Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Эволюция тарифа

 

Российская газета

В этом году в России начала внедряться принципиально новая система тарифного регулирования для распределительных сетевых компаний, которая в скором будущем полностью изменит принципы и идеологию работы естественных монополий. Она основана на методике доходности на задействованный капитал — RAB (от англ. regulatory asset base — регулируемая база задействованного капитала).

Какой ожидается эффект от внедрения RAB, как будет организована работа сетей и регулирующих органов, об этом корреспонденту "Российской газеты" рассказал руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков.

- Сергей Геннадьевич, с чем связано решение о переводе электросетевых компаний на новую систему тарифообразования?

- Объем накопленных нерешенных вопросов в энергетике и в частности в сетевом комплексе достаточно велик. Вы знаете, что инвестиционные потребности компаний растут каждый год, количество заявок на присоединение, на строительство новых сетей не уменьшается. Переход на новое тарифное регулирование — это способ привлечь инвестиции в отрасль и качественно улучшить ее работу. Внедрение RAB — установка премьер-министра России Владимира Путина, которую он обозначил в своем программном выступлении перед Госдумой 8 мая 2008 года. Были зафиксированы основные принципы, необходимые для привлечения частного капитала в сети: это гарантии возвратности вложенных средств, а также увязка надежности и качества обслуживания потребителей с уровнем тарифа.

- Какие недостатки действующей системы тарифообразования подтолкнули к внедрению системы RAB-регулирования?

- Действующая сейчас система тарифообразования основана на принципе "затраты плюс". Ежегодно регулятор проводит полную проверку затрат сетевой компании и на основании этого утверждает определенный уровень тарифа. Через год компания возвращается и все повторяется. Тариф устанавливается ежегодно на основе затрат, которые смогла подтвердить регулируемая организация. Как вы понимаете, сетевые компании при таком регулировании заинтересованы в том, чтобы включить в тариф как можно больше денег, и не мотивированы на снижение издержек. При этом потребитель остается где-то за кадром: ни качество обслуживания, ни показатели бесперебойности не влияют на то, сколько он должен заплатить за электроэнергию.
Новая система тарифного регулирования была разработана ФСТ с участием основных министерств и ведомств, а также экспертов Федеральной сетевой компании и "Холдинга МРСК". Она строится на основе лучшего мирового опыта в области государственного регулирования естественных монополий, отличается от модели "затраты плюс". В нее заложены экономические стимулы, которые должны полностью изменить идеологию и мотивацию работы регулируемых организаций.

- Как отразится изменение системы тарифного регулирования сетевых компаний на тарифах для конечных потребителей?

- Переход на другую методологию регулирования позволяет избежать резкого ценового скачка при обеспечении необходимого объема инвестиций. Период, в течение которого потребитель участвует в оплате инвестиций, фактически растягивается на 35 лет. То есть при кратном росте вложений в сети нет кратного роста тарифа на передачу. Да, он вырастет. Но это вполне приемлемые темпы роста, причем учитывая, что сети в конечном тарифе на электроэнергию сегодня занимают в среднем по стране процентов 27, то влияние на тариф действительно несущественное. Применение метода сглаживания, который у нас раскладывает товарный продукт на несколько лет, привело к тому, что в частности по Тверской области рост тарифа планируется в размере 26% при росте товарной продукции Тверьэнерго в районе 60%. Если бы мы не применяли сглаживание, то рост тарифа там был бы порядка 80-90%.
Новая система тарифного регулирования поощряет компании снижать издержки. Она предполагает, что экономия от снижения операционных издержек не будет исключена регулятором из тарифа следующих периодов, а может быть использована компанией на собственное развитие в течение следующих пяти лет. А вот спустя пять лет тариф для компании на сэкономленную величину снижается и выгода от повышения эффективности работы сетевой организации переходит к потребителям.

- Вы упомянули о том, что RAB-регулирование предполагает другой уровень социальной ответственности. Можно немного подробнее остановиться на этом моменте?

- RAB-регулирование предполагает зависимость платы за услуги сетевых компаний от качества оказываемых услуг, то есть привязку выручки компании к показателям надежности энергоснабжения и качества обслуживания потребителей. До конца текущего года должна быть разработана и принята методика оценки качества обслуживания потребителей и привязки этого показателя к тарифам. В соответствии с ней к выручке компаний и будут применяться повышающие или понижающие коэффициенты в зависимости от результатов сравнительного анализа работы распредсетей.
С внедрением RAB меняется основной источник инвестиций для развития сетей. Переход на новый метод регулирования предполагает существенное сокращение платы за присоединение и перенос инвестиционной нагрузки в тариф на передачу при достаточно умеренных темпах его роста. Начав внедрение RAB сейчас, мы действительно будем готовы в 2011 году, как определено действующим законодательством, сократить плату за присоединение к сетям для новых потребителей до стоимости строительства линии от существующей сети до энергопринимающего устройства заявителя. Это еще один важный плюс для потребителя.

- Изменится ли роль регулирующих органов при внедрении RAB?

- Безусловно. Ситуация, когда плата за услугу начинает зависеть от обратной связи, от качества и надежности предоставления этой услуги, открыто указывает на начало модернизации системы государственного регулирования тарифов. Фактически мы сейчас переходим от регулирования субъекта естественной монополии к регулированию правоотношений, которые возникают между поставщиком услуги и ее потребителем. Такого рода задачи являются новаторскими в российской системе регулирования. С точки зрения всех процедур и норм права это колоссальные качественные изменения, которые серьезным образом меняют требования не только к регулируемым компаниям, но и к органам регулирования.
В условиях новой системы регулятору необходимо не только контролировать качество работы сетевых организаций, но и принимать правильные, взвешенные и адекватные решения по параметрам RAB. Решения регулирующих органов влекут за собой мгновенную реакцию рынка и, как следствие, влияют на стоимость капитала для регулируемых компаний и объем инвестиций. То есть региональные энергетические комиссии по сути являются такими же участниками процесса привлечения инвестиций, как и сетевые компании. Задача компаний — показать инвесторам надежность вложения средств и эффективность своей работы, а решениями регулятора будут определяться гарантии или риски возврата капитала для инвесторов. Таким образом, и сети, и регулирующие органы находятся в своего рода связке, цель которой — сделать вложения средств в отрасль максимально низкорисковыми, ведь это в интересах и сетей, и потребителей.

- Почему нельзя было обеспечить переход на новую систему тарифного регулирования раньше?

- По ряду объективных причин органы исполнительной власти всех уровней и сами сетевые компании оказались готовы к такому переходу только в этом году. До 2006 года говорить об отдельном регулировании сетевого комплекса, основанном на методах доходности на вложенный капитал, было бессмысленно просто из-за структурных ограничений. Отсутствовали сами организации, по отношению к которым регулирование должно применяться. В 2006 году завершилось разделение энергокомпаний по видам деятельности, после чего понадобилось время для формирования межрегиональных распредсетевых компаний. Во втором полугодии 2007 года они были сформированы в той конфигурации, в которой существуют сейчас. Одновременно с организационными изменениями шел процесс проработки нормативной базы и необходимых для внедрения RAB методик.
Кроме того, было еще одно базовое законодательное ограничение. Компании не могли использовать независимую оценку активов для целей регулирования по методу доходности на вложенный капитал, а стоимость активов по бухгалтерскому и налоговому учету у компаний сильно разнится и не отражает адекватную оценку. С этой проблемой столкнулись не только мы, но и сетевые компании других стран, которые переходили к тарифному регулированию на основе доходности на вложенный капитал. Проблема была преодолена в ноябре минувшего года подписанием Федерального закона N 250, который снимал это ограничение для сетевых компаний. Это вторая краеугольная веха, которая позволила перейти к RAB-регулированию. Я думаю, что в других отраслях это будет происходить примерно таким же образом.

- Сегодня на новые тарифы уже перешло несколько распределительных сетевых компаний. Какими темпами будет продвигаться дальнейшее внедрение RAB?

- В 2008 году было внедрено 3 пилотных проекта (пока готовился номер, правлением ФСТ России были приняты аналогичные решения еще по трем распределительным сетевым компаниям). В течение 2009 года мы будем продолжать работу по переводу компаний на новую систему тарифного регулирования: для того чтобы они могли включаться в новую систему в течение года, а не только до начала годового периода регулирования, сейчас готовятся соответствующие поправки в постановление N 109 "О ценообразовании в отношении тепловой и электрической энергии в РФ". В 2010 году мы ожидаем переход на RAB Федеральной сетевой компании.
Более того, уже есть поручение, пусть и без жестких сроков, касающееся перевода на RAB жилищно-коммунального комплекса. Несмотря на, казалось бы, крайне серьезную ситуацию и общее отношение к этой сфере как к чему-то предельно проблемному, среди тех поручений правительства, которые нам сейчас даны, и поручений, которые только обсуждаются, есть внедрение новых принципов регулирования в ЖКХ, прежде всего в теплоснабжении и водоснабжении. Рассматривается переход на новую систему регулирования и газоснабжения. Теперь только вопрос времени, когда формализованные методики появятся в практике регулирования других инфраструктурных отраслей.

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА