media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

О деятельности Министерства экономического развития и торговли России
Церенов Ц.В., заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России

В 2002 г. вступила в силу новая редакция закона о банкротстве, которой были существенно изменены основные положения института банкротства. К числу концептуальных изменений института несостоятельности относятся: изменения порядка участия государства в делах о банкротстве, введение института саморегулирования взамен лицензирования деятельности арбитражных управляющих, повышена сбалансированность прав кредиторов и должника, значительно повышена защищенность прав и интересов всех участников процесса банкротства - собственников, кредиторов, третьих лиц.
После принятия закона важным направлением деятельности Министерства стала нормативная правовая реализация законодательства о банкротстве. К настоящему моменту из 22 нормативных правовых актов, необходимых для реализации законодательства о банкротстве в работе осталось только 5:
- определение официального издания для опубликования сведений, предусмотренных законом о банкротстве (планируется определить путем проведения конкурса с последующим заключением договора)
- порядок и условия финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (возвращено из Аппарата Правительства Российской Федерации для редакционной доработки. Проектом планируется ввести процедуру выплаты вознаграждения арбитражному управляющему, включающего фиксированную сумму — 10.000 рублей и дополнительное — 10% от суммы денежных средств, полученных от реализации найденного имущества);
- порядок допуска арбитражного управляющего к государственной тайне (вносятся изменения в инструкцию о допуске государственной тайне, устанавливающие особенности допуска арбитражного управляющего);
- определение органа, осуществляющего ведение реестра дисквалифицированных лиц;
- порядок учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций;
Кроме того, в конце сентября в Правительство Российской Федерации представлен проект постановления, определяющий Временные правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
В соответствии с новыми функциями по нормативному правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) Министерством в течение лета текущего года были утверждены три приказа Минэкономразвития России, два из которых к настоящему времени зарегистрированы в Минюсте России. Этими приказами утверждаются типовые формы реестра требований кредиторов (приказ № 233) и журнал регистрации участников собрания кредиторов с формами для голосования на собрании кредиторов (приказ № 235).
Отдельно следует отметить деятельность Министерства по реализации Постановления Правительства Российской Федерации № 257 от 29 мая 2004 г. Указанным постановлением значительно изменен порядок представления требований государства как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. В целях повышения прозрачности участия государства в делах о банкротстве постановлением предусмотрено утверждение Министерством 4 нормативных правовых акта.
В настоящее время в Минюсте России зарегистрированы 2 приказа Минэкономразвития России: №217 "О порядке отложения уполномоченным органом подачи заявления о признании должника банкротом" и №219 "О порядке голосования уполномоченного органа на собраниях кредиторов". Вторым из указанных актов определен порядок голосования государства как кредитора (по налогам и сборам, а также по денежным обязательствам) при участии в собраниях кредиторов. Приказом введены как четкие критерии голосования (определены условия выбора решений при голосовании), так и определен порядок принятия решений обеспечивающий прозрачность участия государства в делах о банкротстве для всех участников процесса.
Стоит упомянуть и ситуацию, сложившуюся вокруг регистрации в Минюсте России приказа Министерства, определяющего порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемых организаций при подаче заявлений в арбитражные суды. Мы согласны, что подготовленный приказ может быть усовершенствован. Но для этого, на наш взгляд, должна быть незамедлительно начата его реализация. Государство не подает заявлений о признании должников банкротами уже в течение 4 месяцев и с каждым днем количество организаций, в отношении которых может быть подано государством заявление о признании их банкротами, растет. Складывается критическая ситуация, когда государство просто не имеет возможность подать заявление о признании должников банкротами. Одновременно после регистрации приказа нужно будет практически одновременно осуществить подачу заявлений в отношении нескольких десятков тысяч должников. С каждым днем изложенная ситуация усугубляется. В этой связи мы прикладываем все усилия для урегулирования вопроса о регистрации приказа с Минюстом России.
В ходе работы над проектами постановлений обнаружились некоторые недостатки закона, а в ряде случаев трудности в принятии постановлений, удовлетворяющих требованиям законодательства. Кроме того, практика применения нормативных правовых актов, разработанных в первые месяцы действия закона о банкротстве, показала, что не все положения указанных документов могут быть оценены положительно.
В этой связи Министерством ведется работа по совершенствованию законодательства о банкротстве. Планом законопроектной деятельности Правительства предусмотрено в текущем году внесение поправок в закон о банкротстве:
- поправки, уточняющие требования к арбитражному управляющему, последствия освобождения или отстранения арбитражного управляющего, порядок продажи имущества в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления, поправки, касающиеся дальнейшего развития саморегулирования.
- поправки в законодательство Российской Федерации в части создания реальных механизмов заключения мировых соглашений в делах с участием государства. (В частности проектом предлагается введение нового основания предоставления отсрочки рассрочки по уплате задолженности по налогам и сборам при заключении мирового соглашения, с исключением такого основания (предусмотренного НК в настоящий момент), как "угроза банкротства"). При этом соответствующая отсрочка будет вступать в силу только после заключения мирового соглашения.)
- поправки, решающие вопросы обеспечения сохранности государственной тайны в ходе процедур банкротства.
Также следует обратить внимание на законопроект, направленный на совершенствование Уголовного и Административного законодательства. Практика выявила новую категорию действий со стороны должника, которые должны охватываться составом "неправомерные действия при банкротстве". Поэтому, следует законодательно определить в качестве неправомерных действий при банкротстве воспрепятствование законным действиям и требованиям арбитражного управляющего, в частности, отказ или уклонение в предоставлении информации, необходимой для выполнения обязанностей арбитражного управляющего.
Предложения по уточнению составов указанных преступлений и правонарушений включены в проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", также разрабатываемый в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства.
Следует подчеркнуть, что Министерство активно взаимодействует со многими экспертами, в том числе экспертами Союза при подготовке проектов нормативных правовых актов в сфере несостоятельности (банкротства).
Кроме того, Министерство позитивно оценивает деятельность Союза направленную на повышение стандартов деятельности арбитражных управляющих. Именно совместными усилиями СРО могут создать высокие стандарты профессиональной деятельности в арбитражном управление, повысив эффективность института банкротства в целом, что невозможно без работы в этой сфере высокопрофессиональных арбитражных управляющих это невозможно.
Министерством рассмотрены разработанные Союзом проекты внутренних документов Союза:
1) проект методики рейтинговой оценки СРО АУ;
2) проект правил профессиональной деятельности и деловой этики;
3) примерный договор о сотрудничестве между СРО и страховой организацией;
4) проект Положения о Комиссии Союза СРО по обобщению практики и разработке требований к страхованию ответственности арбитражного управляющего.
Также замечания Союза к Типовым правилам страхования ответственности арбитражных управляющих, утвержденным Минфином России.
Следует сказать, что наиболее проработанными, по мнению министерства, являются проекты связанные с определением правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих и правил страхования профессиональной ответственности арбитражных управляющих.
Оценивая все проекты в целом позитивно Министерство как орган, осуществляющий нормативное регулирование и выработку государственной политики в области несостоятельности (банкротства), готово принять участие в разработке документов СРО.
В этой связи хочу также отметить, что с целью выявления актуальных проблем действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении и выработки единой позиции для их решения, при Департаменте корпоративного управления создан экспертный совет по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению (далее — совет), первое заседание которого состоялось 9 сентября 2004 г.
Совет сформирован из ведущих специалистов в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, в частности представителей ВАС, Госдумы, РСПП, ТПП, СРО.
Учет мнений и предложений непосредственных участников отношений сферы несостоятельности и финансового оздоровлении позволит Министерству лучшим образом очертить круг основных проблем и первоочередных задач, стоящих в настоящее время в области регулирования процедур банкротства.
В заключении хотелось бы сказать, что Министерство открыто для предложений саморегулируемых организаций по вопросам совершенствования законодательства о банкротстве. Многие нормы, которые сегодня кажутся фундаментальными могут быть изменены, в том случае, если этого потребуют экономические реалии.
Мы осознаем, что изменение экономических условий требует изменения нормативных актов, в том числе концептуальных, и готовы к таким изменениям.

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА