Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Развитие нефтегазовой отрасли Республики Казахстан

 

Б.С. Измухамбетов, министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан


 

Нефть — основное богатство и основа экономики Казахстана. Сбываются слова Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, который назвал нефть "не просто важной отраслью отечественной промышленности, но и символом независимого государства, надеждой на лучшее будущее". Улучшение благосостояния населения нашей страны из года в год показывает, что эти надежды оправдаются.
1 марта на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан Президент Н.А. Назарбаев обратился с Посланием народу Казахстана. Главной темой Послания, вызвавшей определенный интерес и резонанс мирового сообщества, было вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира в ближайшие десять лет. Сейчас Казахстан с оптимизмом смотрит в будущее и предпринимает все усилия для реализации составной части этой стратегии — повышения уровня эффективности и экономической отдачи топливно-энергетического и добывающего секторов экономики.
"Мы инициировали и будем проводить и дальше открытую политику использования природных ресурсов, обеспечения прозрачных и стабильных условий сотрудничества с транснациональными компаниями и нашими главными региональными соседями", — подчеркнул глава государства. В Послании отмечено, что внимание будет сосредоточено на диверсификации и обеспечении устойчивых каналов поставок энергоресурсов Республики Казахстан на мировые рынки, а также на опережающем развитии отраслей глубокой переработки, непосредственно связанных с нефтегазовым комплексом.
В Послании также выделено, что "фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика, не ограниченная рамками сырьевого сектора, это экономика, основанная на уважении и защите института частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества. Усилия руководства страны будут направлены на последовательное создание и укрепление "правового государства, основанного на гибкой и сбалансированной системе политических сдержек и противовесов".
Важнейшими событиями года в стране стали ввод в эксплуатацию нефтепровода Атасу — Алашанькоу и завершение реконструкции Атырауского нефтеперерабатывающего завода. После реконструкции Атырауский нефтеперерабатывающий завод сможет выпускать нефтепродукты по европейским стандартам на уровне ЕВРО-3 — по бензину, ЕВРО-4 — по дизельному топливу; перерабатывать до 1 млн тонн светлой нефти и увеличить производство светлых нефтепродуктов на 35%, а глубину переработки ≈ с 57 до 82 %. Глубокая переработка углеводородного сырья будет способствовать созданию экспортноориентированных продуктов переработки нефти, соответствующих международным стандартам качества и требованиям экологии.
В нефтегазовой отрасли принимаются все меры по обеспечению запланированных объемов добычи, реализации нефти и производства нефтепродуктов. Продолжится реализация второго этапа Программы развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003—2010 гг., будут разработаны меры по консервации и ликвидации нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин. В недропользовании будет расширено проведение государственного геологического изучения недр и геолого-разведочных работ, обеспечивающих опережающее развитие ресурсной базы, усилен контроль за полнотой извлечения полезных ископаемых и охраной недр, подготовкой запасов к эксплуатации, выполнением обязательств недропользователей, внедрением новых технологий.
Конечно, важнейшей задачей 2006 г. для нас остаются реализация Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря и осуществление плана мероприятий ее второго этапа на период 2006—2010 гг.
Нефтяные кладовые континентального шельфа на севере Каспийского моря многие годы привлекали внимание геологов и геофизиков. Однако долгое время активность исследователей ограничивалась существующими запретами проведения морских операций в экологически чувствительной зоне Северного Каспия.
Сегодня Каспийский регион — место пересечения крупных нефтегазовых потоков, требующий соответствующего уровня развития правовой базы, производственной, транспортной, экологической и социальной инфраструктур.
Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря базируется на принципах международного взаимовыгодного сотрудничества и соблюдения интересов Республики Казахстан, снижения рисков при заключении контрактов на недропользование, соблюдения международных стандартов и обеспечения экологической безопасности Каспийского региона. Казахстан приступил к активной реализации данной Государственной программы. Сегодня уже можно говорить о конкретных результатах. Завершен первый этап выполнения данной Государственной программы (2003—2005 гг.) — создание условий комплексного освоения казахстанского сектора Каспийского моря, и начат второй этап (2006—2010 гг.) — ускоренное освоение казахстанского сектора Каспийского моря.
В обозримом будущем экономика Казахстана еще сохранит зависимость от работы топливно-энергетического и добывающего секторов экономики. Инвестиции в нефтяной сектор и развитие отрасли занимают центральное место в казахстанской экономике, в прошлом году в этот сектор было направлено около $10 млрд, в том числе 83% ≈ в добычу и 17% — в разведку.
Благодаря доходам от нефти и газа экономическая ситуация в Казахстане продолжает складываться достаточно благополучно. В то же время мы должны повысить уровень эффективности и экономической отдачи топливно-энергетического и добывающего секторов экономики, использовать эти сектора для опережающего развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, непосредственно связанных с добывающими отраслями. Ускоренное развитие нефтегазовой промышленности должно стать локомотивом социально-экономического развития Казахстана. Нефтяные проекты должны также предоставлять работу для местных кадров и обеспечивать местную промышленность рынком, поощряя к дальнейшему росту. Причем Казахстан, поставивший и достигающий больших целей, может определять благополучие и процветание всего региона. Это обеспечит дальнейшую модернизацию и диверсификацию экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста.
Экономические взаимоотношения Республики Казахстан с мировым сообществом из года в год укрепляются и расширяются, что дает повод и далее с оптимизмом смотреть в будущее.
В сфере топливно-энергетического комплекса крупнейшие государства мира — США, Россия и Китай признали Казахстан стратегическим партнером. Углубление и развитие отношений с данными странами ≈ одно из важнейших направлений внешней политики Казахстана. Мы заинтересованы в продолжении и укреплении сотрудничества, осуществляемого на двустороннем и многостороннем уровнях в рамках таких региональных организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.
Дальнейшему развитию межгосударственного сотрудничества в нефтегазовой сфере будут способствовать совершенствование договорно-правовой базы и активизация совместной работы на крупных месторождениях углеводородного сырья.
Мы стремимся также к проведению согласованной политики в сфере транспортировки нефти и газа, сближению методологических принципов формирования тарифов на транзит нефтегазовых ресурсов.
В Казахстане расширяют свою деятельность зарубежные нефтяные компании, хорошо известные в мире. В их числе российская нефтяная компания ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", начавшая свою деятельность в Республике еще в 1995 г. Компания ежегодно наращивает работу в месторождениях углеводородного сырья, в том числе по совместным проектам, участвует в четырех геолого-разведочных проектах на континентальном шельфе Каспия, семи проектах по добыче на суше и в Каспийском трубопроводном консорциуме. В настоящее время ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" добывает в Республике Казахстан до 6 млн т нефти в год, к 2010 г. намерена добывать до 8 млн т в год. Объем капиталовложений данной компании в экономику Казахстана превысил 4 млрд долларов США.
В Казахстане зарубежные компании в основном активно работают в нефтегазовой отрасли, но мы хотели бы видеть предприятия крупного, среднего и малого бизнеса с мировым опытом в сфере обслуживания и в других обрабатывающих отраслях экономики. Объединение усилий мировых транснациональных инжиниринговых и специализированных обслуживающих компаний способствовало бы быстрому экономическому росту в Казахстане. Стоит задача — за счет стратегической отрасли, каковым является нефтегазовый сектор, поднять экономику в целом и другие отрасли в частности. Необходимое финансирование для модернизации страны должны приносить не только доходы от нефтяного экспорта и налоги.
Согласно Конституции Республики Казахстан недра находятся в государственной собственности, и мы не должны допускать возможности превращения их в предмет спекуляции.
Правительство Республики Казахстан устанавливает самые жесткие требования по экологической безопасности и минимальному воздействию на окружающую среду. С целью предупреждения экологических бедствий Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан разработаны нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области предупреждения нефтяных разливов на море и внутренних водоемах.
Мы проводим постоянную, целенаправленную работу по совершенствованию законодательных актов в части недропользования и проведения нефтяных операций. В Закон Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" включена норма о приоритетном праве Казахстана на приобретение долей участия в контрактах и в соглашениях о разделе продукции при их реализации для обеспечения экономической безопасности страны в условиях явной активизации сделок по продаже активов в области недропользования.
Приняты Закон Республики Казахстан "О соглашениях о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море", Закон Республики Казахстан "О внесении изменений в Налоговый кодекс", которым предусмотрено снижение налоговой нагрузки по соглашениям о разделе продукции. Проводимая политика по совершенствованию законодательства направлена на создание определенной гибкости налоговой системы при соблюдении баланса интересов сторон.
Для обеспечения защиты экономических интересов Республики Казахстан при совершении сделок в отношении права недропользования, включая сделки в отношении прав собственности в юридическом лице — обладателе права недропользования, в Закон Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" введено новое понятие "концентрация прав".
Концентрация прав может иметь место как в рамках контракта, так и в части концентрации прав на проведение операций у одного лица или у группы лиц из одной стороны. В Законе Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" установлена процедура выдачи разрешений на передачу права недропользования, которая наделяет компетентный орган (Минэнерго) правом отказа в выдаче разрешения при передаче права недропользования, если такая передача повлечет ущерб интересам национальной безопасности страны.
Таким образом, эти законопроекты будут способствовать защите интересов национальной безопасности в сфере недропользования, упорядочению функций государственных органов в сфере недропользования и ускорению перехода организаций-недропользователей на полную утилизацию газа без ущерба экономике страны в интересах всех участников данных правоотношений.
Учитывая поступательное развитие страны, мы и дальше будем совершенствовать законодательство о нефти, о недрах и недропользовании.
В Казахстане недропользование осуществляется на контрактной основе. Законы Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" и "О нефти" устанавливают общие правила проведения операций по недропользованию, задачи и принципы законодательства, компетенцию исполнительных органов, порядок предоставления права недропользования и заключения контрактов, положения по охране недр и окружающей природной среды, условия безопасности населения и персонала, права и обязанности недропользователя.
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан является компетентным органом по заключению и исполнению контрактов на недропользование, готовит и организует конкурсы по предоставлению права недропользования на проведение разведки, добычи и совмещенной разведки и добычи.
Определение победителей конкурса, а также заключение компетентным органом контрактов на недропользование осуществляются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Победитель конкурса определяется на основе совокупности основных критериев, учитываются прежде всего срок начала и интенсивности проведения разведки, добычи, коэффициент извлечения полезных ископаемых, размеры платежей в бюджет и инвестиций. При подведении итогов конкурса приоритет отдается компаниям, которые смогут привнести современные технологии, имеют лучшие предложения по привлечению казахстанских кадров, товаров и услуг казахстанского происхождения, по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, сооружению инфраструктурных и иных объектов.
В прошлом году Министерством заключено 20 контрактов на проведение операций на разведку и (или) добычу углеводородного сырья. В соответствии с программой освоения КСКМ подписаны два соглашения о разделе продукции: с компанией "Оман Ойл Компани Лимитед" по месторождению "Жемчужина" и с ЗАО "НК "КазМунайГаз" и ОАО "НК "Роснефть" по структуре Курмангазы. Продолжается работа над проектом контракта на проведение разведки углеводородного сырья на участке "Жамбыл" и соглашением о разделе продукции по участку "Н".
В то же время следует отметить, что ни в один контракт не были внесены изменения без согласия сторон. К ранее заключенным контрактам до окончания срока их действия будет применяться законодательство, действовавшее в момент заключения контракта. Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение недропользователя, не применяются к контрактам, выданным и заключенным до принятия таких изменений и дополнений.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан приступило к внедрению Единой государственной системы мониторинга, одного из этапов создания системы управления недропользованием страны (ЕГСМ НП). Внедряемая система ЕГСУ НП даст возможность контролировать все операции в сфере недропользования, начиная от конкурсных процедур и заканчивая мониторингом выполнения недропользователями лицензионно-контрактных обязательств, обеспечит прозрачность добывающей промышленности, повысит ее вклад в решение задач социально-экономического и индустриально-инновационного развития Казахстана.
Данный номер журнала выходит накануне крупной международной выставки "КИОЖЕ-2006" в городе Алматы, которая проводится уже 14-й раз. Высокий уровень организации и авторитет выставки привлекают все больше внимания участников и гостей, собирают производителей мирового уровня, подтверждая возрастающий интерес к Казахстану как к равноправному партнеру мирового сообщества. Выражаю общую надежду, что выставка внесет достойный вклад в развитие интеграционных процессов между Республикой Казахстан и мировым сообществом, послужит дальнейшему расширению сотрудничества и делового партнерства.
В связи с этим, приглашая к сотрудничеству, хотелось бы довести до сведения участников и гостей выставки, что в Казахстане каждое месторождение, крупное или мелкое, ≈ это потенциальная база развития предпринимательства: от сферы бытовых услуг и до самого современного программного обеспечения. При участии в решении этих вопросов наша страна ≈ надежный стратегический партнер в долгосрочной перспективе.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан будет всячески содействовать укреплению контактов отечественного бизнеса с зарубежными партнерами, поиску возможностей расширения экспорта, развитию инвестиционной интеграции. От имени Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан разрешите приветствовать всех участников и гостей выставки, являющейся одним из значимых событий в нефтегазовой сфере Казахстана, пожелать всем новых успехов, установления взаимовыгодных связей и процветания.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Республика Казахстан готова к диалогу и сотрудничеству, в дальнейшем будет прилагать все усилия по обеспечению необходимых условий для привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль страны и выполнению принятых обязательств по международному и национальному праву.

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА