Промежуточные итоги указанного контрольного мероприятия были рассмотрены и утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 13 апреля 2009 г. С докладом по данному вопросу выступил аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын.
В ходе проверки установлено, что государством в качестве основного механизма привлечения инвестиций в электроэнергетическую отрасль была выбрана продажа акций электрогенерирующих компаний частным инвесторам. Реализация указанных решений позволила привлечь в отрасль 448,1 млрд руб. Однако, как показала проверка, сформированный в отрасли инвестиционный ресурс используется крайне неэффективно.
На сегодняшний день обязательства генерирующих компаний по строительству новых мощностей и использованию на эти цели денежных средств, полученных от продажи акций инвесторам, не закреплены законодательно. Отсутствие гарантий целевого и эффективного использования средств, полученных от продажи объектов энергетики, может привести к их потере и, как следствие, к деградации энергетической отрасли.
Сформированная на сегодняшний день система мер по обеспечению выполнения электрогенерирующими компаниями указанных обязательств посредством подписания соглашений между акционерами о совместных действиях по выполнению инвестиционной программы и договоров на предоставление мощности на оптовый рынок электроэнергии (ДПМ), содержащих конкретные обязательства по вводу генерирующих мощностей и финансовые санкции за их неисполнение, неэффективна и законодательно не обеспечена.
Как показала проверка, ни одно из указанных мероприятий на сегодняшний день не реализовано в полном объеме. По состоянию на 1 января 2009 г. из 25 предприятий-владельцев генерирующего оборудования ДПМ в полном объеме юридически оформлены только с двумя предприятиями.
Соглашения акционеров между ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "СО ЕЭС" и приобретателями акций дополнительных эмиссий генерирующих компаний (стратегическими инвесторами) подписаны с акционерами 13 генерирующих компаний.
Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об отсутствии у значительного количества генерирующих компаний юридически оформленных и законодательно подтвержденных обязательств по строительству новых энергетических мощностей и использованию на эти цели денежных средств, полученных от продажи акций дополнительных эмиссий.
Минэнерго России и ОАО "СО ЕЭС", уполномоченные действующим законодательством на осуществление функций по контролю за реализацией инвестиционных программ в электроэнергетике, не имеют реальных рычагов управления данным процессом вследствие отсутствия предусмотренных законодательством подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих эту деятельность и определяющих обязательства субъектов электроэнергетики, а также меры воздействия в случае их невыполнения.
Отсутствие в электроэнергетической отрасли законодательно закрепленного механизма контроля за своевременным и надлежащим выполнением субъектами электроэнергетики инвестиционных программ, а также единого порядка раздельного учета инвестиционных средств приводит к их значительному использованию по нецелевому назначению.
Так, в ходе проверки ОАО "ОГК-3" было установлено, что из 81,7 млрд руб., полученных Обществом в результате продажи в 2007 г. акций дополнительной эмиссии, предназначенных для финансирования строительства новых генерирующих мощностей, 29,2 млрд руб. было использовано не по целевому назначению на финансирование текущей деятельности Общества и приобретение непрофильных низколиквидных активов.
В частности, 16,15 млрд руб., или 55% суммы нецелевого использования, было направлено на приобретение:
- пакета акций ОАО Компания "РУСИА Петролеум" в размере 25% - 1 акция от уставного капитала у компании JARFORD ENTERPRISES INC.;
- пакета акций PLUG POWER INC. в размере 34,97% от уставного капитала у компании SMART HYDROGEN INC.;
- доли ООО "Группа Т - Инвест" в размере 100% у компании INTERROS INTERNATIONAL INVESTMENTS LIMITED.
Данные сделки осуществлялись при явной заинтересованности представителей основного акционера Общества - ОАО ГМК "Норильский Никель", а корпоративные процедуры - под непосредственным руководством его менеджмента без учета мнения государства, являющегося одним из акционеров ОАО "ОГК-3". Действия стратегического инвестора негативно отражаются на показателях деятельности Общества и приводят к финансовым потерям в виде недополучения дохода от размещения эмиссионных средств на депозитных вкладах.
В результате столь значительного отвлечения эмиссионных средств инвестиционная программа Общества по состоянию на 1 марта 2009 г. обеспечена источниками финансирования только на 66%.
-
1-5 апреляПрограмма повышения квалификации
-
23-24 маяПрактический семинар
<< | Апрель, 2009 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента