Подход к дальнейшему снижению затрат субъектов естественных монополий должен быть взвешенным, учитывать их специфику и влияние на экономику страны, оценивать их вклад в инфляционные процессы — заявил вице-президент ОАО "АК "Транснефть" М. Барков.
Он напомнил, что компания по поручению президента РФ от 2011 г. о снижении затрат не менее, чем на 10% в год в течение трех лет осуществляет реализацию соответствующих мероприятий. Они направлены на уменьшение цен на оборудование и материалы, в том числе за счет оптимизации условий поставки и импортозамещения при сохранении качества и надежности, снижение стоимости работ и услуг подрядных организаций, затрат на энергоснабжение, операционных затрат в рамках текущей деятельности.
Так, снижение цен поставок труб большого диаметра для магистральных нефтепроводов в 2013 г. по отношению к предыдущему году по результатам торгов превысило 10%. По инвестпроектам, реализованным в 2011-2013 гг., экономия от стоимости, определенной Главгосэкспертизой составила в среднем 10-15%, в том числе за счет сокращения сроков строительства объектов нефтепроводов, добавил он.
При этом М.Барков подчеркнул, что эта работа осуществлялась с учетом необходимости поддержания безопасности и надежности работы магистральных трубопроводов, финансирования НИОКР, соблюдения сроков и объемов реализации инвестиционных проектов, установленных правительством, обеспечения финансовой устойчивости компании.
В целом за указанный период полученная экономия от реализуемых мероприятий оценивается в 56,4 млрд руб.
В то же время М. Барков заявил, что с учетом трехлетней программы по снижению затрат, решения о "заморозке" тарифов по транспортировке нефти в 2014 г. и ограничении их роста в 2015 и 2016 гг., возможности для маневра компании по снижению и перераспределению затрат значительно снижаются. Реализация мероприятий по сокращению затрат "любой ценой" на 10% ежегодно в течение последующих 5 лет не позволит обеспечить безопасность и надежность эксплуатации магистральных нефтепроводов, чревата удорожанием поставок нефти на российские НПЗ вследствие увеличения доли транспортировки нефти другими видами транспорта, сокращению выручки "Транснефти", резкому падению поступлений в бюджеты регионов РФ, считают в АК. Существенное снижение капитальных расходов компании приведет к кратно большим последующим затратам на устранение последствий аварий и восстановление производственных мощностей.
По мнению компании, подход Федеральной службы по тарифам (план деятельности ФСТ России на 2013-2018 гг.), предполагающей снижение издержек организаций инфраструктурного сектора к уровню 2013 г. на пятилетний период на 4 процентных пункта, представляется более продуманным.