media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Качество окружающей среды определяет качество нашей жизни

Н.А. Искаков, министр охраны окружающей среды Республики Казахстан


- В своих выступлениях Вы говорили о том, что намерены в корне изменить стиль работы Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан. Что побудило Вас принять такое решение? И что уже сделано Вами в этом направлении, а что Вы планируете на ближайшее время?

- Основной задачей Министерства является улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества.
Фундаментом для решения этой задачи должна стать соответствующая законодательная база. В этом направлении Министерством за последние годы немало сделано, и преемственность действий будет сохранена.
Однако поставленная главой государства большая задача по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира заставляет нас пересмотреть приоритеты и искать новые организационные формы и практические меры по достижению этой цели в экологической сфере. Что уже сделано и что мы намечаем?
Пересмотрена структура центрального аппарата Министерства. Без увеличения численности за счет перераспределения работников созданы управление экологических проблем, управление нормирования и экономики природопользования, управление правовой политики, отдел экологического мониторинга.
Министерство вышло на новый уровень диалога с природопользователями ≈ подписание меморандумов о взаимодоверии и сотрудничестве предполагает прозрачность отношений между государственными органами и промышленными предприятиями. В настоящее время подписано 11 таких документов с крупными природопользователями. Кроме собственных мер воздействия, мы прорабатываем вопрос о создании рабочей группы по охране окружающей среды в Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.
Руководствуясь принципами стратегического планирования, мы составили сетевой график работы Министерства на текущий год, в котором по дням расписаны важнейшие мероприятия и события не только по центральному аппарату, но и всем территориальным подразделениям. Прозрачность, четкий контроль за своевременной и полной реализацией графика позволят не только проследить рост эффективности нашей работы, но и внести коррективы в некоторые инструменты и подходы.
Составлен реестр экологических проблем республиканского и местного уровней. Немаловажным является то, что мы обобщили все депутатские запросы и пожелания, касающиеся экологических проблем. В реестрах отражены наиболее специфические и злободневные вопросы. Например, в Алматы и Усть-Каменогорске ≈ это загрязнение воздуха, в западном регионе ≈ добыча углеводородного сырья. Сейчас разрабатываются специальные региональные программы по их решению, которые лягут в основу будущих бюджетных заявок.
Для развития новых и более качественных отношений между государственными органами и общественностью мы продолжим активное взаимодействие с экологическими НПО, с 15 из которых уже подписаны декларации о взаимном сотрудничестве.
Во всем мире неукоснительно действует принцип: чем больше природопользователь загрязняет окружающую среду, тем больше он должен платить. Однако сегодня у нас этот верный принцип нарушен.
Платежи включаются в тарифы на выпускаемую природопользователем продукцию, и получается, что особых забот это ему не доставляет, так как в результате платит потребитель. Вместе с Агентством по регулированию естественных монополий мы прорабатываем возможность исключения платежей из тарифов и взимания их из чистой прибыли природопользователя. Кстати, это окажет положительное воздействие и на урегулирование инфляционных процессов. Много вопросов остается в разрешительной системе. Мы намерены внедрить такую форму работы с крупными природопользователями, как публичные общественные слушания перед получением разрешений. Люди должны знать, чего добиваются природопользователи, а мы должны знать, как относятся жители регионов к их намерениям.
Говоря о публичности, способствующей прозрачности нашей работы, мы внедряем не практиковавшуюся ранее форму публичных отчетов руководителей наших территориальных подразделений перед населением. Уже первый опыт такого отчета, проведенного в Актобе, показал его необходимость и важность. Действительно, где еще житель может получить ответ на волнующий его вопрос, касающийся экологии, как не на публичной встрече с руководителем территориального управления?
Большое внимание уделяем научным разработкам в области охраны окружающей среды. В этом году мы завершим создание трехтомного национального Экологического атласа Республики Казахстан, два тома которого уже готовы. Для сравнения скажу, что в России подготовлен только первый том из четырех.
Проводятся исследования на военно-испытательных полигонах и космодроме "Байконур", изучаются проблемы взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья населения, в Северном и Восточном Казахстане обследуется радиационная обстановка.

- Главой государства поставлена задача: в 2006 г. должен быть принят Экологический кодекс. Что представляет собой этот документ, каковы основные преследуемые цели и задачи? На какой стадии в настоящее время находится работа над ним?

- Глава государства в Послании народу Казахстана 2006 г., касаясь охраны окружающей среды, обозначил, что к 2010 г. должны быть созданы основные экологические стандарты устойчивого развития общества. Для этого в 2006 г. должен быть принят Экологический кодекс, направленный на гармонизацию нашего экологического законодательства с передовыми международными актами, переход на новые стандарты, совершенствование системы государственного контроля.
Необходимость кодификации законодательства в области охраны окружающей среды вызвана следующими основными причинами:
∙ потребностью в создании системы охраны окружающей среды, соответствующей новым условиям и задачам, стоящим перед Республикой Казахстан;
∙ актуальностью создания законодательной базы для обеспечения устойчивого развития страны;
∙ необходимостью сближения со стандартами мирового сообщества в преддверии вступления в ВТО;
∙ отсутствием систематичности в существующей законодательной и нормативной базе по вопросам охраны окружающей среды;
∙ наличием законодательных "пробелов" в важнейших вопросах, касающихся охраны окружающей среды.
Всего при разработке проекта Экологического кодекса использовано около 20 рекомендательных и руководящих документов различных международных организаций, 14 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законов других государств, Модельный кодекс СНГ, утвержденный Межпарламентской ассамблеей СНГ, более 200 нормативных правовых актов казахстанского законодательства.
Проект Экологического кодекса предусматривает внесение существенных изменений в принятую в Казахстане систему охраны окружающей среды.
Среди новшеств нужно выделить в первую очередь следующие: законодательно утверждаются принципы устойчивого развития; экологические разрешения будут выдаваться сроком на 3—5 лет взамен ежегодных; количество выдаваемых видов лицензий сократится с трех до одного; система платежей будет основываться на единых для всех базовых ставках с учетом региональных и отраслевых коэффициентов, при условии сокращения перечня веществ, по которым взимаются эти платежи.
Основным приоритетом деятельности системы государственной экологической экспертизы станет выдача экологических разрешений, в рамках которых должны быть определены все основные требования к природопользователю, включая задачи по технологическому совершенствованию и внедрению наилучших доступных технологий.
Кроме того, экологическое нормирование будет использовать гибкие целевые показатели качества окружающей среды, а также технико-экологические нормативы; вводятся нормы по праву собственности на отходы, а система классификации и нормирования отходов приводится в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза.
По проекту Экологического кодекса в систему расчета ущерба вводится понятие прямых методов, которым отдается приоритет; вводятся дополнительные меры стимулирования природопользователей для внедрения эффективных природоохранных мероприятий; вводится совершенно новый механизм конкурса природоохранных проектов; повышается роль производственного экологического контроля и обеспечиваются стимулы к его развитию.
По проекту Экологического кодекса были проведены научная, правовая, государственная экологическая экспертизы.

- Каковы основные нарушения, допускаемые природопользователями? Как Министерство борется с нарушителями? Удается ли использовать взимаемые с природопользователей штрафы и платежи на экологические нужды?

- Основными нарушениями, допускаемыми природопользователями при производственной деятельности, являются отклонение от технических решений (проектов) или их несоблюдение, нарушение лицензионно-контрактных условий в части охраны окружающей среды, невыполнение условий природопользования, указанных в заключениях государственной экологической экспертизы, разрешениях на природопользование.
Выявление и принятие мер по нарушениям природоохранного законодательства осуществляются путем контрольно-профилактической работы с природопользователями.
Суть данной работы заключается в комплексном подходе, так как уже на первоначальном этапе производственной деятельности любого предприятия в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан "Об экологической экспертизе" при получении или разработке разрешительной, технической, проектной, предпроектной документации данные материалы проходят процедуру обязательной государственной экологической экспертизы. С этого момента начинается контроль со стороны органов охраны окружающей среды за соблюдением природопользователями требований природоохранного законодательства.
Как Комитет природоохранного контроля, являющийся органом государственного контроля в области охраны окружающей среды, так и областные экологические инспекции имеют утвержденные планы инспекционных проверок на текущий год, в соответствии с которыми производятся плановые проверки предприятий.
По истечении отчетного периода рас сматриваются выявленные нарушения, производится анализ принятых мер инспекторского реагирования, эффективности работы каждой инспекции и инспекционной службы в целом по Республике.
Взимаемые штрафы, финансовые средства по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде, нормативные платежи за природопользование направляются в областные бюджеты. Не могу не сказать о том, что нас тревожит использование получаемых платежей. В 2004 г. на природоохранные мероприятия израсходован 21% от поступивших средств, а в 2005 г. ≈ только 15%. Известны и наиболее отличившиеся "лидеры". В Западно-Казахстанской области за последние три года уровень использования средств снизился с 22% до 7% в 2004 г. и 4,4% в 2005 г., в Южно-Казахстанской области ≈ с 58% до 11%, в актюбинской области за три года больше 3% не достигали.
А ведь в идеале вся сумма поступивших в бюджет по экологическим платежам средств должна направляться на оздоровление окружающей среды.

- Кроме Экологического кодекса, Министерство готовит законопроекты, способствующие вступлению Республики во Всемирную торговую организацию. Расскажите, пожалуйста, о них.

- Помимо проекта Экологического кодекса, разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам технического регулирования", которым вносятся поправки в законы Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" и "Об охране атмосферного воздуха".
Необходимость разработки этого законопроекта обусловлена реформированием действующей системы технического регулирования и предстоящим вступлением Казахстана в ВТО, основным требованием которой является осуществление внешнеторговой деятельности в соответствии с международными правилами и положениями.
Следует отметить, что основным разработчиком и координатором указанного законопроекта является Министерство индустрии и торговли. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Правительства Республики Казахстан.
В настоящее время Министерство разрабатывает также проект закона "О присоединении Республики Казахстан к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.
С присоединением к данной Конвенции Казахстан возьмет на себя обязательства по уничтожению источников стойких органических загрязнителей (далее ≈ СОЗ) и восстановлению территорий, загрязненных ими. Целью разрабатываемого законопроекта является охрана здоровья человека и окружающей среды от стойких органических загрязнителей.
В результате принятия Закона Республики Казахстан "О присоединении Республики Казахстан к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях" предполагаются:
∙ запрещение экспорта, импорта, производства СОЗ-содержащих веществ в Республике Казахстан;
∙ прекращение использования оборудования, содержащего полихлорированные дифенилы (т.е. трансформаторы, конденсаторы или другие приемники, содержащие жидкие остатки веществ) к 2025 г.;
∙ принятие мер по уменьшению непреднамеренных выбросов СОЗ;
∙ приложение усилий для разработки соответствующих стратегий по выявлению участков, зараженных СОЗ.
Ратификация Стокгольмской конвенции позволит Казахстану на законных основаниях приступить к выполнению обязательств по ней. У Казахстана появится доступ к международным финансовым, информационным и технологическим ресурсам, поскольку оказание своевременной технической помощи и передача технологий развивающимся странам и странам с переходной экономикой является важнейшим условием успешного осуществления Конвенции.
В завершение напомню, что сегодня одной из самых серьезных, глобальных проблем является изменение климата на планете. Вопрос о ратификации Киотского протокола Казахстаном рассмотрен на заседании Комиссии по стабилизации качества окружающей среды. Проведены парламентские слушания.
Рекомендации слушаний по поручению Правительства были рассмотрены в шести заинтересованных министерствах, и в настоящее время ведется работа по их реализации. Нами отправлено в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата сообщение о намерении выступить на конференции сторон в Найроби (Кения) с заявлением о позиции Казахстана по Киотскому протоколу.

15.10.2006
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА