Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

О деятельности Министерства экономического развития и торговли России
Церенов Ц.В., заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России

В 2002 г. вступила в силу новая редакция закона о банкротстве, которой были существенно изменены основные положения института банкротства. К числу концептуальных изменений института несостоятельности относятся: изменения порядка участия государства в делах о банкротстве, введение института саморегулирования взамен лицензирования деятельности арбитражных управляющих, повышена сбалансированность прав кредиторов и должника, значительно повышена защищенность прав и интересов всех участников процесса банкротства - собственников, кредиторов, третьих лиц.
После принятия закона важным направлением деятельности Министерства стала нормативная правовая реализация законодательства о банкротстве. К настоящему моменту из 22 нормативных правовых актов, необходимых для реализации законодательства о банкротстве в работе осталось только 5:
- определение официального издания для опубликования сведений, предусмотренных законом о банкротстве (планируется определить путем проведения конкурса с последующим заключением договора)
- порядок и условия финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (возвращено из Аппарата Правительства Российской Федерации для редакционной доработки. Проектом планируется ввести процедуру выплаты вознаграждения арбитражному управляющему, включающего фиксированную сумму — 10.000 рублей и дополнительное — 10% от суммы денежных средств, полученных от реализации найденного имущества);
- порядок допуска арбитражного управляющего к государственной тайне (вносятся изменения в инструкцию о допуске государственной тайне, устанавливающие особенности допуска арбитражного управляющего);
- определение органа, осуществляющего ведение реестра дисквалифицированных лиц;
- порядок учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций;
Кроме того, в конце сентября в Правительство Российской Федерации представлен проект постановления, определяющий Временные правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
В соответствии с новыми функциями по нормативному правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) Министерством в течение лета текущего года были утверждены три приказа Минэкономразвития России, два из которых к настоящему времени зарегистрированы в Минюсте России. Этими приказами утверждаются типовые формы реестра требований кредиторов (приказ № 233) и журнал регистрации участников собрания кредиторов с формами для голосования на собрании кредиторов (приказ № 235).
Отдельно следует отметить деятельность Министерства по реализации Постановления Правительства Российской Федерации № 257 от 29 мая 2004 г. Указанным постановлением значительно изменен порядок представления требований государства как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. В целях повышения прозрачности участия государства в делах о банкротстве постановлением предусмотрено утверждение Министерством 4 нормативных правовых акта.
В настоящее время в Минюсте России зарегистрированы 2 приказа Минэкономразвития России: №217 "О порядке отложения уполномоченным органом подачи заявления о признании должника банкротом" и №219 "О порядке голосования уполномоченного органа на собраниях кредиторов". Вторым из указанных актов определен порядок голосования государства как кредитора (по налогам и сборам, а также по денежным обязательствам) при участии в собраниях кредиторов. Приказом введены как четкие критерии голосования (определены условия выбора решений при голосовании), так и определен порядок принятия решений обеспечивающий прозрачность участия государства в делах о банкротстве для всех участников процесса.
Стоит упомянуть и ситуацию, сложившуюся вокруг регистрации в Минюсте России приказа Министерства, определяющего порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемых организаций при подаче заявлений в арбитражные суды. Мы согласны, что подготовленный приказ может быть усовершенствован. Но для этого, на наш взгляд, должна быть незамедлительно начата его реализация. Государство не подает заявлений о признании должников банкротами уже в течение 4 месяцев и с каждым днем количество организаций, в отношении которых может быть подано государством заявление о признании их банкротами, растет. Складывается критическая ситуация, когда государство просто не имеет возможность подать заявление о признании должников банкротами. Одновременно после регистрации приказа нужно будет практически одновременно осуществить подачу заявлений в отношении нескольких десятков тысяч должников. С каждым днем изложенная ситуация усугубляется. В этой связи мы прикладываем все усилия для урегулирования вопроса о регистрации приказа с Минюстом России.
В ходе работы над проектами постановлений обнаружились некоторые недостатки закона, а в ряде случаев трудности в принятии постановлений, удовлетворяющих требованиям законодательства. Кроме того, практика применения нормативных правовых актов, разработанных в первые месяцы действия закона о банкротстве, показала, что не все положения указанных документов могут быть оценены положительно.
В этой связи Министерством ведется работа по совершенствованию законодательства о банкротстве. Планом законопроектной деятельности Правительства предусмотрено в текущем году внесение поправок в закон о банкротстве:
- поправки, уточняющие требования к арбитражному управляющему, последствия освобождения или отстранения арбитражного управляющего, порядок продажи имущества в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления, поправки, касающиеся дальнейшего развития саморегулирования.
- поправки в законодательство Российской Федерации в части создания реальных механизмов заключения мировых соглашений в делах с участием государства. (В частности проектом предлагается введение нового основания предоставления отсрочки рассрочки по уплате задолженности по налогам и сборам при заключении мирового соглашения, с исключением такого основания (предусмотренного НК в настоящий момент), как "угроза банкротства"). При этом соответствующая отсрочка будет вступать в силу только после заключения мирового соглашения.)
- поправки, решающие вопросы обеспечения сохранности государственной тайны в ходе процедур банкротства.
Также следует обратить внимание на законопроект, направленный на совершенствование Уголовного и Административного законодательства. Практика выявила новую категорию действий со стороны должника, которые должны охватываться составом "неправомерные действия при банкротстве". Поэтому, следует законодательно определить в качестве неправомерных действий при банкротстве воспрепятствование законным действиям и требованиям арбитражного управляющего, в частности, отказ или уклонение в предоставлении информации, необходимой для выполнения обязанностей арбитражного управляющего.
Предложения по уточнению составов указанных преступлений и правонарушений включены в проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", также разрабатываемый в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства.
Следует подчеркнуть, что Министерство активно взаимодействует со многими экспертами, в том числе экспертами Союза при подготовке проектов нормативных правовых актов в сфере несостоятельности (банкротства).
Кроме того, Министерство позитивно оценивает деятельность Союза направленную на повышение стандартов деятельности арбитражных управляющих. Именно совместными усилиями СРО могут создать высокие стандарты профессиональной деятельности в арбитражном управление, повысив эффективность института банкротства в целом, что невозможно без работы в этой сфере высокопрофессиональных арбитражных управляющих это невозможно.
Министерством рассмотрены разработанные Союзом проекты внутренних документов Союза:
1) проект методики рейтинговой оценки СРО АУ;
2) проект правил профессиональной деятельности и деловой этики;
3) примерный договор о сотрудничестве между СРО и страховой организацией;
4) проект Положения о Комиссии Союза СРО по обобщению практики и разработке требований к страхованию ответственности арбитражного управляющего.
Также замечания Союза к Типовым правилам страхования ответственности арбитражных управляющих, утвержденным Минфином России.
Следует сказать, что наиболее проработанными, по мнению министерства, являются проекты связанные с определением правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих и правил страхования профессиональной ответственности арбитражных управляющих.
Оценивая все проекты в целом позитивно Министерство как орган, осуществляющий нормативное регулирование и выработку государственной политики в области несостоятельности (банкротства), готово принять участие в разработке документов СРО.
В этой связи хочу также отметить, что с целью выявления актуальных проблем действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении и выработки единой позиции для их решения, при Департаменте корпоративного управления создан экспертный совет по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению (далее — совет), первое заседание которого состоялось 9 сентября 2004 г.
Совет сформирован из ведущих специалистов в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, в частности представителей ВАС, Госдумы, РСПП, ТПП, СРО.
Учет мнений и предложений непосредственных участников отношений сферы несостоятельности и финансового оздоровлении позволит Министерству лучшим образом очертить круг основных проблем и первоочередных задач, стоящих в настоящее время в области регулирования процедур банкротства.
В заключении хотелось бы сказать, что Министерство открыто для предложений саморегулируемых организаций по вопросам совершенствования законодательства о банкротстве. Многие нормы, которые сегодня кажутся фундаментальными могут быть изменены, в том случае, если этого потребуют экономические реалии.
Мы осознаем, что изменение экономических условий требует изменения нормативных актов, в том числе концептуальных, и готовы к таким изменениям.

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА