Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

О механизме гарантированных инвестиций в электроэнергетике

Кравченко В.М., Председатель правления, НП "Совет рынка"

В.М. Кравченко, директор Департамента электроэнергетики Минпромэнерго России

 

- Вячеслав Михайлович, Постановление Правительства РФ относительно механизма гарантирования инвестиций было принято еще в декабре 2005 г., а первый конкурс по площадке в Тарко-Сале был объявлен Росэнерго только в июне текущего года. Почему так затянулась работа?

- Идея механизма гарантирования инвестиций имеет достаточно непростую историю. Мы долго обсуждали концепцию этого инструмента привлечения инвестиций. Наконец в конце 2005 г. вышло Постановление Правительства России касательно этого. Еще год ушел на согласование с ведомствами необходимой нормативно-правовой базы: были разработаны и в июне 2006 г. утверждены приказом Минпромэнерго правила проведения конкурсов и правила определения величины необходимой установленной генерирующей мощности генерирующих объектов, а также их территориальное расположение, сроки создания и ввода в эксплуатацию. Скажу откровенно, мы долго дискутировали с коллегами из ведомств по поводу площадок. И только в 2007 г. нам удалось принять решения по конкретным площадкам. Возможно, процесс выглядит затянутым, но, уверен, излишняя поспешность не принесла бы пользы. В настоящее время объявлены конкурсы по трем площадкам: площадка в районе подстанции Тарко-Сале (Тюменская энергосистема) мощностью 1 000-1 200 МВт, площадка Уренгойской ГРЭС в Ямало-Ненецком автономном округе мощностью, равной 1 000-1 200 МВт и площадка в районе Серовской ГРЭС в Свердловской области, мощность которой составляет 600-660 МВт. За счет данного источника на развитие тепловой генерации планируется привлечь около 141 млрд руб. с обеспечением новых вводов в период 2010-2013 гг.

- Каковы основные принципы конкурсной процедуры?

- Основными принципами проведения конкурсов являются справедливость и "прозрачность" процедур проведения конкурсов, открытость информации о них и конкуренция инвестиционных проектов. Условия конкурса включают требования, предъявляемые к объекту генерации, квалификационные требования к участникам, критерий выбора победителя конкурса — наименьшая стоимость инвестпроекта, включая алгоритм ее определения, а также предельную стоимость инвестиционных проектов.

- Кто непосредственно отвечает за проведение конкурсов?

- Организатор конкурса — Федеральное агентство по энергетике, подведомственное Минпромэнерго. На основании принятого последним решения об определении величины необходимой установленной генерирующей мощности объектов генерации, а также территориального расположения этих объектов и сроков, в течение которых они должны быть построены, Росэнерго назначает времея проведения конкурса с учетом обычной продолжительности строительства генерирующих объектов.

- С чего начинается подготовка конкурса?

- В течение 15 рабочих дней с момента принятия решения о сроках проведения конкурса Росэнерго формирует конкурсную комиссию, в состав которой на паритетных началах входят представители от Минпромэнерго и Минэкономразвития, от ФСТ и Системного оператора. Кроме того, в октябре 2006 г. была создана рабочая группа из представителей названных ведомств. Ее целью являлись подготовка конкурсной документации для работы конкурсной комиссии и проведение информационной кампании для привлечения широкого числа инвесторов.

- Каковы дальнейшие этапы конкурсной процедуры?

- На первом этапе выявляются участники предварительного квалификационного отбора, обладающие достаточными финансовыми возможностями для реализации инвестиционных проектов. На основании решения конкурсной комиссии Росэнерго публикует за 60 рабочих дней до окончания приема заявок в официальном публикаторе Минпромэнерго — газете "Еженедельник промышленного роста" — и на сайте www.minprom.gov.ru сообщение о проведении конкурса. Конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в предварительном квалификационном отборе на предмет соответствия требованиям, установленным в конкурсной документации. Срок рассмотрения заявок составляет не более 30 рабочих дней со дня окончания срока их приема. Результаты предварительного квалификационного отбора оформляются протоколом конкурсной комиссии. Мотивированные уведомления о предварительных результатах направляются участникам не позднее 15 рабочих дней от даты подписания протокола о предварительном квалификационном отборе. Одновременно с этим участникам конкурса, прошедшим отбор, высылаются приглашения к участию во втором этапе.

- В чем заключается второй этап?

- В период проведения второго этапа отбираются инвестиционные проекты, оцениваются технические и финансовые предложения. Не позднее 80 рабочих дней до даты окончания приема инвестпроектов Росэнерго организует конференцию для участников конкурса, прошедших первый этап, в рамках которой они знакомятся с положениями конкурсной документации. В техническом предложении должна содержаться, во-первых, информация о расположении объекта генерации и его установленной мощности, график выполнения работ по строительству объекта, график подготовки проектно-сметной документации; во-вторых, технические, функциональные и дизайнерские характеристики генерирующего объекта; в-третьих, информация об используемом топливе; в-четвертых, данные о существенных факторах производства, а также иная информация, указанная в конкурсной документации. Финансовое предложение участника конкурса должно содержать величину ежегодной ставки платы за оказание услуг по формированию перспективного технологического резерва, ее обоснование, расчетный период оплаты услуг по формированию названного резерва; величину предлагаемых конкурсантом параметров формулы расчета тарифа на электроэнергию, производимую генерирующим объектом.

- Как определяется победитель конкурса?

- Победителя конкурса определяет конкурсная комиссия по результатам второго этапа, фиксирующая свое решение в заключительном протоколе не позднее трех рабочих дней с момента оформления протокола о результатах рассмотрения, оценки и сопоставления инвестпроектов. Критерий выбора победителя конкурса единственный — наименьшая стоимость проекта. Сообщение об итогах конкурса публикуется в официальном публикаторе Минпромэнерго — газете "Еженедельник промышленного роста" — и на сайте www.minprom.gov.ru.

- Что происходит после определения победителя?

- Реализация отобранного по итогам конкурса инвестиционного проекта осуществляется на основании договора, заключаемого между исполнителем инвестпроекта, организатором конкурса и Системным оператором не позднее 130 рабочих дней с момента подписания заключительного протокола о результатах проведения конкурса. Ежегодный размер платы за оказание услуг по формированию перспективного технологического резерва определяется как равный размеру ежегодной платы за оказание услуг по формированию перспективного технологического резерва, указанной в финансовом предложении победителя конкурса. Оплата указанных услуг производится Системным оператором наряду с возмещением исполнителю инвестпроекта уплаченных им платежей, внесенных в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности). Специфика МГИ состоит в том, что инвесторы вкладывают свои деньги под гарантию, предоставляемую им Системным оператором в виде обязательства по оплате услуги по формированию резерва. При этом оплата услуги реализуется только после введения мощностей в эксплуатацию.

- Скажите, а зачем вообще нужен МГИ, когда заработал ОРЭМ, определен срок его полной либерализации — 2011 год? Инвесторы в генерацию уже выстроились в очередь. Нужно ли, помимо существующих механизмов — выпуск допэмиссий акций тепловых генкомпаний, продажа долей в генкомпаниях стратегическим инвесторам, — дополнительный инструмент в виде МГИ?

- Чем больше будет у инвестора инструментов, тем лучше для него. Со своей стороны государство заинтересовано в ликвидации наиболее энергодефицитных участков ЕЭС, особенно там, где не удается привлечь инвесторов на типовых условиях. Сегодня затраты на строительство объектов генерации в условиях ОЭС Сибири и ОЭС Урала, а также в ряде случаев и в других ОЭС России при действующих тарифах не обеспечивают срок окупаемости проектов по строительству новых генерирующих мощностей менее десяти лет, что увеличивает неопределенность инвестора относительно возврата и окупаемости инвестиций. Кроме того, с помощью МГИ мы рассчитываем простимулировать развитие современной угольной генерации, которая на настоящий момент не является экономически привлекательной для инвесторов.

Журнал Энергорынок

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА