15 февраля в Нижнем Новгороде на Горьковском автомобильном заводе Председатель Правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер и Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич провели совещание, посвященное развитию российского рынка газомоторного топлива и стимулированию спроса и предложения на газомоторную технику с учетом применения механизмов государственной поддержки.
В мероприятии приняли участие представители министерств и ведомств, главы регионов России, крупнейших отечественных автопроизводителей, заместитель Председателя Правления ПАО "Газпром" Виталий Маркелов, члены Правления Владимир Марков, Вячеслав Михаленко и Сергей Прозоров, руководители профильных подразделений и дочерних обществ ПАО "Газпром".
Было отмечено, что в России проводится масштабная работа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Локомотивом этой деятельности выступает "Газпром": компания создает и развивает газозаправочную инфраструктуру, совместно с федеральными и региональными органами власти совершенствует отраслевое законодательство, сотрудничает с отечественными производителями по вопросам расширения ассортимента газомоторной техники и оборудования, активно закупает газомоторный автотранспорт.
В результате совместных действий участников рынка потребление газомоторного топлива в России стабильно растет. Сегодня сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в стране насчитывает более 270 единиц, 213 из них принадлежат "Газпрому". Объем реализации компримированного природного газа (КПГ) через газозаправочную сеть компании увеличился в 2015 году на 8% и составил 433 млн куб. м. "Газпром" реализует масштабную программу строительства новых АГНКС. Только в 2016 году компания завершит сооружение 35 АГНКС и реконструирует четыре станции в 21 регионе России. В результате объем потребления газа через сеть АГНКС "Газпрома" увеличится на 11% — до 480 млн куб. м.
Одновременно растут объемы продаж автотранспорта, работающего на природном газе. В прошлом году было продано 3172 газомоторных транспортных средства (в том числе 3044 — отечественного производства), что на 39% больше, чем в 2014 году. Еще около 5000 единиц автотранспорта в прошлом году было переоборудовано для использования природного газа в качестве моторного топлива. Таким образом, в 2015 году парк газомоторной техники увеличился более чем на 8 тыс. единиц. Общее количество такой техники в России на сегодняшний день составляет порядка 110 тыс. единиц.
Однако уровень потребления компримированного природного газа в России остается крайне низким — лишь 0,5% от всех видов моторных топлив, а средняя загрузка АГНКС составляет около 25%. Одна из причин заключается в том, что стоимость газомоторного транспорта, выпускаемого автопроизводителями, дороже его жидкотопливных аналогов, что существенно замедляет спрос на природный газ.
Для дальнейшего развития рынка необходимо расширение газомоторного автопарка на 15–20 тыс. единиц автотехники в год и повышение ее доступности для потребителя.
В свою очередь "Газпром" вносит в увеличение газобаллонного автопарка в стране значительный вклад. В компании реализуется специальная программа по переводу транспорта на природный газ. В настоящее время в Группе "Газпром" из более 30 тыс. единиц техники, пригодной для перевода на газомоторное топливо, 24% составляет техника на природном газе. В 2015 году Группа закупила 1184 единицы газобаллонной техники, план на 2016 год — 1459 единиц.
"Для России с ее крупнейшими запасами природного газа развитие рынка газомоторного топлива — стратегическая задача. Природный газ в качестве моторного топлива экологичен, экономичен и безопасен. Поэтому у газомоторной отрасли в нашей стране большие перспективы. Это комплексная работа, успех которой зависит от слаженного взаимодействия всех участников рынка: "Газпрома", автопроизводителей и органов государственной власти", — сказал Алексей Миллер.
Алексей Миллер и Михаил Бабич договорились направить совместное обращение в Правительство РФ по совершенствованию взаимодействия всех участников рынка газомоторного топлива.
По итогам совещания было принято решение проработать подходы, направленные на стимулирование выпуска и закупки газомоторной техники. Автопроизводителям рекомендовано разработать и утвердить комплекс мер по дальнейшему совершенствованию газобаллонных транспортных средств и развитию сети сертифицированных центров обслуживания автотранспорта, работающего на природном газе.
На заводе Алексей Миллер также осмотрел производство автомобилей "Группы ГАЗ" и выставку техники, работающей на природном газе.