Вся мировая экономика и геополитика по-прежнему слишком завязаны на нефтяные цены. А нефтяные цены слишком зависимы от конкретных людей. Отставной офицер-десантник, президент Венесуэлы Уго Чавес выиграл всенародный референдум, который решал судьбу его президентства. Чавес остается президентом. На фоне заявлений финансового директора ЮКОСа Брюса Мизамора о возможности банкротства крупнейшей российской нефтяной компании в ближайшие дни, а также шиитского мятежа в Ираке, практически остановившего экспорт нефти из этой страны, победа Чавеса становится едва ли не единственным позитивным фактором на мировом нефтяном рынке.
Боливарианская Республика Венесуэла — небольшая страна на севере Южной Америки. Живет в ней около 25 миллионов человек. И никто не обращал бы на Венесуэлу ровно никакого внимания, если бы не три миллиона баррелей нефти в день, которые производит эта страна. Венесуэла занимает пятое место среди мировых экспортеров нефти.
В последние дни мировые цены на нефть, и без того побившие исторические рекорды, росли со скоростью доллар за баррель в день. Эксперты заговорили о возможности трехзначных цен — 100 долларов за баррель. Причем рост цен продолжался на фоне постоянных заявлений об уменьшении потребления нефти и об отсутствии дефицита предложения. Именно сочетание трех факторов — близости краха ЮКОСа, резкого обострения ситуации в Ираке и возможной досрочной отставки президента Венесуэлы — повергло рынок в паническое состояние. Трейдеры опасались, что, если Чавес проиграет, Венесуэла погрузится в политический хаос и прекратит поставки нефти на мировой рынок.
В результате экстравагантный президент маленькой страны, не обладающей ни ядерным оружием, ни сколько-нибудь существенным политическим весом даже в Южной Америке, не говоря уже о мире в целом, стал одним из гарантов глобальной мировой стабильности.
Казус Чавеса — свидетельство сохраняющейся предельной уязвимости мирового хозяйства и слишком большой зависимости глобальной экономики от субъективных факторов. Когда люди бен Ладена атаковали Америку 11 сентября 2001 года, их главной задачей было не просто уничтожить символы величия Америки и не просто продемонстрировать новый тип войны, но и спровоцировать глобальный хаос, причем не только социальный (всеобщий ужас перед угрозой терроризма, перед которым оказалась бессильна даже самая сильная держава планеты), но и экономический (крах авиационных компаний из-за боязни людей летать самолетами, резкий рост цен на нефть из-за угрозы терактов в главных нефтедобывающих странах, всеобщий спад из-за боязни инвесторов вкладывать деньги в экономику вследствие закритических политических рисков и т. д.). Хотя мировая экономика не впала в кризис и даже демонстрирует умеренные темпы роста, террористам отчасти удалось дестабилизировать основы ее существования. Нефтяной рынок, и без того сильно подверженный воздействию субъективных факторов вроде забастовок буровиков на нигерийских скважинах, теперь всецело находится во власти субъективизма.
В такой ситуации неопределенность судьбы ЮКОСа и попытки российских властей открыто играть акциями этой нефтяной компании не просто дестабилизируют один из ключевых мировых рынков, но и играют на руку международным террористам. Потому что если против самих террористических организаций вроде "Аль-Каиды" еще можно проводить военные спецоперации, то против глобального экономического кризиса, да еще и вызванного не собственно экономическими причинами, а политическими факторами, человечество бессильно.
Так что победа президента Венесуэлы Уго Чавеса на референдуме имеет для мира не меньшее значение, чем исход президентских выборов в США.
Но, если лидеру иракских шиитов Мухтаде ас-Садру и его армии удастся и дальше блокировать иракский экспорт нефти с помощью взрывов нефтепроводов и терминалов, если российские власти и дальше будут играть с ЮКОСом в кошки-мышки, заставляя компанию балансировать на краю пропасти, отставной десантник и стихийный социалист Уго Чавес в одиночку не сможет сдерживать от потрясений нефтяной рынок — а значит, и всю мировую экономику.
Вершителями судеб мира могут стать представители государств, политическое влияние которых ничтожно мало
16.08.2004
Мероприятия:
-
10-11 февраляПрактический семинар
-
12 февраляСеминар-консультация
-
12 февраляПрактический семинар
<< | Август, 2004 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
- Ответственность недропользователей за причинение ущерба недрам
- Оценка извлекаемых запасов углеводородов. Нужно ли изобретать велосипед?
- Итогом инвентаризации нефтяных запасов должно стать не "раскулачивание", а гибкий подход
- Недропользование в России: новеллы и законодательные инициативы
- Роберт Дадли о работе в России: "Сохраняйте доверие!"
- Влияние межтопливной конкуренции на цены природного газа в международной торговле
- Малая энергетика в России: преимущества и практические проблемы
- Проблемные вопросы по технологическому присоединению к электрическим сетям
- Свободное ценообразование в теплоснабжении: антимонопольные риски и меры по их минимизации
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2018 г. № 1045
- Федеральный закон от 30 марта 2016 г. № 77-ФЗ
- Федеральный закон от 30 марта 2016 г. № 74-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 23 марта 2016 г. № 229
- Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ
- Информация Минэкономразвития России "Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 июля 2016 г."
- Приказ Ростехнадзора от 29 марта 2016 г. № 120
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16
- Информация Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 марта 2016 г.
- Информация Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2016 г.