media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Особенности государственно-частного партнерства в недропользовании

И.Г. Полянская, кандидат экономических наук, доцент Института экономики Уральского отделения РАН

 

Государственно частное партнерство (ГЧП) в недропользовании предполагает взаимоотношения государства и частного бизнеса на основе экономико-законодательного объединения материальных и нематериальных ресурсов с целью рационального комплексного использования недр, повышения их конкурентоспособности, на основе перехода от сырьевой к инновационной направленности эксплуатации минерально-сырьевой базы страны, во исполнение которой необходимо решение ряда задач.
Достижение таких результатов возможно путем объединения уникальных характеристик и преимуществ, которыми обладают и государство, и частные инвесторы, использование которых приносит синергетический эффект. В большинстве случаев ГЧП осуществляется через реализацию крупных проектов. Предлагаемые для ГЧП проекты должны быть жизнеспособными и потенциально эффективными (с учетом просчитанных рисков и конъюнктуры рынка минерального сырья).
Система партнерских отношений между государством и частными инвесторами проявляется в рамках определенной институциональной среды, совокупности взаимосвязей и системы регулирования.
Инициатива в формировании среды принадлежит государству, которое, привлекая частный капитал на условиях концессий или иных партнерских основаниях, меняет свои позиции и формы участия в развитии процесса недропользования. Принятые в мировой практике классификации формы ГЧП имеют место и в условиях недропользования.
Как правило, в качестве частного бизнеса выступают иностранные инвесторы, что объясняется прежде всего желанием государства обеспечить ввоз капитала, в том числе в виде новых техники и технологии, из-за рубежа. Однако предусматривается участие в партнерстве и отечественного частного капитала. В зависимости от участников ГЧП определяются и источники его финансирования:
- государственный инвестиционный фонд;
- венчурный фонд;
- бюджеты различных уровней;
- частные инвесторы (институциональные инвесторы, частные предприниматели, международные финансовые организации).
Анализ зарубежного опыта ГЧП, проведенный фондом "Бюро экономического анализа", в том числе и в области недропользования, свидетельствует о том, что правительства многих стран стали привлекать негосударственные источники средств для финансирования добычи и транспортировки природного газа уже с начала 1990-х годов. По данным Всемирного банка, правительства развивающихся стран в 1992—2000 гг. подписали 133 контракта с частным сектором на участие в проектах по магистральной транспортировке и распределению природного газа с общим объемом инвестиций частных компаний почти 35 млрд дол.

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА