Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Правовые проблемы технического регулирования в добывающих отраслях ТЭК России

А.Н. Курский, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, действительный член Академии горных наук

В ряду многообразных методов государственного воздействия на экономику особое место занимает регулирование выхода на рынок субъектов предпринимательской деятельности, производимых ими товаров и оказываемых услуг. Оно осуществляется в форме лицензирования видов деятельности, особом порядке предоставления прав пользования природными ресурсами (объектами), а также в форме технического регулирования.
Техническое регулирование — установление обязательных требований нефинансового характера к предпринимательской деятельности, в том числе в отношении продукции, процессов производства, работ или услуг, оценка соответствия и контроль за соблюдением таких требований.
Техническое регулирование, как и любой вид государственного вмешательства в деятельность экономических агентов, в общем случае ограничивает свободу предпринимательской деятельности. Оптимизация такого регулирования заключается в нахождении уровня регулирования, при котором выгоды для общества перевешивают издержки как на соблюдение, так и на несоблюдение таких ограничений.
Действующая в России система технического регулирования опирается на более чем 500 тыс. норм, из которых лишь единицы содержатся в законах, например в Законе "О промышленной безопасности", а остальные — в ведомственных актах и стандартах. Объем фонда государственных стандартов России — 24 250 нормативных документов (без учета отраслевых стандартов). К этому следует добавить почти 1 тыс. СНиПов (строительных норм и правил) плюс почти 1 тыс. СанПиНов (санитарных правил и норм). Вместе с отраслевыми стандартами, техническими условиями, нормами и правилами надзорных органов число административных нормативных актов технического регулирования превышает 50 тыс. Во многих случаях такого рода ведомственные акты не публикуются и не являются доступными. В результате предприниматели не имеют четкой информации обо всем комплексе обязательных требований, которые они должны соблюдать при осуществлении хозяйственной деятельности.
С другой стороны, трансакционные издержки, связанные с обеспечением контроля за соблюдением установленных технических норм, оказываются абсолютно неподъемными для государства. Государство и экономика становятся заложниками оппортунистического (коррупционного) поведения чиновников и менеджеров. Отчетность по проверкам (акты-предписания) зачастую отражает торг вокруг заведомо ненужных или невыполнимых, но обязательных требований. Это приводит к тому, что не проверяется и не исправляется действительно самое необходимое для безопасности производства и рационального использования ресурсов.

 

 

в начало

 

 

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА