media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Комитет Госдумы по энергетике провел выездное совещание по вопросам налогообложения и обеспечения рентабельной разработки месторождений сверхвязкой и высоковязкой нефти
22.02.2021

Объем российских запасов сверхвязкой нефти составляет порядка 2 млрд тонн. Среди регионов, где ведется разработка таких запасов) республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный  округ, республика Коми. В Коми расположено одно из старейших месторождений Тимано-Печоры — Ярегское. Его эксплуатация началась еще в 1932 году. Нефть Яреги залегает на глубине 165-200 м, обладает очень высокой вязкостью. Сегодня Ярега — единственное место в России, где нефть добывают подземным — термошахтным — способом.

Как показывает мировая практика, эффективная разработка месторождений сверхвязкой и высоковязкой нефти требует значительных ивестиций и мер государственной поддержки. . Создание стимулирующих условий в России началось в 2007 году с установлением нулевой ставки НДПИ. В 2012 году была введена льготная ставка по экспортной пошлине на сверхвязкую нефть с коэффициентом 0,1 на период 10 лет. Льготы в сочетании с новыми технологическими решениями позволили интенсифицировать разработку месторождений сверхвязкой нефти в стране.

В конце 2020 года в налоговое законодательство были внесены изменения, отменяющие часть понижающих коэффициентов к НДПИ. По мнению Минфина, это должно принести бюджету порядка 290 млрд руб. дополнительных доходов уже 2021году.  Однако, по оценкам экспертов и компании ЛУКОЙЛ в долгосрочной   перспективе это может привести к сокращению производственных и инвестиционных программ добычи  сверхвязкой нефти из-за снижения рентабельности, что повлечет негативные экономические и социальные последствия.

Государственный Совет республики Коми принял обращение к Государственной Думе и Совету Федерации с просьбой рассмотреть возможность сохранения действующих льгот для сверхвязкой и высоковязкой нефти.

Для обсуждения вопроса в республику прибыла делегация представителей федеральной законодательной и исполнительной власти — Совета Федерации, Государственной Думы, министерства финансов РФ, министерства энергетики РФ. Ее члены своими глазами увидели, как добывается сверхвязкая нефть Ярегского месторождения, что дает экономике и социальной сфере  рентабельная работа компании, разрабатывающей его, в экономическом и социальном плане.

В рамках выездного совещания к представителям федеральной власти присоединились  депутаты и министры республики Коми.

Открывая совещание, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный сформулировал задачу дискуссии: выработать новые системные механизмыстимулирования разработки сверхвязкой и высоковязкой нефти. "Речь идет о том, что в тех условиях, в которых работает наша нефтегазовая отрасль, требуется постоянная донастройка ее налогообложения, не столько в части общеотраслевых налогов, сколько в части нефтегазовых налогов, в части дифференциации налогообложений недропользования. Внешние условия постоянно меняются, меняется конъюнктура цен, спроса, предложения, ситуация в самой отрасли и на каждом месторождении. Где-то на месторождениях высокий уровень рентабельности, где-то низкий, и некоторые принимаемые решения могут привести к снижению эффективности тех инвестиций, которые сделаны. В данном случае такая ситуация сложилась с налогообложением сверхвязкой нефти. Это касается и Коми, Ханты-Мансийского округа, и Татарстана. Необходимо долгосрочные системные решения, обеспечивающее предсказуемость и эффективность инвестиций, например, с применением режима НДД, инвестиционных налоговых вычетов с заключением соответствующих соглашений", заявил Завальный.

Заместитель Председателя Правительства Республики Коми Ирина Бахтина поблагодарила представителей федеральных органов государственной власти за проявленную готовность к диалогу и стремление разобраться в ситуации на месте. Она обратила внимание участников совещания на то, какую роль играет добыча сверхвязкой и высоковязкой нефти и связанная с ней деятельность в экономике региона. Так, накопленные инвестиции компании ЛУКОЙЛ в Ярегское месторождение составляют около 250 млрд руб, запланированные — более 800 млрд руб. Кроме того, компания строит социальные объекты, жилье, обеспечивает хорошие рабочие места, даёт перспективу развития и Яреге, и всей республике.

"Принятые решения по  мерам налогового стимулирования для сверхвязкой и высоковязкой нефти могут оказать критическое влияние на планы дальнейшей разработки. И если разработка месторождения станет убыточной, это больно ударит по республике. Бюджет Коми может потерять до 7 млрд руб. Есть риск роста безработицы, социальной напряженности, снижение дохода людей и потребительского спроса, оттока молодёжи из региона", отметила Ирина Бахтина.

Вице-президент ПАО "ЛУКОЙЛ" по экономике и планированию Геннадий Федотов рассказал об особенностях и проблемах добычи сверхвязкой нефти на примере Ярегского месторождения. Несмотря на то, что это — одно из старейших месторождений Тимано-Печорского бассейна, оно является современным и высокотехнологичным. В 2017 году здесь была построена уникальная для нашей страны водоподготовительная установка мощностью 700 кубометров в час. Она была запущена в промышленную эксплуатацию вместе с пунктом подготовки сбора нефти "Ярега", образовав единый производственный комплекс. Тогда же, в 2017 году, заработал энергоцентр "Ярега" мощностью 73 мегаватт.  Общий объем инвестиций составил 180 млрд рублей.

В настоящий момент извлекаемые запасы нефти 384 млн тонн Полка добычи среднесрочной перспективе предполагалась на уровне  более 7 млн тонн в год.

В результате принятых решений по сверхвязкой нефти налоговая нагрузка выросла в 25 раз, по высоковязкой — в 1,5 раза. Соответственно уже при вполне вероятной цене около 40 долларов и ниже возникают риски операционной убыточности на данных месторождениях. При изменении планов разработки, переносе инвестиций могут возникать техногенные риски, связанные с прекращением частичной эксплуатации и отказом от развития месторождений, Также возникают потенциальные риски безвозвратной потери запасов, потому что данные месторождения требуют специальных технологий разогрева пласта, и при его охлаждении часть запасов может быть потеряна. При том, что снятие ограничений в связи со сделкой ОПЕК плюс потребует быстрого наращивания добычи.

Компании, разрабатывающие  месторождения сверхвязкой и высоковязкой нефти, предлагают принять в отношении них решения, которые позволят продолжить эффективную разработку сверхвязкой нефти. Выходом мог бы временный инвестиционный  вычет  из НДПИ в качестве компенсации, системным решением — распространение на сверхвязкую и высоковязкую нефть режима НДД с выделением их в отдельную категорию", пояснил позицию нефтяников  вице-президент ЛУКОЙЛ.

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин отметил, что перед российской нефтяной отраслью стоит задача эффективной монетизации имеющихся запасов всех категорий нефти. Для этого необходима донастройка фискального и инвестиционного режима, чтобы  он был и привлекательным, и предсказуемым. "Мы ведем соответствующую работу с Минфином. При этом важно учитывать и важность наполнения бюджета в нынешней непростой экономической ситуации, связанной с пандемией и кризисом. Добыча сверхвязкой нефти гораздо сложнее и дороже монетизации традиционных запасов. Минэнерго поддерживает перевод месторождений сверхвязкой и высоковязкой нефти в режим НДД. Нужны  правильные его параметры и гарантии стабильности режима в разумные, по возможности краткие сроки", заявил Павел Сорокин.

Статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов пояснил позицию Минфина. Во первых, он уверен, что развития негативного сценария с остановкой добычи на месторождениях сверхвязкой нефти не произойдёт. С его точки зрения, сегодняшнего курса доллара и цены на нефть на мировом рынке будет достаточно для того, чтобы снижения  выручки компаний и налога на прибыль в бюджеты регионов не случилось. Минфин готов провести разработку параметров режима НДД для сверхвязкой и высоковязкой нефти в 2021 году для его введения в 2024 году после окончания сделки ОПЕК плюс, с тем, чтобы компании, имея понимание параметров и перспектив, могли инвестировать в проекты в 2022-2023 годах. Что касается инвестиционного вычета, возможность его предоставления будет определяться показателями курса доллара и цен на нефть на мировом рынке.

Председатель комитета Государственной Думы по контролю и регламенту Ольга Савостьянова, представляющая в парламенте Республику Коми, обратила внимание участников совещания, что сам факт приезда в республику такой представительной делегации показывает степень обеспокоенности складывающейся ситуацией. "Конечно, такая ответственная компания как ЛУКОЙЛ, например, будет работать в Коми даже в сложившихся налоговых условиях. Но будет ли она развиваться, и будет ли вместе с ней развиваться республика? Налоги не могут быть ради налогов. Конечно, фактор наполнения бюджета важен, но нужно просчитать ситуацию на перспективу, дать возможность развития и планирования", заявила Ольга Савостьянова.

Резюмируя дискуссию, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный  заявил: "мы пришли к тому, чтобы предложить Правительству РФ, Минфину, Минэнерго  сейчас, не подвергая сомнению ранее принятые решения, проработать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие не позднее 2024 года возможность перехода на режим НДД от добычи с участков недр, содержащих запасы сверхвязкой и высоковязкой нефти, с введением отдельной группы НДД или возможность применения инвестиционного налогового вычета по НДПИ при добыче этих видов нефти при условии заключения инвестиционного соглашения. Это позволит обеспечить поддержание объемов добычи нефти, сохранение и расширение инвестиций, в том числе, обеспечивающих дополнительный прирост ВВП, развитие смежных отраслей, экономики и социальной сферы нефтедобывающих регионов".

Комитет по энергетике намерен продолжить работу над темой с тем, что системные решения были приняты до начала нового бюджетного процесса. На 16 марта намечено проведение круглого стола по налогообложению сверхвязкой и высоковязкой нефти.

Источник: Пресс-служба Комитета Госдумы по энергетике
<< Февраль, 2021 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ