Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Качество окружающей среды определяет качество нашей жизни

Н.А. Искаков, министр охраны окружающей среды Республики Казахстан


- В своих выступлениях Вы говорили о том, что намерены в корне изменить стиль работы Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан. Что побудило Вас принять такое решение? И что уже сделано Вами в этом направлении, а что Вы планируете на ближайшее время?

- Основной задачей Министерства является улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества.
Фундаментом для решения этой задачи должна стать соответствующая законодательная база. В этом направлении Министерством за последние годы немало сделано, и преемственность действий будет сохранена.
Однако поставленная главой государства большая задача по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира заставляет нас пересмотреть приоритеты и искать новые организационные формы и практические меры по достижению этой цели в экологической сфере. Что уже сделано и что мы намечаем?
Пересмотрена структура центрального аппарата Министерства. Без увеличения численности за счет перераспределения работников созданы управление экологических проблем, управление нормирования и экономики природопользования, управление правовой политики, отдел экологического мониторинга.
Министерство вышло на новый уровень диалога с природопользователями ≈ подписание меморандумов о взаимодоверии и сотрудничестве предполагает прозрачность отношений между государственными органами и промышленными предприятиями. В настоящее время подписано 11 таких документов с крупными природопользователями. Кроме собственных мер воздействия, мы прорабатываем вопрос о создании рабочей группы по охране окружающей среды в Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.
Руководствуясь принципами стратегического планирования, мы составили сетевой график работы Министерства на текущий год, в котором по дням расписаны важнейшие мероприятия и события не только по центральному аппарату, но и всем территориальным подразделениям. Прозрачность, четкий контроль за своевременной и полной реализацией графика позволят не только проследить рост эффективности нашей работы, но и внести коррективы в некоторые инструменты и подходы.
Составлен реестр экологических проблем республиканского и местного уровней. Немаловажным является то, что мы обобщили все депутатские запросы и пожелания, касающиеся экологических проблем. В реестрах отражены наиболее специфические и злободневные вопросы. Например, в Алматы и Усть-Каменогорске ≈ это загрязнение воздуха, в западном регионе ≈ добыча углеводородного сырья. Сейчас разрабатываются специальные региональные программы по их решению, которые лягут в основу будущих бюджетных заявок.
Для развития новых и более качественных отношений между государственными органами и общественностью мы продолжим активное взаимодействие с экологическими НПО, с 15 из которых уже подписаны декларации о взаимном сотрудничестве.
Во всем мире неукоснительно действует принцип: чем больше природопользователь загрязняет окружающую среду, тем больше он должен платить. Однако сегодня у нас этот верный принцип нарушен.
Платежи включаются в тарифы на выпускаемую природопользователем продукцию, и получается, что особых забот это ему не доставляет, так как в результате платит потребитель. Вместе с Агентством по регулированию естественных монополий мы прорабатываем возможность исключения платежей из тарифов и взимания их из чистой прибыли природопользователя. Кстати, это окажет положительное воздействие и на урегулирование инфляционных процессов. Много вопросов остается в разрешительной системе. Мы намерены внедрить такую форму работы с крупными природопользователями, как публичные общественные слушания перед получением разрешений. Люди должны знать, чего добиваются природопользователи, а мы должны знать, как относятся жители регионов к их намерениям.
Говоря о публичности, способствующей прозрачности нашей работы, мы внедряем не практиковавшуюся ранее форму публичных отчетов руководителей наших территориальных подразделений перед населением. Уже первый опыт такого отчета, проведенного в Актобе, показал его необходимость и важность. Действительно, где еще житель может получить ответ на волнующий его вопрос, касающийся экологии, как не на публичной встрече с руководителем территориального управления?
Большое внимание уделяем научным разработкам в области охраны окружающей среды. В этом году мы завершим создание трехтомного национального Экологического атласа Республики Казахстан, два тома которого уже готовы. Для сравнения скажу, что в России подготовлен только первый том из четырех.
Проводятся исследования на военно-испытательных полигонах и космодроме "Байконур", изучаются проблемы взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья населения, в Северном и Восточном Казахстане обследуется радиационная обстановка.

- Главой государства поставлена задача: в 2006 г. должен быть принят Экологический кодекс. Что представляет собой этот документ, каковы основные преследуемые цели и задачи? На какой стадии в настоящее время находится работа над ним?

- Глава государства в Послании народу Казахстана 2006 г., касаясь охраны окружающей среды, обозначил, что к 2010 г. должны быть созданы основные экологические стандарты устойчивого развития общества. Для этого в 2006 г. должен быть принят Экологический кодекс, направленный на гармонизацию нашего экологического законодательства с передовыми международными актами, переход на новые стандарты, совершенствование системы государственного контроля.
Необходимость кодификации законодательства в области охраны окружающей среды вызвана следующими основными причинами:
∙ потребностью в создании системы охраны окружающей среды, соответствующей новым условиям и задачам, стоящим перед Республикой Казахстан;
∙ актуальностью создания законодательной базы для обеспечения устойчивого развития страны;
∙ необходимостью сближения со стандартами мирового сообщества в преддверии вступления в ВТО;
∙ отсутствием систематичности в существующей законодательной и нормативной базе по вопросам охраны окружающей среды;
∙ наличием законодательных "пробелов" в важнейших вопросах, касающихся охраны окружающей среды.
Всего при разработке проекта Экологического кодекса использовано около 20 рекомендательных и руководящих документов различных международных организаций, 14 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законов других государств, Модельный кодекс СНГ, утвержденный Межпарламентской ассамблеей СНГ, более 200 нормативных правовых актов казахстанского законодательства.
Проект Экологического кодекса предусматривает внесение существенных изменений в принятую в Казахстане систему охраны окружающей среды.
Среди новшеств нужно выделить в первую очередь следующие: законодательно утверждаются принципы устойчивого развития; экологические разрешения будут выдаваться сроком на 3—5 лет взамен ежегодных; количество выдаваемых видов лицензий сократится с трех до одного; система платежей будет основываться на единых для всех базовых ставках с учетом региональных и отраслевых коэффициентов, при условии сокращения перечня веществ, по которым взимаются эти платежи.
Основным приоритетом деятельности системы государственной экологической экспертизы станет выдача экологических разрешений, в рамках которых должны быть определены все основные требования к природопользователю, включая задачи по технологическому совершенствованию и внедрению наилучших доступных технологий.
Кроме того, экологическое нормирование будет использовать гибкие целевые показатели качества окружающей среды, а также технико-экологические нормативы; вводятся нормы по праву собственности на отходы, а система классификации и нормирования отходов приводится в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза.
По проекту Экологического кодекса в систему расчета ущерба вводится понятие прямых методов, которым отдается приоритет; вводятся дополнительные меры стимулирования природопользователей для внедрения эффективных природоохранных мероприятий; вводится совершенно новый механизм конкурса природоохранных проектов; повышается роль производственного экологического контроля и обеспечиваются стимулы к его развитию.
По проекту Экологического кодекса были проведены научная, правовая, государственная экологическая экспертизы.

- Каковы основные нарушения, допускаемые природопользователями? Как Министерство борется с нарушителями? Удается ли использовать взимаемые с природопользователей штрафы и платежи на экологические нужды?

- Основными нарушениями, допускаемыми природопользователями при производственной деятельности, являются отклонение от технических решений (проектов) или их несоблюдение, нарушение лицензионно-контрактных условий в части охраны окружающей среды, невыполнение условий природопользования, указанных в заключениях государственной экологической экспертизы, разрешениях на природопользование.
Выявление и принятие мер по нарушениям природоохранного законодательства осуществляются путем контрольно-профилактической работы с природопользователями.
Суть данной работы заключается в комплексном подходе, так как уже на первоначальном этапе производственной деятельности любого предприятия в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан "Об экологической экспертизе" при получении или разработке разрешительной, технической, проектной, предпроектной документации данные материалы проходят процедуру обязательной государственной экологической экспертизы. С этого момента начинается контроль со стороны органов охраны окружающей среды за соблюдением природопользователями требований природоохранного законодательства.
Как Комитет природоохранного контроля, являющийся органом государственного контроля в области охраны окружающей среды, так и областные экологические инспекции имеют утвержденные планы инспекционных проверок на текущий год, в соответствии с которыми производятся плановые проверки предприятий.
По истечении отчетного периода рас сматриваются выявленные нарушения, производится анализ принятых мер инспекторского реагирования, эффективности работы каждой инспекции и инспекционной службы в целом по Республике.
Взимаемые штрафы, финансовые средства по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде, нормативные платежи за природопользование направляются в областные бюджеты. Не могу не сказать о том, что нас тревожит использование получаемых платежей. В 2004 г. на природоохранные мероприятия израсходован 21% от поступивших средств, а в 2005 г. ≈ только 15%. Известны и наиболее отличившиеся "лидеры". В Западно-Казахстанской области за последние три года уровень использования средств снизился с 22% до 7% в 2004 г. и 4,4% в 2005 г., в Южно-Казахстанской области ≈ с 58% до 11%, в актюбинской области за три года больше 3% не достигали.
А ведь в идеале вся сумма поступивших в бюджет по экологическим платежам средств должна направляться на оздоровление окружающей среды.

- Кроме Экологического кодекса, Министерство готовит законопроекты, способствующие вступлению Республики во Всемирную торговую организацию. Расскажите, пожалуйста, о них.

- Помимо проекта Экологического кодекса, разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам технического регулирования", которым вносятся поправки в законы Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" и "Об охране атмосферного воздуха".
Необходимость разработки этого законопроекта обусловлена реформированием действующей системы технического регулирования и предстоящим вступлением Казахстана в ВТО, основным требованием которой является осуществление внешнеторговой деятельности в соответствии с международными правилами и положениями.
Следует отметить, что основным разработчиком и координатором указанного законопроекта является Министерство индустрии и торговли. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Правительства Республики Казахстан.
В настоящее время Министерство разрабатывает также проект закона "О присоединении Республики Казахстан к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.
С присоединением к данной Конвенции Казахстан возьмет на себя обязательства по уничтожению источников стойких органических загрязнителей (далее ≈ СОЗ) и восстановлению территорий, загрязненных ими. Целью разрабатываемого законопроекта является охрана здоровья человека и окружающей среды от стойких органических загрязнителей.
В результате принятия Закона Республики Казахстан "О присоединении Республики Казахстан к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях" предполагаются:
∙ запрещение экспорта, импорта, производства СОЗ-содержащих веществ в Республике Казахстан;
∙ прекращение использования оборудования, содержащего полихлорированные дифенилы (т.е. трансформаторы, конденсаторы или другие приемники, содержащие жидкие остатки веществ) к 2025 г.;
∙ принятие мер по уменьшению непреднамеренных выбросов СОЗ;
∙ приложение усилий для разработки соответствующих стратегий по выявлению участков, зараженных СОЗ.
Ратификация Стокгольмской конвенции позволит Казахстану на законных основаниях приступить к выполнению обязательств по ней. У Казахстана появится доступ к международным финансовым, информационным и технологическим ресурсам, поскольку оказание своевременной технической помощи и передача технологий развивающимся странам и странам с переходной экономикой является важнейшим условием успешного осуществления Конвенции.
В завершение напомню, что сегодня одной из самых серьезных, глобальных проблем является изменение климата на планете. Вопрос о ратификации Киотского протокола Казахстаном рассмотрен на заседании Комиссии по стабилизации качества окружающей среды. Проведены парламентские слушания.
Рекомендации слушаний по поручению Правительства были рассмотрены в шести заинтересованных министерствах, и в настоящее время ведется работа по их реализации. Нами отправлено в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата сообщение о намерении выступить на конференции сторон в Найроби (Кения) с заявлением о позиции Казахстана по Киотскому протоколу.

15.10.2006
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА