"Большое спасибо. Уважаемые дамы и господа! Благодарю за приглашение. Для меня честь снова быть здесь. Помню, примерно пять лет назад я посетил Chatham House и тогда говорил в основном о наших планах, так как после моего первого избрания прошел всего лишь год. Сейчас, спустя пять лет, мы уже можем говорить о достижениях. Однако в стране еще многое предстоит сделать. Считаю, что последний пятилетний период был чрезвычайно важным для страны и ее будущего.
Эти годы показали, что Азербайджан может успешно развиваться как независимая страна, способен защищать свои национальные интересы, налаживать продуктивные отношения со странами-партнерами. В частности, в условиях финансового и экономического кризиса. Текущий год еще раз продемонстрировал, что наша экономика устойчива и диверсифицирована. В последние пять лет мы направляли основное внимание на внутренние проблемы страны и вопросы, относящиеся к внешней политике.
Но, разумеется, без сильной экономики, политической стабильности и единства в обществе очень трудно добиться полной независимости во внешней политике. Основное внимание направлено именно на экономические реформы, экономическое развитие, энергетическую политику. Как вам известно, энергетическая политика составляет большую часть нашей экономики, и результаты этих усилий можно увидеть в некоторых цифрах, демонстрирующих наши достижения.
Промышленное производство выросло в 2,5 раза, бюджетные расходы — в 12 раз. Уровень бедности сократился в 4 раза. За последние пять лет проделана большая работа в области образования и здравоохранения. В Азербайджане построено 1600 школ. Экономический рост создает возможности для развития не только столицы, но и наших районов. В районах Азербайджана идет стремительное развитие.
Иногда наши экономические показатели увязывают с нефтью и ценами на нефть. Однако это не так, потому что нефть добывается и в других странах. Некоторые из наших соседей добывают больше нефти, чем мы. В то же время, если вы обратите внимание на экономическое развитие наших районов, то увидите аналогичную ситуацию. Нефть добывается не в наших районах, а в Баку, на Каспии. Диверсификация экономики, поддержка предпринимательства и экономические реформы устраняют зависимость от нефти. Это было одной из наших основных целей: уменьшить зависимость, создать сильную экономику, которая будет стабильной во время кризисов, низких цен на нефть и даже при сокращении добычи.
Серьезно решаются социальные вопросы. Как я уже отметил, сокращение бедности, на мой взгляд, является одним из крупнейших достижений в Азербайджане. Это также свидетельствует о том, что доходы от нефти распределяются справедливо. Иначе число бедных не сокращалось бы, а, напротив, увеличилось. Нам известен также опыт некоторых других стран—производителей нефти. Все указанные факторы создали в Азербайджане очень благоприятную среду. Осуществляемые Азербайджаном реформы были отмечены и Всемирным банком. В своем отчете Doing Business эта организация признала Азербайджан страной-реформатором номер один в 2008 г. Это также очень отчетливо демонстрирует нашу повестку дня. В Азербайджане политические и экономические реформы осуществляются параллельно. Считаю, что это единственно возможный формат для проведения реформ в стране. 18 лет назад наша страна была частью Советского Союза. Рыночная экономика находилась на нулевой отметке. Сегодня же рыночная экономика составляет 85 процентов нашей экономики.
В нашей истории до независимости у нас не было политической системы. Однако сегодня политическая система развивается. Поэтому внутренние вопросы, которым мы уделяем внимание, позволяют нам спокойно чувствовать себя в регионе, проводить независимую политику, так как вы можете спокойно проводить независимую политику, когда ни от кого не зависите. В этом случае вы проводите политику, вытекающую из интересов вашего народа, политику, направленную не на противостояние, а на сотрудничество, партнерство, нормальные связи с соседями и традиционными партнерами.
Энергетическая политика была важной частью нашей позиции, и, возможно, этот фактор будет продолжать играть свою важную роль уже не только в Азербайджане, но и в регионе. Реализуемые нами нефтегазовые проекты являются сегодня прочным фундаментом будущего энергетического развития в мире. Азербайджан был первой страной, пригласившей зарубежных инвесторов в Каспийское море. Наш стратегический партнер — компания BP является лидером в важнейших для нас проектах и вопросах регионального развития. Рост добычи на нефтяных и газовых месторождениях, трубопроводы, построенные нами за счет инвестиций, благоприятный инвестиционный климат в Азербайджане и привлечение инвестиций в ненефтяной сектор — все это произошло благодаря мудрости общенационального лидера Гейдара Алиева. В 1994 г. он выдвинул идею подписания "Контракта века". А сегодня мы располагаем диверсифицированной инфраструктурой поставок. У нас 7 трубопроводов, по трем из которых транспортируется в различных направлениях нефть, а по четырем — газ. В добычу вложены миллиарды долларов инвестиций. В этом году добыча нефти составит почти 50 млн тонн, а добыча газа достигнет 25-27 млрд кубометров.
Открытые запасы позволят Азербайджану в течение как минимум 100 лет быть надежным поставщиком газа на мировые рынки. Новые инвестиции, в том числе подписанный сегодня утром Меморандум взаимопонимания между ВР и ГНКАР, демонстрируют, насколько привлекателен Азербайджан даже в кризисные годы, в период снижения цен на нефть. Это связано с тем, что в нашей стране существуют прогнозируемая ситуация, политическая стабильность и обеспечивается защита всех инвестиций.
С того времени, как мы приступили к энергетическому сотрудничеству с нефтяными компаниями, у нас никогда не было каких-либо правовых тяжб или споров, либо попыток изменить условия. Мы соблюдаем условия контрактов. Все основные нефтяные контракты после ратификации в парламенте подписываются Президентом и обретают силу закона. Таким образом, никто не может изменить их. Это означает доверие, которое позволяет привлекать инвестиции и в другие отрасли. Для того, чтобы привлекать инвестиции в такие молодые независимые страны как Азербайджан, мы должны постоянно укреплять доверие, создавать необходимую политическую и экономическую среду",- отмечается в речи главы государства.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
18 июняПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
<< | Июль, 2009 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента