенно возрастает, поскольку приводит к невосполнимым потерям ресурсов.

Проводя реформы в энергетике внутри страны, Россия продолжает интегрироваться в мировые энергетические рынки. Только ведя активную и сбалансированную внешнюю энергетическую политику, мы сможем занять ключевое место в системе взаимных обязательств в этой сфере. Основными направлениями российской внешней активности помимо собственно экспорта и транзита топливно-энергетических ресурсов должны стать:
- освоение ресурсов на территориях других государств;
- закрепление нашего присутствия на их внутренних рынках;
- привлечение зарубежных инвестиций в сферу энергетики России;
- международное научно-техническое и правовое сотрудничество.

СНГ и Европа уже сейчас являются зонами российской энергетической ответственности, прежде всего, в газовой сфере. Поскольку роль газа в обозримом будущем существенно вырастет, оформление отношений в этом сегменте рынка становится принципиальным. Важно создать механизм консультаций по вопросам функционирования глобального газового рынка. Наша страна, без сомнения, может выступить одним из разработчиков такого механизма.

При этом диалог в области энергетики со странами Европы, остающимися на сегодняшний день основными потребителями российских энергетических ресурсов, должен вестись и по другим направлениям. Обоюдно выгодными могут быть совместные инвестиционные проекты, проекты по объединению электроэнергетических систем, вовлечение европейских инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи на территории России, взаимодействие в сфере энергосбережения.

Что касается стран СНГ, то в последнее время отмечается явное усиление рациональных экономических мотивов во взаимных отношениях. Именно равноправные партнерские отношения отвечают интересам России, поскольку ориентируются на длительную перспективу. Нам нужны расширение инфраструктуры транспорта энергоресурсов по их территории, восстановление и развитие единой электроэнергетической системы, участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов в странах СНГ.

Важным и в высокой степени перспективным направлением внешней политики России в энергетической сфере должно стать азиатско-тихоокеанское. Являясь в значительной мере гарантом энергетической стабильности на евразийском пространстве, наша страна может стать таким же гарантом и для быстро растущего рынка АТР.

Отдельным пунктом стоит выделить развитие атомной энергетики. Глобальные тенденции в сфере энергоснабжения объективно приводят к увеличению доли атомной энергии в мировом топливном балансе. И здесь России уже сегодня есть, что предложить всему миру.

Во-первых, наша страна может сыграть ключевую роль в создании нового поколения атомной энергетики, имеющей высокую степень технологической защиты ядерного топлива, на основе замкнутых топливных циклов. Такая инициатива была выдвинута Президентом В.В.Путиным на встрече лидеров государств "группы восьми" в еще 2000 году. Россия разработала соответствующие технологии применительно к реакторам на быстрых нейтронах. С точки зрения их внедрения очень важна успешная реализация проекта БН800, строительство которого ведется сегодня на Белоярской АЭС. В случае успеха мы сможем поставлять комплексы с замкнутым топливным циклом за рубеж для использования в новом поколении атомных станций.

Помимо этого Россия может предложить еще несколько инициатив, связанных с развитием ядерной энергетики, позволяющих не только получать больше энергии для всего мира, но и сделать этот процесс более безопасным. В частности, я имею в виду:
- организацию международной системы обращения с облученным ядерным топливом при использовании международных хранилищ с возможностью извлечения ОЯТ для дальнейшего использования или захоронения;
- организацию системы лизинга ядерных топливных материалов, когда приобретение топлива для ядерных реакторов сопровождается обязательным условием возврата облученного ядерного топлива стране — изготовителю;
- организацию системы лизинга атомных электростанций на основе энергоблоков мобильного базирования.

Если все описанные выше условия будут соблюдены, Россия действительно станет важным звеном глобальной системы энергетической безопасности, стабильной и сильной державой, отвечающей не только за себя, но и за других.

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА