Заключение по вопросу коррозионного воздействия органических хлоридов на объекты трубопроводного транспорта нефти
Органические хлориды используются в качестве реагента при добыче высоковязкой нефти. Нефтедобывающие компании закачивают органические хлориды в скважины для разжижения асфальто-смолистых отложений с целью увеличения отдачи пластов.
Таким образом, органические хлориды попадают в трубопроводную систему ПАО "Транснефть" только вместе с нефтью, полученной от нефтедобывающих компаний, а организации системы "Транснефть" хлорорганические соединения в транспортируемую нефть не добавляют.
Качество нефти при приеме в систему трубопроводного транспорта до 2002 года регламентировались ГОСТ 9965-76 "Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия" в котором требования по ограничению содержания органических хлоридов отсутствовали. Таким образом, по большей части действующей магистральной трубопроводной системы на протяжении 20-30 лет транспортировали нефть без контроля содержания органических хлоридов, и за этот период негативных коррозионных воздействий со стороны данных химических соединений на трубопроводы и технологическое оборудование не выявлено.
В настоящее время действует ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", который устанавливает ограничение по массовой доле органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 °С, не более 10 (ррт) мкг/г.
Из-за проблем, связанных с выходом из строя оборудования НПЗ в 2001 г. Министерством энергетики РФ был издан приказ №294 "О запрещении применения хлорорганических реагентов в процессе добычи нефти", который отменен приказом №228 Министерства энергетики РФ в 2012 г.
Органические хлориды оказывают критическое влияние на работу оборудования НПЗ. Под воздействием высоких температур (более 150°С) на НПЗ органические хлориды разлагаются с выделением соляной кислоты, которая приводит к значительной коррозии внутренней поверхности трубопроводов и оборудования НПЗ.
Кроме того, соляная кислота взаимодействует с аммиаком, образующимся при гидрировании соединений азота, которые присутствуют в нефти. В результате образуется хлорид аммония — белое порошкообразное вещество, которое забивает теплообменники, трубопроводы, запорную арматуру и другое оборудование на НПЗ. Хлориды также резко снижают эффективность катализаторов.
Негативное воздействие органических хлоридов на оборудование НПЗ при нагреве нефти в процессе ее переработки является широко известной проблемой и описано в различных литературных источниках:
- С.В. Винтилов, Д.А. Акишев, В.П. Жолобов, В.И. Зайцев, Анализ проблем, связанных с образованием отложений в процессах переработки нефти и ростом коррозионного износа оборудования на НПЗ//Химическая техника №6/2015.
- Р. Р. Фазулзянов, А. А. Елпидинский, А. А. Гречухина, Н. Ю. Башкирцева, Применение реагентов на установках первичной переработки нефти // Вестник Казанского технологического университета №16/2013.
Проблем связанных с воздействием хлоридов на трубопроводы, технологическое оборудование и металлоконструкции резервуаров ПАО "Транснефть" не выявляется, так как при температурах перекачки принятых в ПАО "Транснефть" (5-40 °С) разложения органических хлоридов не происходит и тем самым отсутствует вероятность негативного коррозионного влияния на работу магистральной трубопроводной системы.
Согласно данным справочной литературы органический хлорид дихлорэтан разлагается с выделением соляной кислоты только при температурах 140-250 °С. (см. Ошин Л.А., Промышленные хлорорганические продукты. Справочник. — М.: Химия, 1978).
Таким образом, органические хлориды, транспортируемые вместе с нефтью по системе магистральных трубопроводов, коррозионной активностью к материалу трубопроводов, технологического оборудования и конструкциям резервуаров не обладают.