media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Казахстан в контексте геополитики Каспийского региона

 

Выступление Министра иностранных дел Республики Казахстан К.К. Токаева в рамках встречи в Международном институте стратегических исследований (Лондон, 9 марта 2006 г.)


Геополитический вакуум на Каспии, ставший следствием распада Советского Союза, стал причиной начала большой гонки за право доступа к огромным ресурсам региона. Фактически борьба за каспийскую нефть стала одним из самых значимых геополитических событий постсоветской эры. Быстрорастущий мировой энергетический спрос обещает долгосрочный интерес и вовлечение зарубежных держав с зачастую конкурирующими геополитическими целями.
Тем не менее интерес к Каспийскому региону не сводится к одним лишь углеводородам. Расположенное на стыке различных цивилизаций и подверженное влиянию неустойчивых соседних регионов Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии, Каспийское море, как представляется, крайне важно для нового баланса сил в Евразии и, в более широком смысле, для будущей системы мирового порядка.
В этом контексте новый смысл обретает концепция так называемой великой игры ≈ с тем существенным отличием, что теперь она включает гораздо большее число действующих лиц и гораздо более высокие ставки.
Следует также подчеркнуть жизненно важную роль региона в усилиях мирового сообщества в борьбе с вызовами и угрозами глобальной безопасности и стабильности. Нераспространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, наркоторговля, религиозный экстремизм, сепаратизм ≈ все эти проблемы остаются актуальными для прикаспийских государств.
Сегодня заинтересованные стороны находятся в поисках эффективных механизмов защиты своих национальных интересов в продолжающемся взаимодействии друг с другом в рамках и вне региона. Здесь главная задача ≈ обеспечить совместимость и эффективность выбранных стратегий, избегая при этом столкновений и конфликтов. Нам бы также хотелось оставить в прошлом принцип "нулевой суммы" для взаимной выгоды сторон.
Как государство с самой протяженной прибрежной полосой и крупнейшими доказанными запасами нефти на своем участке каспийского шельфа, Казахстан крайне заинтересован в достижении триединой цели ≈ политической стабильности, безопасности и экономического процветания в регионе. Мы привержены сотрудничеству со всеми сторонами, заинтересованными в достижении этих целей.
Сейчас я хотел бы подробнее остановиться на казахстанском видении как настоящей ситуации, так и будущего Каспийского региона и нашего вклада в достижение вышеупомянутых целей.
Во-первых, экономическое процветание. Эта цель достижима при условии, что все прибрежные государства, особенно страны в транзитном состоянии, осуществят структурную модернизацию своих экономик и приведут их в соответствие с требованиями глобализации, активно интегрируются в региональную и мировую экономику. Столь же важен свободный доступ к мировым рынкам, учитывая, что три прикаспийских государства не имеют выхода к морю.
Структурная модернизация является насущным вызовом для всего Каспийского региона. Недостаток политической воли или неспособность осуществить глубокие реформы могут привести к появлению феномена "государств-изгоев" в регионе.
В начале 1990-х годов Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев взял курс на проведение смелых рыночных реформ. Сегодня их результаты доказали правильность сделанного выбора: Казахстан стал региональным лидером по экономическому развитию.
Последние семь лет ежегодный рост нашей экономики составил в среднем 10 %, ожидается, что показатель 2000 г. должен увеличиться вдвое к 2008 г. и втрое ≈ к 2015 г.
Десять лет назад ВВП на душу населения составлял 700 долларов. В минувшем году этот показатель был на уровне 3600 долларов, а в этом году, по прогнозам, он должен превысить 4000 долларов. К 2010 г. в нашей стране ВВП на душу населения должен превысить 6000 долларов. Благодаря политической стабильности, мы привлекли более 40 млн долларов прямых иностранных инвестиций и планируем привлечь еще большие объемы инвестиций в будущем.
Очевидно, мы довольны всеми этими результатами, однако не испытываем полной удовлетворенности и последовательно принимаем меры для обеспечения устойчивого роста экономики. Мы твердо настроены на дальнейшее улучшение инвестиционного климата и обеспечение большей открытости в наших деловых контактах. В 2005 г. Казахстан присоединился к инициативе прозрачности в добывающей промышленности, выдвинутой премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Мы также намереваемся в значительной степени сократить зависимость экономики от нефтяных доходов.
Мы продолжаем курс на вступление во Всемирную торговую организацию и надеемся завершить переговоры по нашему вступлению в ВТО к 2007 г.
Президент Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 г. заявил, что наша страна находится на пороге крупного прорыва в своем развитии, так как мы планируем войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
На сегодняшний день экономика Казахстана крупнее, чем экономики всех остальных центрально-азиатских стран и государств Южного Кавказа, вместе взятых. Это явно способствует движению денежных потоков из Казахстана в соседние страны. Я хотел бы подчеркнуть интерес казахского бизнеса к инвестированию в экономики прикаспийских государств. Уверен, что подобное экономическое проникновение будет взаимовыгодным. К примеру, мы планируем инвестировать более 300 млн долларов в Грузию.
Прикаспийские государства сильно различаются в экономических моделях и концепциях своего дальнейшего развития. Поэтому структурная модернизация является обязательным условием для более глубокой региональной экономической интеграции. Мы призываем наших соседей двигаться вперед, осуществляя пакет экономических реформ.
Наша страна привержена продвижению внутренней и межрегиональной интеграции. С точки зрения регионального партнерства мы тесно сотрудничаем с прикаспийскими государствами в рамках Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, Организации экономического сотрудничества и других структур.
Международное сообщество могло бы быть весьма полезным в продвижении интеграционных усилий в Каспийском регионе. Такие усилия не должны быть привилегированными или избирательными, так как устойчивое региональное развитие требует всеобщего участия.
Мы приветствуем инициативу Европейского союза по установлению всеобъемлющего европейско-каспийского диалога по энергетическим поставкам, транспорту и коммуникациям. Мы также тесно сотрудничаем с США, Великобританией и другими крупными державами в направлении обеспечения устойчивого экономического развития региона.
Казахстан стремительно превращается в одного из крупнейших производителей и экспортеров нефти в мире. В настоящее время Казахстан добывает 1,3 млн баррелей нефти в день и экспортирует более 1 млн. Мы ожидаем, что к 2015 г. добыча достигнет 3,5 млн баррелей нефти в день (150 млн т в год), из которых 3 млн будет экспортироваться. Учитывая запасы нефти, оцениваемые в 100 млрд баррелей, и постоянно растущие объемы добычи, Казахстан будет продолжать играть большую, чем когда-либо, роль в мировой экономике.
Разработка каспийских ресурсов тесно связана с их транспортировкой на мировые рынки. Вследствие того что мы не имеем прямого выхода к открытому морю, наша нефтегазовая маркетинговая стратегия основывается на эффективном многовекторном использовании стратегического расположения Казахстана в сердце Евразии. Развитие транспортной инфраструктуры, основанное на прочном фундаменте экономической и политической целесообразности, становится одним из самых насущных вопросов для нашей страны. Мы сумели построить разветвленную сеть экспортных трубопроводов, соединяющих крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе и Востоке.
Сегодня у нас есть ряд реализуемых и планируемых проектов, которые имеют серьезные экономические и политические преимущества.
В настоящее время Каспийский трубопроводный консорциум является единственным полностью завершенным проектом и единственным магистральным маршрутом с выходом на мировые рынки. Несмотря на определенные споры между акционерами проекта, мы по-прежнему оптимистично настроены в отношении его эффективности и рентабельности.
Баку ≈ Тбилиси ≈ Джейхан считается одним из самых важных маршрутов транспортировки для казахстанской нефти. Мы близки к завершению переговоров с Азербайджаном по условиям транспортировки нашей нефти через Каспийское море.
В декабре 2005 г. мы завершили строительство трубопровода в Китай. Это первый трубопроводный маршрут в страну с быстрорастущей экономикой и первый в регионе маршрут, расположенный полностью на территории страны ≈ производителя и страны ≈ потребителя нефти.
Этот проект может соединить трубопроводные системы Казахстана, России и Китая и стать прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве Евразийского региона. Данный проект вскоре охватит Западный регион Казахстана, соединив таким образом Китай с бассейном Каспия.
Помимо значительных экономических выгод, проект позволяет Казахстану вести более гибкую экспортную политику независимо от внешнего влияния и уравновешивать различные интересы в регионе.
Рассматриваются также и другие экспортные маршруты, включая маршрут в южном направлении (Казахстан ≈ Туркменистан ≈ Иран). Он считается экономически рентабельным, но ввиду определенных политических факторов его перспективы пока неясны. Крупные компании из Франции, Японии и Казахстана все еще обсуждают осуществимость данного маршрута.
На сегодняшний день карта трубопроводной системы Каспийского региона обрела ясные очертания, и, таким образом, геополитическое соревнование за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти.
В геополитическом контексте интересы ведущих акторов должны быть сбалансированы, снижая таким образом возможность доминирования одного государства.
Вне зависимости от политических соображений Казахстан по-прежнему будет ответственным поставщиком и партнером, вносящим свой вклад в энергетический баланс в мировой экономике.
Политическая стабильность жизненно важна для региона. Политический состав Каспийского региона сложен, политическим деятелям следует быть очень аккуратными и чуткими по отношению к меняющейся обстановке. Несмотря на существующие различия, мы убеждены, что главной целью политического развития должна быть большая демократия.
Казахстан развивает постепенную либерализацию общества на основе своих экономических успехов. Страна создала основные социальные и экономические условия для дальнейшего развития демократических процессов. Сегодня общепризнано, что наша страна достигла многого на пути реализации ценностей и принципов демократии. Мы обеспечили политический плюрализм и многопартийную систему, проводим регулярные демократические выборы, создали основу для независимой судебной системы и гарантировали свободу слова. В Казахстане развивается гражданское общество, укрепляется диалог между властью и НПО.
Наша внутренняя безопасность основывается на трех принципах: сохранении межэтнического и межрелигиозного согласия, поддержании политической стабильности в контексте дальнейшей демократизации политической системы и принятии превентивных мер против угроз нашей национальной стабильности.
Что касается нашей внешней политики, Казахстан проводит сбалансированную политику конструктивных и предсказуемых взаимоотношений со всеми крупными державами современного мира. Очевидно, что в значительной степени безопасность Казахстана зависит от отношений с такими соседними государствами, как Россия, Китай и наши соседи в Центральной Азии. Мы привержены развитию стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, укреплению сотрудничества с Европейским союзом.
Мы твердо поддерживаем усилия в глобальном масштабе, ясно осознавая наши международные обязательства в сфере энергетической безопасности, борьбы с международным терроризмом, поддержания добрососедских отношений по всему периметру границ Казахстана.
Таким образом, Казахстан все больше становится фактором стабильности для целого региона.
Безопасность абсолютно важна для экономического успеха. Это главный приоритет нашей внешней политики. Есть различные механизмы для сдерживания угроз безопасности и стабильности, но тем не менее ни один из них не имеет всеобъемлющей природы и не предусматривает всестороннего участия прикаспийских государств.
Мы уверены, что безопасность и стабильность в Каспийском регионе должны быть обеспечены поддержкой Казахстаном разумной и прагматичной политики прибрежных государств, основанной на разрешении существующих споров и разногласий исключительно мирными средствами, посредством диалога и переговоров.
Мы осознаем, что призывы к разоружению прибрежных государств на Каспии были бы нереалистичными. Поэтому в 2004 г. Казахстан выдвинул инициативу разработки пятистороннего механизма контроля и сдерживания вооружений на Каспии, обеспечения баланса вооружений и определения ограничений. Мы уверены, что эти меры станут одним из самых надежных средств предотвращения конфликтов и мирного развития сотрудничества между государствами.
Есть множество предложений относительно обеспечения безопасности в регионе как с российской, так и с американской стороны. Мы уверены, что все государства должны серьезно изучить их.
Большое значение имеет военное сотрудничество между прибрежными государствами. Все пять стран должны работать над созданием благоприятных условий для сотрудничества на море с целью исключить любую возможность нарушения мира или появления угроз национальной безопасности государств. Наши действия должны быть полностью скоординированы и в более широком международном контексте. В связи с этим Казахстан предлагает совместно разработать и принять политический документ в виде пакта стабильности на Каспийском море, который будет предусматривать сотрудничество в таких сферах, как борьба с терроризмом, агрессивным сепаратизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграцией и другими новыми вызовами и угрозами.
До тех пор пока международно-правовой статус Каспия не согласован, в новых геополитических реалиях невозможно разрешить вопрос владения и эксплуатации природных ресурсов. Позиция Казахстана по правовому статусу Каспия заключается в необходимости обращения к определенным положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая предусматривает режимы и ширину различных секторов моря.
Суть заключается в том, чтобы разграничить дно и ресурсы Каспия вдоль срединной линии в соответствии с международной практикой. Каждое государство должно самостоятельно разрабатывать и эксплуатировать ресурсы в пределах своего участка. В то же время Казахстан выступает за сотрудничество с другими странами в разработке ресурсов на казахстанской части Каспия.
В рамках усилий по обеспечению политических и экономических интересов прибрежных государств Казахстан предлагает установить на Каспии территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство.
Наша принципиальная позиция заключается в том, чтобы решить вопросы справедливо на основе ранее заключенных соглашений и не политизировать их. Наша стратегическая цель заключается в том, чтобы определить национальные морские границы и разграничить морское дно для обеспечения суверенных прав на разработку и развитие минеральных ресурсов.
Развитие ресурсов Каспийского моря ≈ вопрос стратегической важности не только для Казахстана, но также и для России. Астана и Москва проделали огромную работу по достижению взаимопонимания, что привело к консенсусу по статусу и размежеванию на Каспии. Основные соглашения и документы основаны на признании модифицированной срединной линии, разграничивающей морское дно и определяющей принципы и правовую основу для разработки ресурсов морского дна.
Разрешение споров относительно права на владение рядом крупных месторождений нефти и газа служит ярким примером стремления двух сторон решать остающиеся разногласия взаимовыгодным способом.
В 2001 г. Казахстан и Азербайджан подписали Соглашение по разграничению морского дна Каспийского региона на национальные секторы в соответствии с принципом срединной линии. Документ не предусматривает разграничения государственных границ, он скорее посвящен регулированию экономической деятельности на морском дне в целях изучения, разработки и управления ресурсами и национальными секторами.
Таким образом, существуют четкие договоренности между Казахстаном, Россией и Азербайджаном в отношении срединной линии моря и его разграничения.
Казахстан продолжает двусторонние консультации с Туркменистаном по вопросам сотрудничества на Каспии. Я планирую посетить эту страну в ближайшее время. Интенсивные переговоры проводятся с иранской стороной. Тегеран настаивает на так называемом справедливом принципе разделения Каспия на пять равных частей. Казахстан не может поддержать подобный подход ввиду того, что он противоречит принципам международного права.
С точки зрения Казахстана, существуют такие неотъемлемые компоненты правового статуса Каспийского моря, как рыболовство, навигация, свободное передвижение судов, не имеющих доступа к другим морям, через территорию транзитных государств.
Каспийское море богато также своей уникальной природой и комплексом окружающей среды, который включает 40 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу. Более чем 90% мировых запасов осетровых сосредоточено именно в Каспийском море. Коммуникационная функция Каспия также имеет стратегическую важность благодаря растущему удельному весу транспортируемых на мировые рынки углеводородов.
Таким образом, исходя из наших общих перспектив на Каспии, прибрежные государства должны предпринять совместные усилия для защиты окружающей среды моря, сохранить его биологические ресурсы, флору и фауну. Перед нами стоит жизненно важная задача ≈ как можно скорее создать долгосрочную правовую основу для многостороннего взаимодействия. Такая основа будет способствовать сохранению Каспия для будущих поколений.

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА