19 мая 2016 года в Москве состоялось девятнадцатое заседание Экспертного совета ОАО "АК "Транснефть", в ходе которого обсуждались объемы, структура и перспективы поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынок Восточной Европы.
В работе Экспертного совета от ОАО "АК "Транснефть" приняли участие вице-президент Сергей Андронов, вице-президент Михаил Маргелов, заместитель вице-президента — директор департамента учета и планирования грузопотоков Игорь Кацал, заместитель вице-президента — директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов Владимир Назаров.
Кроме того, в мероприятии участвовали начальник отдела транспортировки нефти и нефтепродуктов Министерства энергетики РФ Александр Богатырев, первый вице-президент, заместитель председателя правления ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа" Михаил Темниченко, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Алексей Мастепанов, председатель подкомитета по моторному топливу ТПП РФ Наталья Шуляр, а также ведущие отраслевые эксперты.
Обращаясь с приветственным словом к участникам заседания, вице-президент ОАО "АК "Транснефть" Михаил Маргелов отметил, что заявленная тема актуальна не только для компании, но и для всего российского ТЭК. ОАО "АК "Транснефть" гарантирует экспортные поставки нефти, отвечающей критериям, предъявляемым к маркерным сортам, а также стабильные показатели качества, надежность, развитую инфраструктуру и удобное расположение экспортных терминалов, отметил он.
Михаил Маргелов назвал символичным то обстоятельство, что через неделю в Словакии, в г. Братиславе, состоится пятое заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти — организации, которая объединяет основных игроков на рынке транспортировки нефти в Европе, а теперь и в Азии — в организацию планирует вступить "Китайская национальная нефтяная компания". ОАО "АК "Транснефть" также является полноправным членом этой организации.
Выступая с докладом о качестве нефти, заместитель вице-президента ОАО "АК "Транснефть" Игорь Кацал сообщил, что формирование российских экспортных сортов в магистральной системе осуществляется в основном в двух направлениях. Первое направление — западное: порты Приморск, Усть-Луга, Новороссийск, нефтепровод "Дружба". Данные четыре направления формируются из ресурсов Западной Сибири, Урало-Поволжья и ресурсов северных производителей. В восточном направлении идет уже известный на рынке сорт ESPO ("Восточная Сибирь — Тихий океан") — на порт Козьмино и в направлении Китая.
Вопросы структуры поставок, маршрутов и качества нефти, по мнению компании, совершенно оправданы и объективно в последние 5-6 лет интересуют рынок, подчеркнул Игорь Кацал. Он пояснил, что за последние годы создан профицит в системе магистральных нефтепроводов. Если еще до 2010 года нефтяные компании испытывали дефицит пропускных мощностей экспортных поставок, то с запуском двух проектов на востоке — ВСТО и порт Козьмино — и одного проекта на западе — БТС-2 с выходом на порт Усть-Луга — данная проблема решена.
Игорь Кацал также отметил, что осуществляется транспортировка не просто "трубной" нефти, а нефти малосернистой, легкой и в достаточно больших количествах. "Это влияет на все четыре указанных западных направления. Оказывает достаточно серьезное влияние в части изменения этих качественных параметров. Зачастую увеличение содержания серы трактуется как ухудшение качества. Хотя, по нашему мнению, и по мнению других экспертов, сера — такой же продукт, как бензин и дизтопливо, и совсем не значит, что повышенное ее содержание в нефти будет серьезно сказываться на конечной цене этого продукта", — подчеркнул заместитель вице-президента.
Качественные параметры, которые формируют и экспортные параметры, и качество нефти, которую ОАО "АК "Транснефть" поставляет сегодня на все НПЗ России, формируются в соответствии с документом, который утверждает Минэнерго РФ — Схема нормальных технологических грузопотоков. Это происходит уже в течение более 20 лет, пересматривается схема в последние годы достаточно часто. Существующие параметры качества по содержанию серы на западных направлениях: экспортные сорта "Юралс" (Приморск) максимальный норматив по содержанию серы 1,55%, "Юралс" ("Дружба") — 1,7%, Новороссийск — 1,5%, Усть-Луга — 1,7% и малосернистый поток — компания сохранила его при существующих непростых условиях — сорт Siberian Light, перенесен из порта Туапсе в Новороссийск.
В восточном направлении также ведется поставка малосернистого сорта, который соответственно классифицирован по отраслевому ГОСТу.
Игорь Кацал проинформировал участников заседания о структуре поставок в региональном разрезе. Так, по его словам, высокосернистые ресурсы Татарстана и Удмуртии попадают и в экспортное направление (Приморск, Усть-Луга), и в направлении Новороссийска. Ресурсы Поволжья, Самарской области также идут в направлении Новороссийска по нефтепроводу "Дружба". Ресурсы Башкирии поставляются и в направлении Приморска, и в "Дружбу", Усть-Лугу, и в Новороссийск.
В восточном направлении формируется отдельный поток малосернистой нефти, в двух направлениях идет экспорт малосернистой нефти сорта "ВСТО" — на Китай и через порт Козьмино.
"Если мы видим, что сорт ВСТО — малосернистый, и 50% это уже теперь ресурсы Восточной Сибири, 16% — ресурсы Центральной Сибири и 34% — ресурсы Западной Сибири. Как правило, эти все ресурсы малосернистые", — сообщил Игорь Кацал. Западное направление — "Юралс": 65% — Западная Сибирь, 31,6%- высокосернистая нефть трех регионов (Татарстан, Башкирия, Поволжье) и 3,2% — ресурсы Коми. Данные цифры зафиксированы по системе по состоянию на 2015 год.
"Мы не драматизируем ситуацию и не сгущаем краски, хотя часто нас в этом упрекают. Однако с 2009 года количество высокосернистой нефти с содержанием серы от 1,8% и до 4,5% — это максимальный показатель серы в системе", — подчеркнул Игорь Кацал.
Все регионы добычи нефти с высоким содержанием серы ориентированы только в западном направлении. Все это количество высокосернистой нефти сегодня частично перерабатывается на НПЗ РФ, а частично вовлекается в поток российской экспортной смеси "Юралс", добавил он.
По словам Игоря Кацала, динамика приема малосернистой нефти также положительна, как и динамика по "высокой сере". Увеличение экспорта малосернистой нефти также неуклонно растет, как и сами ресурсы, которые компания принимает в систему. Остальная часть перерабатывается на заводах — вся восточная группа НПЗ — это малосернистые заводы (Омский НПЗ, Ачинский, Ангарский, Хабаровский, Комсомольский НПЗ). На западном направлении не так много заводов и самый крупный из них — Волгоградский НПЗ, отметил Игорь Кацал.
Говоря о качественной составляющей в целом по системе ОАО "АК "Транснефть", которая является основой для формирования экспортных потоков, Игорь Кацал сообщил, что с 2009 года выросло содержание серы с 1,25% до 1,3%, а также по плотности всех сортов нефти в целом по системе зафиксирован рост с 859 до 861 килограмма.
В настоящее время объемы высокосернистой нефти, которые имеются в магистральной системе ОАО "АК "Транснефть", поставляются только в западном направлении, за исключением тех объемов, которые компания перенаправляет с западного направления на восточное (около 4 млн т башкирской нефти перенаправляется с целью компенсации и стабилизации качества нефти в системе). Высокосернистая нефть распределяется в направлении Казахстана и группы малых заводов в Западной Сибири.
Компания фиксирует ежегодный прирост высокосернистой нефти до 2,5 млн т в системе. Кроме того, вырос прием нефти с осложненными геологическими характеристиками, а также нефти с аномальными качественными параметрами (высокая плотность при низком содержании серы). Также прогрессирует фактор старения месторождений, увеличился объем переработки и отвод малосернистой нефти в восточном направлении, на восточные заводы. Помимо этого, выросло количество высокосернистой нефти, подмешиваемой в потоки экспортного направления.
"Положение в магистральной системе контролируется, мы проводим необходимые мероприятия — перенаправление высокосернистой нефти в восточном направлении, в потоки, которые имеют "запас" по параметрам содержания серы", — подчеркнул Игорь Кацал.
Кроме того, компания реализует инвестпроекты по формированию новых центров компаундирования (в настоящее время их около тридцати в системе нефтепроводов), осуществляет автоматизацию для стабилизации параметров по качеству, строит новые резервуарные парки в этих целях. "Все необходимые мероприятия, чтобы стабилизировать серу, как на экспортном направлении так, и в направлении российских НПЗ, мы осуществляем", — отметил он.
Игорь Кацал напомнил, что в 2014 году было принято решение правительства РФ о стабилизации качества на НПЗ на уровне 2014 года, а весь прирост высокосернистых объемов компания вынуждена направлять на экспортные потоки. В этой связи имеется повышательная динамика в части высокосернистой нефти.
ОАО "АК "Транснефть" предлагает в этих условиях сформировать новый сорт нефти с рабочим названием Urals Heavy. Объем соответствующей высокосернистой нефти, который компания готова уже сформировать в этих целях, с содержанием серы 2,3% — до 30 млн тонн. "Именно этот показатель будет, по нашему мнению, выделен из сорта "Юралс" в высокосернистую составляющую. Не всю, а частично, потому что всего порядка 60 млн тонн в экспортных направлениях. Здесь 30 млн тонн, но это уже значительный объем для того, чтобы не только стабилизировать ситуацию по экспортным направлениям, но и улучшить это качество", — пояснил он. Регионами формирования потоков нефти нового сорта станут предположительно: Ульяновская область, Оренбургская Самарская, Башкирия, Татарстан и Удмуртия.
Данное предложение ранее было представлено в Минэнерго РФ. У России в этом случае будет уже четыре сорта для поставки по нефтепроводам: "ВСТО", Siberian Light, сернистый сорт Urals с базисом в Приморске и далее Новороссийск и "Дружба" и высокосернистый сорт — Urals Heavy.
По мнению компании, это оправданная мера, и она окажет серьезное влияние на экономические показатели. "Те меры, которые мы предлагаем для формирования нового сорта — не только стабилизируют, но и улучшат качественные параметры в Приморске, "Дружбе", Новороссийске. Экономические показатели нефтяных компаний также значительно возрастут", — отметил Игорь Кацал.
ОАО "АК "Транснефть" совместно с СПбМТСБ создали и утвердили дорожную карту, в рамках которой проводятся мероприприятия, чтобы помочь рынку: стабилизировать качество в Приморске, прежде всего, сформировать хороший стабильный сорт, чтобы он стал бэнчмарком.
"Мы готовы к любым вызовам рынка и предложениям нефтяных компаний", — заключил Игорь Кацал.
В свою очередь, вице-президент Сергей Андронов подчеркнул, что Urals Heavy — это рабочее название предполагаемого нового сорта нефти. "Пока это идея, которая позволит стабилизировать качество на НПЗ России, а также на основных экспортных потоках", — отметил он. Решение будет принимать правительство РФ и Минэнерго РФ по итогам анализа тех данных, которые ежеквартально предоставляются ОАО АК "Транснефть" — об изменении качественного состава нефти при поставках на экспорт и на НПЗ Российской Федерации.
ОАО "АК "Транснефть", стабилизируя качество и потоки нефти, которые идут на российские заводы и экспорт, видит, что ситуация подталкивает к решению проблемы качества. "Надеемся, что мы получим российский сорт нефти, который будет успешно продаваться через инфраструктуру, созданную компанией "Транснефть", — отметил Сергей Андронов.
Заместитель вице-президента — директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов Владимир Назаров в ходе заседания представил доклад по структуре экспорта российских нефтепродуктов. По данным на 2015 год при первичной переработке нефти в 282 млн т произведено 76 млн тонн дизельного топлива, 39 млн тонн автомобильного бензина и порядка 10 млн тонн авиатоплива.
Практически весь авиационный керосин остается в РФ, как и автобензин, и только дизельное топливо является экспортным продуктом — внутреннее потребление на уровне 32 млн тонн, порядка 34-35 млн тонн дизеля экспортируется, сообщил он.
Владимир Назаров отметил, что все крупные НПЗ сосредоточены в западной части РФ. К системе магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) подключены не все НПЗ России, а в основном те, которые находятся в западной части. На 20 НПЗ России перерабатывается более 70% нефти, из этих заводов неподключенными к системе остаются четыре — Туапсинский, Ангарский, Комсомольский и Волгоградский. Волгоградский НПЗ будет подключен к системе МНПП в рамках реализации проекта "Юг", добавил заместитель вице-президента.
По магистральной системе транспортируется порядка 25% от общего объема производства светлых нефтепродуктов. Если динамика производства стабильна на уровне 125-126 млн тонн светлых нефтепродуктов, то на долю транспортировки трубопроводным транспортом приходится 25% от этого объема, остальное транспортируется другими видами транспорта (железная дорога, автомобильный и водный транспорт), уточнил он.
Примерно три четверти объема транспортировки приходится на экспортные направления, что является следствием преимущества трубопроводных поставок перед другими видами транспорта: по магистральной системе нефтепродукты транспортируются на большие расстояния, дешевле и большими партиями. Поэтому система МНПП привлекательна для российских производителей при экспорте светлых нефтепродуктов.
Основное направление при поставках нефтепродукта трубопроводным транспортом — это Приморск. Данное направление компания активно развивает и будет расширять в будущем, при этом сокращая объемы зарубежных портов и пунктов потребления. По железной дороге фиксируется сохранение объемов поставок на Прибалтику, заметил Владимир Назаров.
ОАО "АК "Транснефть" стремится к тому, чтобы представлять экономически более привлекательное направление — российские порты, пояснил он.
Владимир Назаров также сообщил, что с мая 2016 года ОАО "АК "Транснефть" возобновляет поставки трубопроводным транспортом в направлении Украины. Поставки не осуществлялись последние два года, и теперь урегулированы все вопросы с украинской и белорусской сторонами.
"Но это не снижает ресурсную базу для российских портов. Наша основная создать такие экономические условия для российских производителей, чтобы им было, в первую очередь, экономически выгодно идти в российские порты", — подчеркнул Владимир Назаров.
Он также сообщил, что с проектных 9 млн т в 2013 году, компания уже в 2016 году ожидает поставок нефтепродуктов на Приморск на уровне 15 млн т, при этом ожидается сокращение поставок на порт Вентспилс до 2 млн тонн — это почти трехкратное снижение за последние три года.
"Практически мы видим, что это перенаправление потоков. В этом и есть смысл — мы создали привлекательные условия для российских производителей, не вводя при этом каких-либо ограничений по доступу к системе нефтепродуктопроводов", — подчеркнул он.
Говоря о реализуемых проектах, Владимир Назаров отметил, что в 2016 году проект "Север" достигнет 15 млн тонн в части перевалки. Компания ставит задачу к 2020 году расширить проект "Север" до 25 млн тонн, чтобы создать еще более оптимальные условия для российских нефтяных компаний и еще больший объем продукта перенаправить в российские порты. В 4 квартале 2016 года должна завершиться реализация проекта "Север-15", в рамках которого идет сегодня расширение мощностей.
Вторым проектом по развитию экспортных мощностей РФ является "Юг", в рамках которого будет осуществляться экспорт через порт Новороссийск. Реализуется проект также поэтапно, и в конце 2017 года Волгоградский НПЗ получит возможность транспортировать по системе свой продукт в порт Новороссийск.
Большая часть проектных работ в настоящее время выполнена, отметил Владимир Назаров. Участок Волгоград — Новороссийск будет обеспечивать 6 млн тонн транспортировки, начиная с 2018 года, и уже в период с 2017 года по 2020 год будет реализовываться проект "Самара-Волгоград" с расширением участка от Волгограда до Новороссийска до 11 млн тонн. "То есть в конечном итоге в Новороссийск планируется поставлять 11 млн тонн дизельного топлива с подсоединением к общей системе магистральных нефтепродуктопроводов", — отметил Владимир Назаров.