С докладом, посвященным проблемам российских рынков нефтепродуктов, выступил Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. На заседании также выступили с докладами Директор департамента по контролю в сфере энергетики итальянского Конкурентного ведомства (ICA) Александро Ноче, руководитель Свердловского УФАС России Татьяна Колотова, член НП "Содействие развитию конкуренции в странах СНГ" Анна Нумерова. Докладчики обменялись опытом анализа рынков нефти и нефтепродуктов, мерами по развитию конкуренции, а также практикой рассмотрения дел о нарушения антимонопольного законодательства.
Анатолий Голомолзин рассказал участникам круглого стола о состоянии конкуренции на рынке нефтепродуктов. "Рынок нефтепродуктов монополизирован, - заявил он.- На российском рынке нефтепродуктов коллективно доминируют 4 вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК): ОАО "Газпром нефть", ОАО "ТНК-ВР", ОАО "НК Роснефть", ОАО "ЛУКОЙЛ". В России производство нефтепродуктов из российской нефти осуществляется на 28 крупных НПЗ. Половина всех произведенных нефтепродуктов экспортируется, причем в основном низкокачественных. Экспортируется 80% произведенного мазута, около 60% дизельного топлива, а также 15-20% бензина и 20-25% авиатоплива.
В Италии 75% потребляемой в стране нефти импортируется, нефтепереработку осуществляют 17 НПЗ. В основном НПЗ контролируются итальянскими или зарубежными ВИНК. Независимая нефтепереработка составляет менее 20%. Из Италии экспортируется 26% от всех произведенных нефтепродуктов, в значительной степени это высококачественные автобензин и дизельное топливо (65% в общей структуре экспорта нефтепродуктов).
Цены на внутреннем оптовом рынке Италии в значительной степени определяются ценами на нефть и на нефтепродукты на мировом рынке на. Соответственно, внутренние цены приводятся к котировкам внешнего рынка по формуле "Plats+". Участники круглого стола, отметили, что при росте цен на мировых рынках происходит рост цен на национальных рынках. При падении цен на внешних рынках имеет место задержка падения цен на внутренних, но не более чем на неделю. В связи с этим было констатировано, что рост цен на российском рынке, сразу вслед за ростом цен на внешнем рынке, а также полутора-двух месячная задержка снижения цен на российском рынке при снижении цен на внешнем рынке является следствием коллективного доминирования на рынке РФ основных ВИНК и злоупотребления ими доминирующим положением на рынке.
Российская сторона проинформировала коллег о предложениях ФАС России о развитии внутреннего индикатора цены на основе биржевых и внебиржевых котировок, а также о предложениях по формуле цены по методу Net Back.
Эксперты ICA оценивают рынок автомобильного топлива как имеющий предпосылки для согласованных действий его участников: выраженный ценовой параллелизм 8 ВИНК, высокая маржа от продаж бензина и дизельного топлива, обмен информацией между компаниями по ежедневно предлагаемым изменениям цен на следующий день. С целью предупреждения нарушения антимонопольного законодательства ВИНК был выставлен ряд требований поведенческого (связанные с обменом информации) и структурного (для создания условий конкуренции на итальянском рынке) характера.
На розничном рынке особые требования выдвигаются для ENI, чья доля превышает 30%: в течение 3-х лет на ее заправках, оказывающих полный пакет услуг, цены не должны быть выше более чем на 7 евроцентов, чем средние по ЕС, а на 3000 заправках с системой предоплаты и самообслуживанием цены не должны быть выше, чем в ЕС, и как минимум ниже на 5 евроцентов, чем на заправках с полным пакетом услуг.
Важными для конкуренции является право доступа независимых итальянских компаний к получению нефтепродуктов непосредственно с НПЗ на тех же условиях, что и аффилированные с владельцами НПЗ компаниями. В РФ это право будет обеспеченно только после завершения судебных процедур в отношении ВИНК в соответствии с предписаниями ФАС России, вынесенными по результатам рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Законом Италии установлена обязанность предоставлять недискриминационный доступ независимым участникам рынка к логистическим сетям и установкам ВИНК по хранению топлива. В России обязанность такого доступа установлена в рамках предписаний поведенческого характера, которые ФАС выставил ВИНК в рамках контроля крупных сделок слияний и приобретений. Нормативно эта проблема пока урегулирована лишь в отношении авиатоплива в правительственных Правилах доступа к услугам в аэропортах. Кардинально эту проблему можно решить в рамках "третьего антимонопольного пакета" с регламентацией процедур недискриминационного доступа наряду с услугами естественных монополий и к ключевым объектам инфраструктуры. За рубежом их называют "ключевыми активами" (essential facilities).
Анатолий Голомолзин отметил: "Основные нарушения антимонопольного законодательства, с которыми мы сталкиваемся во время работы, - злоупотребление доминирующим положением, в том числе, такое как установление монопольно высоких цен и дискриминационное ценообразование. Кроме того, выявлено значительное количество ценовых сговоров на региональных рынках". Представители ФАС России рассказали о практике рассмотрения дел на региональных рынках, в частности, обсуждались примеры дел по согласованным действиям, направленным на повышение и поддержание цен (на примере Екатеринбурга и Томской области).
Алессандро Ноче рассказал о деле, которое было рассмотрено ICA на рынке авиатоплива. Дело было начато в 2004 году и закончилось в 2006 году. Как и в России рынок в Италии имеет олигопольную структуру: 43-45% у Эни, 16-18% у Эксон, 15-17% у Тоталь, 9-11% у Тамойл, 6-8% у Кувейт, 5-7% у Шелл. Два города Милан и Рим потребляют более 70% авиатоплива. (В России более 75% потребляется в московском авиаузле). Ситуацию усугубляет существование структурных связей в рамках совместных предприятий ВИНК в ТЗК аэропортов. Как было установлено в рамках дела, между основными участниками рынка было установлено ограничивающее конкуренцию соглашение. Компании отказались конкурировать друг с другом на проводимых авиакомпаниях тендерах. Осуществляли мониторинг и контроль своих долей на рынке. Ограничивали вхождение на рынок новых участников, отказывая в доступе к мощностям по хранению. Наладили постоянный обмен информацией между своими фирмами и совершали другие антиконкурентные действия.
По итогам рассмотрения дела ВИНКи были оштрафованы на сумму более 300 млн евро, в том числе, "Эни" - на 117 млн евро, Эксон - на 66,7 млн евро, Кувейт на 46,8 млн евро, "Шелл" - на 56,5 млн. евро, "Тамойл" - на 19,6 млн евро, "Тоталь" - на 8,9 млн евро. Как первая инстанция, так и вторая - окончательная инстанция Итальянского Административного Трибунала подтвердили законность и обоснованность решения ICA и размеров наложенных на компании штрафов.
Своим опытом поделились и российские антимонопольщики. "В IV квартале 2007 г. - I полугодии 2008 г. эти нефтяные компании устанавливали монопольно высокие цены на оптовых рынках нефтепродуктов, - рассказал Анатолий Голомолзин.- По результатам рассмотрения дел ФАС России наложила на ВИНК штрафы на сумму более 5, 4 млн руб.".
По итогам встречи стороны наметили дальнейшие перспективы развития сотрудничества в области конкурентной политики.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
18 июняПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
<< | Июнь, 2010 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента