Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Значение стандартизации в международных нефтегазовых проектах (на примере Казахстана)
Анатолий Барышников, д.т.н., координатор работ по международной стандартизации в ENI, Италия

ENI активно участвует в разработке нефтегазовых месторождений Казахстана, и настоящая статья представляет опыт ENI в использовании международных стандартов в этом регионе.
Современное развитие международного рынка требует согласования стандартов между различными странами и компаниями на изготовляемое и используемое оборудование и предлагаемые услуги. Переход в этих условиях на единые международные стандарты рекомендательного характера является единственным и общепризнанным решением данной проблемы. Практическое значение участия стран СНГ и отечественных нефтяных компаний в разработке и использовании международных стандартов трудно переоценить. Уже сегодня имеются реальные проблемы, связанные со стандартизацией, как при работе отечественных компаний за рубежом, так и при реализации международных проектов на территории стран СНГ. Примером последнего может служить деятельность международных нефтяных компаний в Казахстане.
Основными особенностями развития нефтегазового региона Казахстана являются наличие крупных нефтегазовых месторождений в сложных условиях залегания. Разработка крупного морского месторождения (Кашаган) с повышенными требованиями к окружающей среде, разработка месторождений в основном зарубежными нефтяными компаниями. Впечатляют предполагаемые темпы иностранных инвестиций и объем использования отечественного оборудования в совместных нефтяных проектах (не менее 40%). Как показывает опыт, реализация таких программ затруднительна без использования единых общепризнанных стандартов на нефтепромысловое оборудование и услуги.
Главными особенностями системы стандартизации в нефтегазовой отрасли Казахстана является то, что до недавнего времени Казахстан не участвовал активно в работе международных организаций по стандартизации и использовал разработанные международные стандарты. Фонд стандартов ГОСТа Республики Казахстан составляют стандарты ГОСТа, в основном разработанные в 80-х годах и ориентированные на отечественную технологию того времени. В дальнейшем, как вы знаете, из-за отсутствия средств на разработку новой техники, технологии и стандартов к ним обновление фонда осуществлялось медленными темпами. Следует также отметить отсутствие нормативной базы для разработки морских месторождений. При этом действующее законодательство требует обязательного использования национальных стандартов и сертификации нефтепромыслового оборудования на соответствие их требованиям. При этом использование общепризнанных международных стандартов возможно только после их гармонизации/адаптации с действующими национальными стандартами.
Схематично возможные пути использования международных стандартов в Казахстане показаны на рис.1.
Основной способ предусматривает перевод стандарта, регистрацию в ГОСТе Республики Казахстан, экспертизу и окончательную его адаптацию/гармонизацию. В процессе гармонизации стандарта необходимо согласование всех несоответствий между техническими требованиями национального и международного стандартов. Как вы знаете, эта работа может потребовать значительных затрат времени, средств и затруднить реализацию проекта. Второй способ, названный пилотным способом, позволяет использовать международный стандарт для конкретного проекта в течение трех лет с момента его регистрации ГОСТом Республики Казахстан. Это частично решает проблему на первое время. Хотя в случае если зарегистрированный стандарт предусматривается использовать больше трех лет, а для нефтегазовых проектов этот период может составить более 20 лет, то он также должен быть адаптирован в Казахстане в общем порядке, что опять не решает проблемы. Третий способ предусматривает автоматическое принятие стандарта ГОСТом Республики Казахстан, если он уже адаптирован ГОСТом России. Таких стандартов на сегодняшний день — единицы.
Примерные затраты на адаптацию одного международного стандарта по проекту "Кашаган". Необходимое количество стандартов для разработки такого месторождения составляет 1000-1200. Средний объем одного стандарта порядка 100 страниц, при этом возможный разброс может составлять от нескольких десятков до нескольких сотен страниц. Средняя стоимость перевода и регистрации стандарта составляет 5 тысяч евро даже без учета первоначально обсуждавшегося предложения по переводу документации также на казахский язык. Продолжительность перевода и регистрации одного стандарта — 3-4 месяца. Затраты времени на полную гармонизацию и адаптацию стандарта в среднем оцениваются в 12 месяцев, что включает в себя работу группы экспертов по составлению рабочего проекта гармонизированного стандарта, рассылку его для замечаний заинтересованным предприятиям и организациям, сбор замечаний, их согласование и подготовку окончательного проекта гармонизированного стандарта. Следует отметить, что в соответствии с соглашением на разработку месторождения все такие расходы относятся к доле Казахстана в этом проекте.
С учетом всего этого зарубежные нефтяные компании столкнулись с существенными трудностями при реализации своих проектов в этом регионе. Разработка месторождения Кашаган послужила началом широкого обсуждения необходимости изменения системы стандартизации в нефтегазовой отрасли Казахстана. Были показаны очевидные преимущества страны при переходе на широкое использование международных стандартов, основными из которых являются высокий технический уровень современных международных стандартов и возможность выхода национальных изготовителей нефтепромыслового оборудования на мировой рынок, одним из главных требований которого является переход на международные стандарты. Требование Правительства Казахстана по применению отечественного оборудования в совместных нефтяных проектах также указывает на необходимость использования международных стандартов. Следует отметить, что в настоящее время в Казахстане только одна компания официально использует де-факто международные стандарты при производстве нефтегазового оборудования, тогда как в Китае таких компаний уже 251. В России только 26.
После ряда обсуждений как с соответствующими правительственными органами Казахстана, так и с национальной организацией по стандартизации был организован в ГОСТе РК новый Технический комитет 33, соответствующий ТК 67 ИСО. Основными функциями его стали:
представлять интересы Казахстана в ТК 67 ИСО;
содействовать процессу адаптации международных стандартов в нефтегазовой отрасли;
участвовать в разработке международных стандартов в ТК 67 ИСО;
совершенствовать систему стандартизации в нефтегазовой отрасли.
Как следствие работы этого комитета с 2004 года Казахстан стал полноправным членом ИСО ТК 67. Совместно с Аджип КСО была разработана программа перевода с английского на русский язык и регистрации ряда международных стандартов для использования их по пилотной схеме, что позволило начать первую фазу разработки месторождения Кашаган. К настоящему времени переведены и зарегистрированы 76 международных стандартов и 59 находятся в работе.
ТК 33 заявил свою заинтересованность в разработке стандарта ИСО по морским нефтяным конструкциям в арктических условиях, а также в разработке новых стандартов по трубопроводному транспорту и технологическому оборудованию для нефтегазовой и нефтехимической промышленности. Новый проект 3183 по стальным трубам для трубопроводов разрабатывается во 2-ом Подкомитете ТК 67 ИСО, в котором созданы благоприятные условия для более широкого вовлечения национальных компаний в производство современного нефтегазового оборудования.
Несомненно, виден прогресс и понимание Правительством Казахстана проблем, стоящих перед международными нефтяными компаниями при реализации проектов в этом регионе. Но даже с учетом уже достигнутого необходимость гармонизации международных стандартов при их адаптации ставит под сомнение своевременное выполнение программы разработки такого месторождения, как Кашаган. В настоящее время обсуждается предложение Правительству Казахстана по ускорению этого процесса вплоть до принятия и адаптации международных стандартов без каких-либо изменений или с минимальными и обоснованными дополнениями к ним. Такая практика широко распространена на Западе, а также находит все большее понимание и в других нефтегазовых регионах мира. Как я понял из выступления китайской делегации на последнем пленарном заседании ТК 67 в сентябре этого года в Милане, такой подход к адаптации международных стандартов рассматривается также и в Китае.
На рис. 2 представлена новая организационная структура по стандартизации в нефтегазовой отрасли Казахстана, где ГОСТ РК делегировал свои полномочия по разработке и адаптации международных стандартов Техническому комитету 49, администрация которого осуществляется КИНГ.
В соответствии с утвержденным положением о ТК 49 основные направления деятельности комитета подразделены на подкомитеты, образованные на базе специализированных предприятий и организаций нефтегазовой отрасли. Подкомитетами ТК 49 являются: ПК 1, что соответствует ТК 67 ИСО, и ПК 2, что соответствует ТК 28 ИСО. Следует отметить, с одной стороны, достаточно обширную сферу деятельности нового комитета, a с другой стороны — возможность эффективной координации всех работ по стандартизации в нефтегазовой отрасли.
Для сравнения я хотел бы описать аналогичную работу итальянской национальной организации по стандартизации в нефтегазовой отрасли, членом дирекции которой я являюсь. Национальный комитет по стандартизации Италии UNI, не являясь коммерческой структурой, финансируется за счет продажи своей продукции, в основном стандартов, и услуг, а также частично из госбюджета на разработку межотраслевых национальных стандартов и координацию самостоятельных отраслевых организаций. Одной их таких отраслевых организаций является Ассоциация UNSIDER (всего 5-6 человек), аккредитованная UNI для работы по стандартизации в металлургической и нефтегазовой отраслях промышленности. Основной задачей этой ассоциации является координация участия своих членов в международных организациях по стандартизации. Всего членами UNSIDER являются порядка 150 компаний, которые и разделяют между собой относительно небольшие расходы этой ассоциации. В соответствии с Европейскими директивами UNSIDER по возможности не разрабатывает свои стандарты, а адаптирует европейские стандарты в качестве национальных документов без каких-либо изменений. Работа UNSIDER осуществляется через собрания и Интернет, обеспечивая консенсус между членами подкомитета. Если такой консенсус не обеспечивается, UNSIDER от имени Италии воздерживается при голосовании по международным проектам стандартов.
Координация работ по международной стандартизации в нефтегазовой промышленности как в UNSIDER, так и в группе ЕNI, преимущественно осуществляется с помощью вебсайта http://www.pngis.net/. Этот вебсайт является альтернативной разработкой официальным международным сайтам по стандартизации и сертификации в нефтегазовой промышленности. На нем представляются последняя информация по разрабатываемым и опубликованным стандартам, комментарии и необходимые материалы для их эффективного использования. Базы данных содержат тысячи страниц информации, полезной для разработки международных стандартов и в первую очередь для их практического применения.
В заключение хотелось бы отметить, что реализация совместных нефтяных проектов в Казахстане показала значимость международной стандартизации в этой области. Участие Казахстана в разработке международных стандартов и адаптация их без каких-либо изменений могут стать наиболее перспективным путем совершенствования национальной системы стандартизации. Следует отметить, что при решении этой задачи интересы Правительства Казахстана и зарубежных нефтяных компаний совпадают. Многое было сделано для понимания этого, и в первую очередь координатором работы по стандартизации в Agip KCO Рупертом Хейгет-Брауном. Очевидна также тенденция увеличения доли промышленности в финансировании стандартизации, т.е. расходы несут те, кто заявил о необходимости разработки и использования стандартов.

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА