Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Кипр: неизменны лишь перемены

Вахитов Р.Р., Партнер, International Tax Associates B.V.

Вагин И.Н., Начальник отдела налогового сопровождения проектов, АО "РусГазДобыча"

Р. Вахитов, партнер International Tax Associates

И. Вагин, юрист International Tax Associates

 

Банковский кризис на Кипре затронул большое количество бизнесов, имеющих в своих структурах кипрский "элемент". Многие не хотят так просто потерять свой капитал и пытаются найти способы защиты или, по крайней мере, снижения потерь.

Но самое главное — имидж Кипра как юрисдикции, которую считали надежной и удобной формой для структурирования бизнеса, очевидно, серьезно пострадал.

Что же произошло, какие проблемы возникли у компаний, каковы их решения и дальнейшие действия?

Не паниковать

Оценка ситуации на Кипре различными экспертами довольно широка — от нереально позитивного "ничего  серьезного не случилось" до панической "все пропало". Конечно же то, что случилось, не имеет прецедентов. Фактически ЕС при молчаливой поддержке России вынудил одну из крупнейших в мировом масштабе фабрик схем налоговой минимизации самостоятельно разрушить  имидж центра сохранения и защиты активов, де-факто не оставив Кипру иного выбора нежели чем конфисковать значительную часть осевших на острове в результате имплементации различных схем активов. И, видимо, это еще не конец истории — на очереди торговля по поводу раскрытия бенефициаров таких структур в обмен на финансовую помощь и иные необходимые сейчас Кипру меры.

Именно эта неизвестность, вкупе с тем, что уже произошло, сильно настораживает и стимулирует к эмиграции из Кипра восточноевропейские  бизнес-структур. Что выглядит весьма логично. Так, для открытия банковских счетов люди выбирают Латвию, Сингапур, Гонконг, Люксембург. Запускаются процессы бизнес-реструктуризации с использованием таких юрисдикций, как Мальта или Джерси. Многие рассматривают Нидерланды и Люксембург как альтернативные юрисдикции для холдинговых, лицензионных и финансовых компаний. Однако здесь следует быть осторожным и не торопиться. Тем более, что случилось  –  то случилось. А вот поспешные действия могут привести к неудовлетворительным результатам. Каждая юрисдикция имеет свои особенности, которые важно учитывать. Причем эти особенности могут быть совершенно различными, от проблем с конфиденциальностью в Латвии до проблем разницы во времени с Сингапуром. Только учет максимального количества подобных факторов позволит Вам принять наиболее правильное решение.

Ситуация на Кипре

Последние несколько месяцев власти Кипра активно искали внешние источники финансирования, которые должны были помочь стабилизировать начавшую испытывать серьезные проблемы банковскую систему. Когда в феврале 2013 года стало ясно, что Россия не станет увеличивать выданный Кипру кредит, жесткий исход переговоров с ЕС, имевшему достаточно много претензий к налоговой и банковской системе Кипра, стал вопросом времени. В частности, тогда мы предположили, что интересы российских бенефициаров пострадают в значительной степени, в силу отсутствия стратегической силы, защищающих их интересы в данной ситуации.

Нестабильность ситуации была достаточно очевидной, и как это видно из февральской статистики Европейского центрального банка, держатели вкладов в кипрских банков  частично смогли предвидеть (или узнать) о надвигающихся проблемах и заранее выводили денежные средства: согласно этой самой февральской статистике из республики было выведено порядка одного миллиарда евро.

В понедельник, 25 марта, стало известно о решении  Еврогруппы в дополнение к выделяемым 10 миллиардам евро обязать Кипр самостоятельно изыскать 5,8 млрд. евро. В середине недели, 27-28 марта начали появляться официальные кипрские документы, содержащие новые правила, и уже в четверг состоялось открытие банковских учреждений.

Временные ограничения на перечисление и снятие денежных средств

Новые временные правила установили максимальный размер наличных средств для снятия, который составляет 300 евро в день на человека в каждом кредитном учреждении. При этом, если деньги не снимаются в течение дня, их можно обналичить на следующий в добавок к сумме следующего дня. То есть, если 300 евро не снять сегодня, завтра можно будет снять уже 600 и так далее. Что касается безналичных переводов, то они по общему правилу запрещены. Это касается в том числе платежей за границу. Исключениями из этого правила являются следующие операции:

Операции по сделкам, которые подпадают под обычную предпринимательскую деятельность клиента банка. Такие операции клиент должен подтвердить. В отношении порядка подтверждения платежной операции действуют следующие правила:

Платеж до 5000 евро в день не подпадает под ограничительные меры,
Платеж от 5001 евро до 200 000 евро подлежит одобрению со стороны контролирующих органов, решение должно быть принято в течение 24 часов и зависит от запасов ликвидности кредитного института,
Платеж от 200 001 евро и выше подлежит предварительному одобрению со стороны контролирующих органов, также зависит от запасов ликвидности кредитного института, но для этой категории платежей уже не устанавливается каких-либо временных ограничений на принятие контролирующими органами решений.

Платежи по заработной плате работе при предоставлении подтверждающих документов;
Платежи на проживание и на обучение до 5000 евро в  квартал,
перечисленные за границу лицу, являющемуся родственником резидента Кипра первой степени и проходящему за рубежом обучение. Платеж должен сопровождаться предоставлением подтверждающих документов;
Платежи за рубеж через дебетовые или кредитные карты  не разрешаются при превышении лимита в 5000 евро в месяц в каждом кредитном институте.

Временные ограничения на снятие средств с банковских вкладов
 
Ограничения коснулись в том числе и банковских депозитов:

Так, запрещается досрочное востребование  вкладов до истечения сроков их действия (за исключением случаев, когда средства используются для погашения кредита в том же кредитном институте).
При окончании срока действия вклада, наибольшая сумма (5000 евро или 10% от суммы вклада) либо переводится на текущий счет, либо размещается как новый срочный вклад (по выбору вкладчика).

Разовый налог на депозиты

Наиболее скандальной и обсуждаемой мерой стал введённый разовый налог на депозиты (под которыми в большинстве случаев понимаются и остатки на расчетных счетах), применяемый к депозитам, сумма которых превышает 100 000 евро (так называемые, незастрахованные депозиты). Налог коснулся исключительно депозитов, размещенных в банках Cyprus Popular Bank (Laiki bank) и Bank of Cyprus. Коротко о структуры этой меры. Laiki Bank будет разделен на "хороший банк" и "плохой банк". Деятельность "плохого банка" будет сводится к минимуму, и в конечном счете он закроется. "Плохой банк" получит незастрахованные вклады (все свыше 100.000 Евро), а также просроченные кредиты.  Согласно договоренностям, незастрахованные вкладчики несут риски убытков, то есть с депозитов таких вкладчиков могут быть сняты деньги, если того будет требовать финансовое положение "плохого банка".

"Хороший банк" будет поглощен/объединен с Bank of Cyprus. Часть незастрахованных вкладов (37,5% от сумм депозитов, превышающих 100 000 евро) в Bank of Cyprus будет конвертирована в акции. На часть (22,5%) не будут начисляться проценты. На остальные 40% они будут начисляться

Все вкладчики со средствами менее 100.000 евро будут полностью застрахованы в соответствии с законодательством ЕС.

В связи со сложившейся ситуацией возникает вполне закономерный вопрос:  "Что
делать?"

Оперативные меры

Открытие счетов за пределами Кипра

В силу жестких ограничений по операциям в кипрских банках и неопределенности в отношении дальнейшего развития событий, многие компании рассматривают возможность открытия счетов за пределами Кипра. Основными юрисдикциями рассматриваются Сингапур, Латвия, Люксембург, Гонконг, Лихтенштейн и ряд других. При открытии счетов необходимо учитывать "жесткость" и скорость процедуры принятия клиента, виды и размер оплаты услуг банка, наличие соглашений, позволяющих государственным органам получать информацию об операциях по счету, стабильность юрисдикции, ее международный рейтинг в части приемлемости для банков стран-партнеров и отзывы о работе конкретного банка. Различные опции имеют свои преимущества и недостатки. В любом случае деятельность компании из одной юрисдикции с использованием счетов в другой это временная мера, которая не может стать полноценной постоянной практикой.

Вывод средств из кипрских банков

В той части, в которой денежные средства не пострадали от принудительной конвертации в другие инструменты и изъятию, сохраняются ограничения по их использованию. Многие компании рассматривают возможность вывода денежных средств из Кипра для более свободного распоряжения ими. Для этого необходимы счета и/или компании за пределами Кипра и реальных сделок, требующих оплаты с кипрских счетов. Возможна также редомициляция кипрских компаний в другие страны ЕС. В силу принципа свободы движения капитала как одного  из фундаментальных экономических принципов ЕС, это может быть одной из эффективных мер по обеспечению возможности перевода средств из Кипра в другие страны ЕС.

Стратегические меры

Оспаривание законности принимаемых мер по изъятию и принудительному обмену денежных средств

Суть многих мер сводится к конфискации части денежных средств, что, конечно же, нарушает права их собственников. Существует целый ряд инструментов защиты их интересов. Кипр имеет ряд соглашений о защите инвестиций, которые могут эффективно защитить интересы инвесторов. Есть так же многосторонние соглашения, в которых принимает участие Кипр.  Разумно ожидать появления новых дел против Кипра в Суде ЕС  и Европейском суде по правам человека. Кроме того, защиту в отдельных случаях могут обеспечить многосторонние соглашения, подписанные Кипром, к примеру, Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Списание убытков

Убытки, понесенные российскими инвесторами,  в ряде случаев можно будет вычесть из налоговой базы. Однако это будет проще сделать в отношении изъятых денежных средств, нежели убытков от снижения стоимости полученных в виде компенсации за утраченные средства ценных бумаг.  Для этого, скорее всего, потребуется инициация судебной процедуры взыскания денежных средств для получения судебного решения о невозможности такого взыскания. Впоследствии, такое судебное решение можно будет использовать в качестве документов, подтверждающих обоснованность списания кипрских активов в виде убытков. Подобные действия, безусловно, требуют сопоставления издержек и преимуществ, к которым такие действия приводят.

Изменение корпоративной структуры

Продолжение использования некоторых видов компаний, в особенности финансовых компаний,  компаний-владельцев интеллектуальной собственности в контексте сложившейся ситуации будет являться менее обоснованным с точки зрения бизнес логики и деловой практики, подчеркивая налоговый эффект как основной мотив использования кипрских компаний. В этой ситуации более логичным и защищаемым перед возможными претензиями налоговых органов будет изменение корпоративной структуры с переводом функций финансовых и ряда других компаний в юрисдикции, в которых размещение таких компаний будет разумный с точки зрения бизнес логики. Конечно же, такие решения должны быть хорошо придуманы и просчитаны с точки зрения влияния на существующие контракты, другие части группы, положений соглашений об избежании двойного налогообложения с Россией, правовых и налоговых режимов альтернативных юрисдикций и других соображений.

05.04.2013
International Tax Associates B.V.
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА