media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

В связи с неблагоприятной ситуацией, связанной со вспышкой коронавируса в России и в мире, с целью обеспечить благополучие и безопасность наших слушателей, докладчиков, партнеров и сотрудников, организаторы приняли решение провести ближайшие мероприятия в онлайн-режиме.

Следите за расписанием на сайте!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Модели реформирования рынка на этапе переходного периода: положительные и отрицательные примеры зарубежных энергетических рынков

С. Белобородов, первый заместитель генерального директора ООО "ЕвроСибЭнерго"

 

В течение последних нескольких лет активно обсуждается проблема старения генерирующих мощностей в Российской Федерации. За последние десять лет фактически отсутствовал ввод новых генерирующих мощностей. Без принятия экстренных мер энергетический кризис должен произойти, по разным оценкам, в 2003-2005 гг.

Таким образом, основной объявленной целью проведения реформы электроэнергетики называлось привлечение инвестиций в строительство новых генерирующих мощностей. Также предполагалось, что основной объем финансовых средств предоставят западные инвесторы.

Фундаментом решения поставленной цели является законодательная и нормативная база. Пакет законов об электроэнергии, вступивших в силу, объявляет базовым принципом реформирования электроэнергетики создание рынка электроэнергии. Функции по конкретизации переданы законами Правительству РФ.

В вопросе реформирования электроэнергетики Российская Федерация имеет определенные преимущества, так как имеет возможность ознакомиться с опытом реформ в различных странах.

Рассмотрим опыт реформирования электроэнергетики в Великобритании, странах Скандинавии, США/штат Калифорния. На основе опыта данных стран рассмотрим ряд вопросов, связанных с динамикой цен на электроэнергию и инвестициями в новые генерирующие мощности, и определим применимость различных моделей энергорынка для внедрения в Российской Федерации.

Калифорния

Рынок в Калифорнии — обязательный пул. Все обязаны торговать на энергетической бирже, прямые долгосрочные договора между производителями и потребителями запрещены.

Результат — инвестиции не пришли. Рост цен на электроэнергию ≈ в десятки раз. Закрытие рынка.

Скандинавия (Норд пул)

Рынок в Скандинавии — добровольный пул. Производители и потребители имеют право заключать прямые двусторонние долгосрочные договора вне энергетической биржи. По прямым договорам продается более 75% всей электроэнергии.

Результат — инвестиции в строительство новых генерирующих мощностей не пришли. Рост цен на бирже. Цены зимой 2002/03 г. выросли в 5 раз, однако энергетическая система оказалась более устойчивой, так как более 75% электроэнергии продается вне биржи, по согласованным между сторонами договора ценам.

С целью увеличить предложение электроэнергии на рынке без строительства новых генерирующих мощностей на рынок допускаются генерирующие мощности соседних стран (строительство энергетической пирамиды).

Великобритания

Первоначально рынок в Англии и Уэльсе — обязательный пул. В 2001 г. Англия и Уэльс отказались от обязательного пула и внедрили рынок "прямых" договоров (система НЭТА). Одной из основных причин было незначительное влияние со стороны спроса (потребителей) на формирование цены на электроэнергию. В настоящее время по прямым договорам продается более 95% всей электроэнергии. Основой данного рынка является система самодиспетчеризации.

Результат — открытие и разработка в Северном море месторождений природного газа, а также радужные ожидания инвесторов от запуска рынка привели к первоначальным существенным инвестициям в строительство новых генерирующих мощностей, основанных на сжигании природного газа. Приоритет по использованию в качестве топлива был отдан природному газу из-за его относительной дешевизны по сравнению с углем. Со временем ожидания инвесторов не оправдались, инвестиции прекратились. На данный момент цены ниже, чем до внедрения рынка. Также стоит отметить значительное снижение цен после внедрения системы НЭТА.

Прогноз: энергосистема Великобритании на данный момент имеет значительные резервы мощности, в течение ограниченного промежутка времени положительное сальдо мощностей в результате вывода неэффективных электростанций исчезнет, что, в свою очередь, приведет к росту цен.

Выводы. Проанализировав опыт реформирования электроэнергетики, можно сделать вывод о том, что внедрение рынка электроэнергии не является инструментом для привлечения инвестиций в новые генерирующие мощности. Эйфория у западных инвесторов прошла в результате отрицательного опыта инвестиций, и поэтому они будут осторожны в дальнейшем.

Российская Федерация

Модель рынка электроэнергии, предлагаемая РАО "ЕЭС России", по своей сути является системой обязательного пула. Прямые долгосрочные договора между производителями и потребителями вне пула запрещены. Декларируется возможность заключения подобных договоров на бирже, однако система узловых цен, внедряемая в модели, делает невозможным прогнозирование цены на электроэнергию по этим договорам даже на сутки вперед. А следовательно, прямые долгосрочные договора становятся просто фикцией.

Таким образом, предлагаемая модель рынка не создает стимулов для инвестиций в электроэнергетику, а следовательно, не решает поставленную задачу.

Модель рынка электроэнергии, разрабатываемая в Администраторе торговой системы (АТС), предполагает добровольное участие потребителей как в секторе прямых долгосрочных договоров, так и в биржевой торговле. Таким образом, по своей сути она должна являться системой добровольного пула. Данная модель находится в стадии разработки.

В 2001 г. в результате работы экспертной и рабочей групп по реформированию электроэнергетики Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) были выработаны и согласованы с экспертами РАО "ЕЭС России" следующие обязательные условия запуска рынка электроэнергии:

  • наличие необходимого технически обоснованного резерва мощностей;
  • достижение стабильно высокого уровня (не менее 85%) реальной оплаты денежными средствами, достаточного для обеспечения ликвидности расчетов на рынке между всеми его участниками (остальные 15% — ликвидными векселями);
  • отмена перекрестного субсидирования;
  • формирование эффективного государственного режима антимонопольного регулирования, осуществляющего выявление аффилированности компаний-субъектов рынка электроэнергии, контроль над их деятельностью и применение мер регулятивного воздействия в случае выявления фактов злоупотребления ими рыночным положением;
  • наличие рынка топлива;
  • развитость сетевого хозяйства;
  • обеспечение условий для эффективной конкуренции на оптовом и розничном рынках электроэнергии с точки зрения подготовленности системы государственного регулирования и проведенных структурных изменений;
  • наличие нормативно-правовой базы.

К сожалению, ни одно из условий на данный момент не выполнено.

Итак, основной задачей на текущем этапе является подготовка условий для запуска рыночных механизмов. Только по вопросу разработки нормативно-правовой базы реформы Правительству РФ необходимо подготовить и принять около 50 основополагающих документов.

Предложения. Электроэнергетика является базовой отраслью российской экономики. От роста цен на ее услуги во многом зависят темпы роста экономики РФ.

Президент РФ поставил задачу увеличить ВВП в два раза к 2010 г. Решение данной задачи невозможно без привлечения значительных инвестиций в российскую экономику, строительства, в том числе заводов и электростанций.

Базовым требованием для предоставления инвестиций является наличие долгосрочных договоров на поставку электроэнергии между потребителями и поставщиками.

Таким образом, модель рынка электроэнергии должна включать в себя в обязательном порядке:

  • возможность заключения долгосрочных двусторонних договоров между производителями и потребителями электроэнергии по предсказуемым ценам (включая плату за транзит по сетям);
  • обеспечение инвестиционной привлекательности регионов РФ учетом их особенностей;
  • добровольность участия потребителей и производителей в биржевой торговле.

 

 

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА